пятница, 20 января 2017 г.

Ахматовские чтения в Ташкенте


«Раз в крещенский вечерок…»
В.А. Жуковский

Сегодня можно с уверенностью сказать, что  в Узбекистане с каждым годом эпохи  Независимости утверждает себя новая волна интеллигенции. Её духовный опыт расширяется и приближается к истинному пониманию вещей. Отчасти этим она обязана просветительской работе, которая ведётся в музеях узбекской столицы, в частности, «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте. Здесь на  еженедельных четвергах  происходит процесс воскрешения  духовной и эстетической памяти. Активисты и гости открытого для всех общественного клуба-музея открывают и «вспоминают» русских философов, художников, поэтов Серебряного века и нового времени. Здесь мы ощущаем свежесть и бесконечность Слова, имеем возможность слышать музыку языка поэзии.
В «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой»  19 01 17 прошли Ахматовские чтения. Предметом обсуждения стали три первых сборника выдающегося русского поэта Серебряного века: «Вечер», «Четки», «Белая стая». С докладом о раннем этапе творчества Анны Ахматовой выступил знаток  литературы Серебряного века Вадим Фомичёв. Вадим Владимирович отметил, что творческий путь Анны Ахматовой от акмеизма к классике нельзя представить без открытия литературного воздуха «серебряного века», без знания творчества Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Николая Гумилёва, Николая Агнивцева, Осипа Мандельштама.., их взаимовлияний и миропониманий.
Когда первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году небольшим тиражом в триста экземпляров с предисловием М. Кузмина, ничто не говорило о том, что через много десятков лет она будет спорить с ним между строк «Поэмы без героя», над которой она работала в  Ташкенте (19141-1944) и закончила только в 1962 году в Ленинграде.


В. Фомичёв прочитал ахматовское стихотворение «Автопортрет»  и подчеркнул, как в повелительном, державном облике поэта пряталась женская и материнская боль, звучавшая в её строках, потрясавших читателя, но никогда не рождавших ощущения надломленности их автора. Счастливые истоки судьбы этой гордой победительницы, - отметил докладчик, - в восторженном принятии сборника Ахматовой  «Четки» (1914) В. Маяковским, М. Цветаевой и Б. Пастернаком, в добром отзыве А. Блока. К тридцатилетнему рубежу своей жизни Ахматова подошла с репутацией  талантливой ученицы Пушкина, оставив позади себя  лестное признание лидера (вместе с Н. Гумилёвым) оригинального литературного направления – акмеизма. Творческий путь будущего автора гениального «Реквиема»  начинался почти триумфально, но впоследствии попал под гнёт «конвоиров» культуры и всей духовной жизни многомиллионного народа. 
А. Ахматова, «великая молчальница » была летописцем времени и сумела соединить в своём творчестве разные эпохи – классическую – пушкинско-блоковскую – и ту, что совпала  с драматическим периодом жизни поэта. Она сумела доказать неистребимость национального слова художника вопреки сатанинским силам антиискусства и мрачным покровителям последнего.
В книге  «Белая стая» свою поэзию она называет  «И голос Музы еле слышный». Этот голос позднее стойко пережил вынужденное длительное молчание и заглушил  одного из «теоретиков  репрессий» - А. Жданова. Ждановы останутся в истории  только как палачи Ахматовой и Мандельштама, а Анна Андреевна – как пророчица вечной жизни художника слова и мужественная защитница русского языка от фашистского и иных разновидностей варварства и бесчеловечия.


В Ташкенте она написала стихотворение «Мужество», вошедшее в изданный здесь сборник избранных стихов 1943 года, которое она читала раненым бойцам в военных госпиталях и труженикам тыла на открытии канала для орошения полей. В последние годы эти слова обрели всемирное эхо: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём Навеки!».




 Композитор Геннадий Арефьев исполнил несколько своих романсов под гитару на ранние лирические стихи Анны Ахматовой, среди которых были любимые всеми: «Вечером» («Звенела музыка в саду»), «Сероглазый король», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» и другие. Олег Бордовский, Ирина Парамонова, Светлана  Бабёнышева, автор этих строк читали стихи Анны Ахматовой. Бард Арнольд Смородин спел свою юмористическую песню-притчу, посвящённую женщинам.



«Анна Ахматова до конца своих дней осталась верна Пушкину и «серебряному веку» русской поэзии, из которого произросла её художественная система. В ней  нашлось место всему: мудрой иронии, гимну любви, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, глубинному чувству отечества и непоколебимой вере в русское искусство и русскую речь», -  подвела итог Ахматовским чтениям директор «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой»  А.В. Маркевич. На этой мажорной ноте завершились первые Ахматовские чтения, которые продолжатся на разные темы, связанные с творчеством русского поэта XX века, до конца этого года в «Мангалочьем дворике». Историческая справедливость, в конечном счёте,  всегда торжествует в судьбе великой поэзии.


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий