суббота, 3 августа 2013 г.

Поговорим о культуре! Культура сквозь призму философов, поэтов и её функции




1. Сущность, типы и структура культуры
2.Человек как субъект культуры
3.Функции культуры
4. Заключение: тенденции и перспективы эволюции культуры рубежа –ХХ-ХХI вв.

1. Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества свободы:
 «Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил»
Евгений Баратынский.

Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. В своём этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах философов и ораторов Древнего Рима. Римский философ и оратор Цицерон использует понятие «культура» как «хозяйство», но уже  соотносит его с культурой души, разума, культом богов, предков, духовностью, наконец. В античном сознании  понятие культуры отождествляется с понятием «пайдейя» - «образованностью» - по определению Платона, это означало руководство к изменению человека, всего его существа.
В эпоху средневековья слово «культ» - способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу -  употреблялось чаще, чем культура. В эпоху Возрождения  воскрешается античное представление о культуре как активном творческом начале в человеке и синониме его гуманности. Спустя столетия в латинских странах употребляют термин «цивилизация» как совокупность  социального наследия в области техники, науки, искусства, политических учреждений. Первым провёл различие между двумя понятиями И. Кант. Немецкий философ 20 в. О. Шпенглер противопоставил их.
Н.К. Рерих разбил понятие «культура» на две  части: «культ» - почитание, «ур» - свет, т.е.  в итоге: «почитание света». Духовный сокровенный тайный аспект культуры сохранился в терминах: магия, мистика, мистерия.

Французский писатель-экзистенциалист  Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает, но она дело рук человека: в ней он ищет своё отражение, в ней узнаёт себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть своё лицо: «Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга» (Стефан Цвейг).
Субкультуре свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Она отдаёт национализмом и расизмом. Эти группы-секты маргинальны по отношению к обществу и потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации и потенциально тяготеют к отклонениям от общепризнанных норм поведения. Обычно они отличаются эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, привержены интересам секса нетрадиционных меньшинств, «тусовок», наркотиков. В конечном итоге, эта среда формирует контркультурную ценностную ориентацию среди людей.
2.      В современном значении слово «культура» стало употребляться в 18 в. в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа. «Культура» означает определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими  материальных и духовных ценностях. Поэтому мир культуры – не следствие природных сил, а  результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что нам дано самой природой и по праву называется «второй природой».
         Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь становится таковым в процессе  непрерывного овладения культурой, т.е. в процессе воспитания и образования, самосовершенствования, передачи её от одного поколения другому – преемственности культуры.
         Н.А. Бердяев выразил мнение о противоречиях процесса социализации культуры и индивидуализации личности, между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, между традиционностью культуры и обновлением, которое происходит в  её организме. Эти противоречия составляют не только сущностную хароактеристику культуры, но и являются источником её развития.
         Для культуры как социального явления характерны основополагающие, системообразующие   понятия: культурная статика и  культурная динамика. Мы рассматриваем культуру в покое и одновременно в  процессе движения и изменения.
Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. В материальную культуру входят:
-культура труда и материального производства;
- культура топоса;
- культура отношения к собственному теле;
- физическая культура и многое другое, с точки зрения влияния его  на развитие человека.
         Духовная сторона культурной статики:
это образцы, нормы и  правила поведения;
- законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы;
- символы, мифы, знания, обычаи идеи, традиции, язык.
Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры,  созданной прошлыми поколениями. Оно объединяет общество в период кризиса и служит важным фактором сплочения науки, выражает «культурные универсалии» - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам без национальных и географических границ, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более 70 универсалий: (число, этика, семья, материнство и т.п.).
3. Культура – многофункциональная система. Главная функция – человекотворческая, или гуманистическая. Функцию трансляции социального опыта называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы, искусства, «языках» науки, философии, религии и других посредством жёсткого отбора и активной передачи её лучших образцов. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной и исторической памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает накапливать богатейшие знания о мире и создаёт благоприятные возможности для его познания и освоения.
Общество интеллектуально настолько, насколько оно использует богатейшие знания из культурного генофонда человечества.
Регулятивная  функция культуры  связана  с различными видами общественной и личной деятельности людей: она регулирует наши поступки, действия и даже выбор материальных и духовных ценностей.
Семиотическая или знаковая функция предполагает знание, владение определённой знаковой системой  культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее овладения национальной культурой.
Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню судят о культурности человека. Нравственное и интеллектуальное содержание выступает критерием соответствующей оценки. Помните чеховскую фразу: «Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой».
Культура – это  сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. Выделяют мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов и национальную культуру синтез культур различных социальных слоёв и групп соответствующего общества.
Культура есть акт преодоления природы, выхода за  границы инстинкта и видовой закреплённости – «божий дар», дающий возможность человеку преобразить окружающую природу и перестроить самого себя благодаря ей:
«Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день» (Роберт Льюис Стивенсон).
Не всякая деятельность творит культуру, а лишь та, которая имеет смысл – творческая деятельность, невозможная без разума, без продвижения к смыслу.
В рассказе  А. Бондарева «Зелень переспелая»  (//Спешу домой», №14, 2012, с. 6) из Новосибирска старик  учит своего внука уму-разуму (цитирую, сохранив стилистику разговорной речи киржачей):
«Да нету её жизни-то. Как можно хвалить её, коли на Земле-Матушке работать никто не хочет? Всем бы деньги считать! Кругом одно враньё. А ведь ложь-то всегда злом кончатся. Забывают все, што мир войной живёт, и слабоумен тот,  кто во время битвы преисполнен мира.
Иное время – иное бремя, полагать надо, трутень тя в нос. Оно, пришлась вроде ложка и ко рту, да в кувшин не лезет. Никто не подумал о том,  што когда зацветут камыши, у нас не будет ни души. И воры не рядом ведутся, а кого бес свяжет.
Самое главное, забывают люди о том, что терпит брага долго, а через край пойдёт – не удержишь! Запомни, мой внучек! Запомни, зелень переспелая!»
Занимаясь жизнеустройством, человек далеко не всегда задаётся вопросом  о предназначенности бытия и своей собственной судьбы. Философ 20 в. М. Мамардашвили, следуя античным мудрецам,  отделял понятие «бытие» от нашей повседневной  безоглядной «жизни» и призывал современников к «жизни в свете бытия», пусть хотя бы в редкие часы вдохновения и самосознания во благо их же самих. Именно те деяния человека, которые содержат в себе напряжённый творческий прыжок, прорыв в новое духовное пространство, вычитывание в окружающей нас Природе высокого смысла, - именно они рождают вечные святыни и нетленные человеческие ценности. Многое в новых  неизведанных формах культуры рождается впервые как обнаружение смысла. Борис Пастернак говорит именно об этом  в своих стихах:
« Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
свершать открытья…
…………………………..
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука»
1956
4. На рубеже  XX-XXI столетий   многие исследователи наблюдают разрыв социального и культурного  циклов. Это одна из исторических закономерностей нашего времени. Темпы культурных перемен стали гораздо более быстрыми. На протяжении одной жизни могут чередоваться несколько культурных эпох. Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что ещё недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации, низвергаются вчерашние святыни. Рвутся духовные нити, связывающие нас с близкими людьми. Человек становится одиноким перед надвигающей неизвестностью.
Филиппо Маринетти написал трактат «Новая религия – мораль скорости», в которой  занял антитехнократическую позицию.
О. Тоффлер в последней трети прошлого века увидел причину «футушока» (шока от будущего) только в новых скоростях машины, провоцирующей неслыханные темпы изменений. Миллионы людей охвачены чувством тревоги, навязанным нам  технической цивилизацией и глобальными переменами, происходящими вокруг нас. Нарастающий темп перемен губительно воздействует на нашу психику, нарушает внутреннее равновесие, меняет образ нашего мышления и жизни.
«Эфемерность» – новое качество скоротечности и непостоянства нынешней жизни. В прошлом столетии идеалы были куда более прочными и долговечными. На смену им  приходит спровоцированная мировым финансовым кризисом экономика недолговечности, отсюда неуверенность относительно будущих потребностей: сокращается срок  взаимоотношений человека и окружающих его вещей -  люди преимущественно в современном мире живут в кредит и вещи берут на прокат. Мы вступаем в эпоху временных изделий и временных потребностей, а также  временных эфемерных человеческих взаимоотношений.
В супериндустриальном обществе межличностные отношения тоже становятся временными, функциональными, непостоянными. Люди проходят через нашу судьбу, не задерживаясь в ней. Мы вступаем с ними в поверхностные деловые отношения на функциональной основе.
Дальнейшая урбанизация и возрастающая географическая мобильность, необратимо  увеличивающаяся миграция, а также мелькающие на ТВ-экранах образы - звёзды эстрадного шоу, тысячи экранизированных «известных личностей» провоцируют нас  вступать с  этими «заместителями» в определённые отношения, и они нам порой заменяют родных и друзей.
Растёт количество и укорачивается, сокращается длительность наших связей с населяющими наше сознание «заместителями». Всё это приводит  к неустойчивости склада характера и индивидуальной психики.
Мы страдаем не от недостатка выбора, а от избытка информации: стремительно происходит ускоренное отмирание старых представлений, переработка жизненных понятий и нравственных представлений  из нашего прошлого опыта и вырабатывается ощущение непостоянства нашего бытия.
О. Тоффлер отмечает, что вследствие урбанизации, экологического кризиса, стихийной гонки за  экономической выгодой – всего того, что характеризует сегодня капиталистический мир (частью которого стала и наша Республика Узбекистан), мы переживаем  необратимый парадокс. Мир ради прибыли делает предметы роскоши столь же доступными, как  воздух и вода, и в то же время  хищнической эксплуатацией природных ресурсов превращает чистый воздух и питьевую воду в недоступную роскошь. Антирациональное современное устройство этого мира порождает эпидемию иррационального сознания:
«Все прогрессы реакционны,
Если рушится человек!..»
А. Вознесенский.

Гармония…. Именно её нам не хватает в сегодняшней стремительной жизни на бегу, во взаимоотношениях с людьми наспех, в поверхностном познании самих себя и окружающего мира – времени в обрез! – надо на жизнь зарабатывать, чтобы попросту выжить. Но именно она, Гармония, является пропуском в наше личное будущее и будущее нашей страны, в которой, смеем надеяться, потомки великого мирового культурного наследия будут жить в гармонии с Природой и самими собой.

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет :

Отправить комментарий