суббота, 7 июля 2012 г.

«Давай с тобой поговорим!..»[1]






В Республиканском театре «Алладин» (ЦДО) состоялся Гала-концерт «Чимганское эхо», ещё раз напомнивший слушателям о достижениях, проблемах и перспективах развития песенной поэзии в Узбекистане и самого Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча», которому в 2008 году исполнилось 15 лет. А уже скоро в  2013 году мы будем праздновать его славное 20-летие.
 «Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят ото всего…
Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии», -  так более полутора столетия назад  писал Н.В. Гоголь. Великий русский классик таким образом посылал свои слова в наш переменчивый XXI век, напоминая о непреходящих ценностях, среди которых сегодня важнейшее место занимает культура устного слова, звучащая поэзия.
Звучащий стих имеет историю куда более древнюю, чем письменный. Античность, средневековье, мусульманский и христианский Восток, включая Древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием  инструментов – чаще всего, струнных.
Эта традиция, судя по ежегодным международным фестивалям в урочище Чимган («Чимганское эхо») и Ходжакенте («Осенний аккорд»),  сохранилась по сей день, принимая новые формы и придавая особую значимость поэтическому слову.
С лёгкой руки сперва Булата Окуджавы и потом Владимира Высоцкого, Сергея и Татьяны Никитиных в 60-70-х годах прошлого века появилось новое определение музыкально-поэтического жанра – «авторская песня», ныне прочно вошедшего в культурный обиход. Вл. Высоцкий называл  свои стихи под гитару песнями-монологами, потому что всегда их пел от первого лица, хоть и в разных ипостасях – альпиниста, моряка-подводника, парашютиста, воина, дальнобойщика, лётчика, пирата, сумасшедшего и здравомыслящего чиновника.
Что же изменилось с тех пор в личности поэта-певца, композитора-исполнителя и непосредственной реакции молодёжной аудитории на живое дыхание текущего времени? На смену старым песням приходят новые, меняется характер авторского исполнения и даже самый стиль общения со зрителем-слушателем.
Мне посчастливилось побывать на 30-летнем юбилейном фестивале  авторской песни 24 марта 1998 г. в новосибирском Академгородке, в котором выступили Юлий Ким, Александр Дольский, Сергей и Татьяна Никитины и другие мэтры песенной поэзии. Все они отдали дань памяти Александру Галичу, инициатору и участнику первого фестиваля авторской песни в Новосибирском научном центре (1968). В разное время приходилось слушать Александра Розенбаума, Веронику Долину, Жанну Бичевскую, Елену Камбурову и Елену Фролову из Московского театра  песни и  поэзии, нашего ташкентского  барда Александра Каменского. Все они очень разные, и каждый по-своему неповторим и обаятелен, в силу своего таланта.
«Давай с тобой поговорим!» - звучит со сцены на гала-концерте песня О. Митяева в исполнении лауреата Чимганского фестиваля -2000 – Алишера Шахабиддинова. Его по праву называют «Чимганским соловьём» за мягкий задушевный тембр голоса, за доверительные ненавязчивые интонации всегда искреннего диалога со зрителем. Поклонники авторской песни помнят прекрасный дуэт А. Шахабиддинова и Т. Ивановой, сохранившийся в достаточно качественной записи, сделанной любителями. Их репертуар включал песни Б. Окуджавы, С. Никитина, О. Качановой, Ю. Визбора, А. Суханова и других известных авторов. Эти песни, ставшие классикой, часто и охотно исполняют на регулярных  заседаниях «Арчи»  по средам и на гала-концертах А. Шахабиддинов и его друзья-песенники.
У каждого члена клуба авторской песни «Арча» есть в его творческой биографии свой звёздный час и две-три раритетные песни в репертуаре, получившие единодушное признание публики. Поэтому гала-концерт представляет собой истинный парад «звёзд» и авторских хитов. Вот и  нынешний концерт напомнил собравшимся возвышенную и одновременно дружескую атмосферу недавно прошедшего летнего Чимганского фестиваля, гвоздём которого неожиданно стала песня «Yеsterday» Пола Маккартни в исполнении американского посла в Узбекистане Ричарда Норланда.
Лауреат многих конкурсов авторской песни композитор Михаил Михелев снова вызвал заслуженную овацию в зале высокопрофессиональными «ненадрывным» исполнением песен на стихи Степана Балакина «Водопад» и  «Уходят корабли» (памяти А. Грина). Стиль исполнения на гитаре  у Михелева отличается от других особой,  негромкой и очень органичной, увязанной  со словом мелодичностью звучания. В его исполнении происходит музыкальная метаморфоза стихов, когда слушатель затрудняется сказать, что же было первично в авторской песне – музыка или слова. Но Михаил открыл секрет своего мастерства: в его творчестве первична музыка, а стихи он уже позднее подбирает к готовой мелодии.
Такая классическая манера исполнения, в которой музыка сливается с поэзией, уходит своими истоками в творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Е. Камбуровой. Жители Ташкента помнят гастрольный  концерт руководителя Московского театра песни и поэзии в столичном  Академическом русском драматическом театре весной 2008 года. Елена Камбурова исповедально, сокровенно,  грудным баритоном  под гитарный и клавишный аккомпанемент исполняла песни из репертуара «серебряного века» -  на стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама.  Это представление можно было назвать музыкально-поэтическим театром одного актёра.
Впрочем, наши композиторы и исполнители тоже очень часто  обращаются к советской и русской классике. Так, в программе фестиваля  «Чимганское эхо» и на последующем гала-концерте прозвучали романсы на стихи Н. Гумилёва в исполнении индонезийского композитора и певца Амира Астапраджи. Дмитрий Кравцов представил романтическую интерпретацию романсов на стихи А. Блока. Любимчик публики общепризнанный, хотя  ещё достаточно молодой мэтр Влад Маевский  исполнил полный очарования и истомы романс Б. Асадова «Когда влюбляется поэт».
 Ольга Абишева  и  Сергей Лиханов дуэтом исполнили  песню «Ты меня на рассвете разбудишь…»  на стихи А. Вознесенского из рок-оперы  А. Рыбникова «Юнона и Авось».
Завсегдатай всех фестивалей, лауреат «Чимганского эха»-2008 Геннадий Арефьев в свой репертуар включил песни на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Х. Алимджана, ставшие современной классикой.
На этом   знаменательном фестивале он  занял почётное звание лауреата в номинации «Композитор и исполнитель» песней «Дождь» на стихи Дм. Черникова. Столичная публика любит Геннадия Арефьева ещё  за то, что он пропагандирует творчество ташкентских пиитов –  не так давно ушедших от нас  народного поэта Узбекистана А. Файнберга,  В. Баграмова, Л. Абрамяна  до малоизвестных авторов, делающих первые шаги на стихотворной ниве. Причём, иногда он бывает первооткрывателем нового литературного имени.  Люди сперва знакомятся с песнями Геннадия Арефьева,  а потом уже - через его композиторское и исполнительское  посредничество - со стихами того или иного поэта. У Геннадия отзывчивое сердце, тонкий музыкальный слух и избирательный литературный вкус. За последние десять лет он написал  больше  двухсот песен на стихи более двадцати  наших земляков. Они успешно звучат на радио «Ташкент», многих творческих вечерах и презентациях, а также традиционных фестивалях авторской песни.
Разнообразный, многоликий репертуар гала-концерта задорными аккордами украсили «Детская песня» (исп. Владислав Куваев), «Седьмое небо» (исп. Андрей Цой), задушевные  песни – патриотическая о Бухаре и ностальгическая – о бывшем Советском Союзе в исполнении талантливого автора, впоследствии лауреата фестиваля авторской песни Виктора Кима, народные частушки и юмористические песни Александра Якушева и, конечно, «Чимган» и «Осенняя песня» на стихи и музыку бессменного руководителя клуба «Арча» со дня его основания Тимура Валитова в авторском исполнении.
Свою классическую высокую ноту чистой поэзии в программу гала-концерта внёс тогда ещё  здравствующий Владимир Баграмов. Кто бы предполагал, что это выступление было его «лебединой песней»? Он представил на суд слушателей стихи из своей будущей книги «Босиком по облаку». На этом концерте впервые были озвучены автором  «Антиличная поэма», «Посвящение Н.В. Гоголю», «Памфлет на графоманов» и гимн настоящим поэтам – «Поэты, жизни семена, случайно павшие на землю» (Посвящение В. Гину»), а также исповедь поэта-барда: «Всю жизнь в душе душу раба в его славянской оболочке».
Теперь это уже история. Через год он ещё участвовал в жюри фестиваля авторской песни «Чимганское эхо», но  потом 16 июня 2011 года  его не стало. Вечер памяти Владимира Баграмова в рамках фестиваля авторской песни и поэзии «Осенний аккорд-11» открылся прижизненным посвящением  ему Виктора Гина, поэта из Израиля: «На ночном небе одни звёзды кажутся большими, другие – маленькими, но это не значит, что они, действительно, такие, просто маленькие звёзды очень далеко от нас.
Вот и Владимир Баграмов далеко живёт от Москвы, Питера, Тель-Авива, от миллионов, глубоко и по-настоящему любящих поэзию. Но он звезда очень крупной величины, и это хорошо знают те, кому посчастливилось приблизиться к его творчеству – прозе, стихам, песням и  пьесам. И я в числе этих счастливчиков».
Ровно через год 16 06 12 в рамках  фестиваля «Чимганское эхо»  Вл. Баграмову воздали дань памяти барды, поэты, декламаторы и просто почитатели  его стихов и прозы, а он их благодарно «слушал»  с небесных горних высот.
В 2012 году состоялся 35-й юбилейный международный эколого-туристический фестиваль авторской песни "Чимганское эхо". На фестиваль прибыли участники из Навои, Ферганы, Самарканда, Ташкента, Зарафшана, Учкудука, а также из-за рубежа - участники и коллективы из Москвы, Казани, Астаны, Алматы и других городов. Фестиваль проходил в урочище "Двенадцать  ключей" у подножия большого Чимгана[2].  
В этот раз «гран-при» –  высшую награду на фестивале - гитару заслуженно завоевал экономист по специальности и бард по призванию Николай Зверев, впервые прибывший на фестиваль из Чимкента. Из интервью с ним я выяснила, что он является неоднократным дипломантом фестиваля «Гренландия» и лауреатом «Звёздного дождя». Его любимый отечественный певец – А. Градский.  Николай Зверев  не подражает ему, но диапозон его  голоса не менее широк, чем у его кумира. В его репертуаре преобладают как философские, так и юмористические авторские песни.
«Талант – детская модель вселенной» - сказал однажды Борис Пастернак. Поэты и музыканты наводят в ней гармонический порядок. Большое настоящее искусство сближает людей – делает их братьями. Что бы там ни было (и много было всякого!..) в наше переходное сложное, противоречивое время фестиваль авторской песни «Чимганское эхо» живёт вот уже тридцать пятый год как упрямое объяснение в любви – жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда не прискучит, потому что оно всегда недостаточно: «Давай с тобой поговорим!..»

2008/12




[1] Багдасарова Г. Названное произведение.  - //Гармония, №№  29,30 (162, 163), 2008. С.12
[2] Ознакомиться с Положением о фестивале и условиями расположения и проживания всегда можно на сайте "Авторская песня Востока" - www.archa.me


Комментариев нет :

Отправить комментарий