«Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при Российском центре науки и культуры Уз 29 01 15 отметил два юбилея: 155 лет со дня
рождения А.П. Чехова (1860-1904) и 135 лет с начала его литературной
деятельности.
Директор общественного клуба-музея А.В. Маркевич
предложила собравшимся любителям русской литературы вспомнить свои впечатления
от чеховских героев из всего прочитанного со школьной скамьи, увиденного на
театральной сцене и на кино-телеэкранах.
Поэт и
литературный критик Николай Ильин отметил особое место русского писателя – «мастера
короткого рассказа» и повествовательной формы в историческом литературном
процессе рубежа веков рядом с корифеями русского романа – Л.Н. Толстым и Ф.М.
Достоевским. Привязанность А.П. Чехова
к теме повседневной жизни средних
обывателей, фактически нас с вами, и его природный юмор, по мнению Ильина, делают
его актуальным и в наши дни. Жизненной
почвой для типов в новейшей литературе становятся не столько крупно выраженные
проявления всеобъемлющих страстей или пороков, сколько усреднённые формы того и
другого, слабо тлеющая жизнь «толпы», «виды духовной стадности», характерные и
для нашей современной литературы XX-XXI вв.
В то время
Ф.М. Достоевский провозгласил: «Красота спасёт мир». Л. Н. Толстой в трактате «Что такое
искусство?» писал: «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но скорее,
противоположно ему. Чем больше мы отдаёмся красоте, тем больше мы удаляемся от
добра». А.П. Чехов по этому поводу спародировал: «Безнравственно носить бороду,
если из неё можешь сделать подушку для бедного». Это был «крестовый поход
нравственности против эстетики» (И. Виноградов), в котором победу одержала простая заповедь А.П. Чехова: «В
человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Облик писателя и его жизнь нередко
оказываются для его современников и потомков, т.е. нас с вами, предметом
пристального интереса и уважительного внимания, становясь самостоятельно
значимой культурной ценностью. Писательский лик становится в один ряд с его
«лучшими созданиями» - об этом на юбилейном вечере говорили Вадим Фомичёв, Марина Храмова,
Александр Курышев и автор этой статьи. Писатель необходимо причастен
внехудожественному бытию как своими поступками, умонастроениями, переживаниями,
так и созданными им произведениями. Для
нас сегодня важно всё: принадлежность писателя его поколению, наследуемые им
традиции, его причастность к национальной и общественной жизни, а также
«микросреда» (условия воспитания, семья,
бытовое окружение), в которой он обитал.
В детстве
Антон отличался живостью характера и остроумием. Мать мальчика, Евгения Яковлевна Чехова, очень любила своих шестерых детей
и постоянно защищала их от самовластности мужа - Павла Егоровича. Она воспитывала
в них любовь к природе и к людям, сострадание к угнетенным и обездоленным.Творческая деятельность будущего всемирно известного
писателя и драматурга началась в школьные годы в Таганрогской гимназии. Рукописный
журнал разместил на своих страницах первое стихотворение, написанное Чеховым.
Подписано оно было псевдонимом Чехонте. В 1876 году его отец Павел Егорович
разоряется и, чтобы спрятаться от кредиторов, перебирается вместе с семьей в
Москву. Антон остается в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Деньги для
проживания он зарабатывает репетиторством. Тема первого рассказа "Толстый и тонкий" раннего Чехова –
чинопочитание, причем, чинопочитание низменное.
В 1884 году
Антон заканчивает медицинский факультет Московского университета и переезжает в
Вознесенск, где становится уездным врачом, но от творчества он не отказывается.
Здесь будущий писатель написал много рассказов, среди них – «Хирургия» и
«Беглец». Спустя некоторое время Антона Павловича назначают заведующим
больницей в Звенигороде. В это время рассказы писателя отражают его медицинскую
работу: «На вскрытии», «Мертвое тело», «Сирена».
А.В. Маркевич
отметила, что Чехов не был таким ярым критическим реалистом, как Гоголь, автор так называемой поэмы «Мёртвые души» и
пьесы «Ревизор». А.П. Чехов мог только описать
разрушающую пошлость обывательского существования уходящей дворянской интеллигенции предреволюционной эпохи («Попрыгунья»,
«Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой»). Он также мог высветить
своим талантом душевную чистоту и
безысходность существования простых
крепостных людей: Ваньки Жукова в
одном из двух одноимённых рассказов:
«Ванька», Герасима в «Муму», извозчика,
похоронившего единственного сына, в
самом печальном его рассказе «Тоска». Персонажи его повести «Степь», пьес («Иванов», «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три
сестры», «Дядя Ваня») были проникнуты
человечностью, добротой и грустным лиризмом
В
1885 году Чехов совместно с семьей едет в гости в усадьбу Бабкино, расположенную
среди замечательной природы под Воскресенском, где остается надолго. Здесь он
получает возможность общаться с высокоинтеллектуальными людьми. Особенно
дружественные отношения сложились у писателя с художником Левитаном, что
благоприятно отразилось на творчестве писателя. В 1886 году писателя приглашают
стать сотрудником газеты «Новое время». Он начинает писать материалы для
издания, подписываясь настоящим именем.
Каждый из выступавших на юбилейном
вечере в «Мангалочьем дворике» вспомнил для него особые дорогие произведения.
А. Курышев прочитал два одноимённых рассказа «Ванька», знакомых нам с детства.
В. Фомичёв отметил доброту, милосердие и
всепрощение в книгах Чехова и отличающую
его писательскую скромность человека, который видел, описал, но не знал рецепта
от пошлой жизни. Вадим прочитал фрагменты чеховского рассказа «День за
городом».
Раиса
Крапаней вспомнила рассказы «Хочется спать» и «Каштанку» и призналась, что без слёз их
читать невозможно. «Каштанка» была написана
в 1887 году и по праву считается одним из самых известных и
трогательных рассказов А. П. Чехова о
бродячих цирковых артистах, о нашей любви к братьям меньшим – домашним
животным и о нашей ответственности за
«тех, кого мы приручили».
Николай
Ильин признался, что, в целом, он равнодушен к драматургии русского писателя и
ценит его, прежде всего, как « короткого рассказа», особенно ценит юмор и
самоиронию А.П. Чехова. Из всей драматургии русского писателя Н. Ильин выше всех ценит первую пьесу Чехова
– «Иванов», которая была поставлена в
1887 году московским театром Корша.
Постановка увенчалась успехом, несмотря на то, что реакция публики была
неоднозначной. С этого времени начинается становление Чехова как драматурга.
В это время самопознание автора,
художественное постижение и претворение им собственного духовно-биографического
опыта и черт своей индивидуальности составляет неотъемлемое звено литературы. В
1890 году Антон Павлович отправляется на Сахалин, где проделывает колоссальную
работу: переписывает местное население, собирает материал о жизни каторжников и
других обитателей острова, о произволе, который творят здешние чиновники. На
основании полученной информации Чехов пишет книгу «Остров Сахалин», которая
послужила причиной колоссального резонанса и начавшегося расследования по
фактам чиновничьего произвола. Но после поездки на остров у писателя начинается
обострение туберкулеза, тревожащего его еще с детских лет. Побывав на Сахалине,
писатель не хочет оставаться на месте и отправляется в путешествие, во время
которого посещает Японию, Китай, Турцию, Италию и Францию.
1892 год выдался неудачным для жителей
средней полосы России: все посевы были уничтожены засухой. Чтобы помочь
голодающим, Чехов собирает для них пожертвования. В этом же году писатель
покупает усадьбу в подмосковном Мелихово (сейчас в ней работает музей писателя,
который мне посчастливилось посетить, будучи в Москве). Здесь он за свои деньги
открывает медицинский пункт и школы для крестьянских детей, проводит борьбу с
холерой в 25 близлежащих деревнях, принимает участие в строительстве дороги,
способствует открытию почты и телеграфа, организовывает посадки вишен,
лиственниц, вязов, кленов, сосен и дубов. В Мелихово писатель написал 42
произведения, среди которых особо известны «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и
«Вишневый сад». «Вишнёвый сад» с успехом идёт много лет в Академическом русском
драматическом театре Узбекистана. На «Чеховскую
лабораторию» в Молодёжном экспериментальном театре «Ильхом», органично в одном спектакле объединившем мотивы разных пьес, - всегда неизбежный
аншлаг.
Хотя
добраться до усадьбы было весьма затруднительно, в Чеховых постоянно обитали
гости. Их дом был всегда заполнен родственниками, писателями, артистами,
музыкантами, деятелями науки.
В
то же время Антон Павлович часто посещает Москву и Петербург, где общается с
художниками, писателями и артистами, ходит в театры, на концерты и литературные
вечера, официальные обеды и юбилеи, в редакции газет и журналов. Чехов решает
создать общественную библиотеку в Таганроге и отправляет в родной город свыше
2000 книг из личной библиотеки, среди которых были редкие экземпляры. Позже он
продолжает пополнять коллекцию.
В
1895 году Чехов едет в Ясную Поляну для знакомства со Львом Николаевичем
Толстым. Их встреча перерастает в дружбу, несмотря на сдержанное и порой откровенно
критическое отношение Толстого к своему
другу, особенно его драматургии. В 1896 году Александрийский театр в Петербурге
ставит пьесу Чехова «Чайка». Спектакль закончился неудачей, что принесло
писателю много переживаний. Но через два года пьеса в постановке Московского
Художественного театра получает значительный успех. Вскоре «Чайка» стала одной
из самых известных пьес драматурга и по сей день не сходит со сцены МХАТа.
В
1898 году Чехов покупает участок земли в Ялте, где начинает строительство дома.
Осенью умирает отец писателя. Спустя некоторое время Антон Павлович продает
имение в Мелихово и вместе с матерью и сестрой переезжает в Крым. В Ялте
писатель окунается в активную общественную жизнь. Его выбирают одним из
попечителей женской гимназии. Антон Павлович жертвует деньги на строительство
школ, заботится о приезжих больных, хотя сам болеет туберкулезом. Чехова часто
навещают А.М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн и В.Г. Короленко.
В 1900 году Чехова выбирают Почетным
академиком Императорской Академии наук по изящной словесности. Но в 1902 году
Академия приняла решение исключить из своих рядов Горького из-за политической
неблагонадежности, и в знак протеста Антон Павлович отказывается от членства в
Академии. В 1900 году наблюдается обострение туберкулеза, и Антон Павлович едет
в Европу для поправки здоровья. Несмотря на плохое самочувствие, писатель
продолжает заниматься общественной и благотворительной работой, создает новые
творения и лечит чахоточных больных. Но состояние здоровья писателя продолжает
ухудшаться, и он возвращается в Ялту, но крымский воздух тоже не дает
облегчения.
Антон
Павлович 25 мая 1901 года венчается с Ольгой Леонардовной Книппер – ведущей
актрисой Московского Художественного театра, исполняющей ведущие роли в пьесах
Чехова. После свадьбы Ольга едет с мужем в Уфимскую губернию для лечения
кумысом. Но болезнь продолжает прогрессировать. В 1904 году на сцене появляется
пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение писателя, ставшее самым
знаменитым. В этом спектакле роль Раневской играла Книппер.
В
конце весны писатель вместе с женой едет в Германию на курорт Баденвейлер. Но
болезнь подходит к завершающей стадии, и выздоровление становится невозможным. Антону
Павловичу 15 июля 1904 года в 2 часа ночи стало очень плохо, и к нему вызвали
доктора. Чехов сказал врачу, что он умирает и попросил шампанского. Опустошив
бокал, писатель лег в кровать и почти сразу же умер. Об этом символическом
эпизоде рассказала ташкентский поэт Татьяна Попова, подчеркнув жизнерадостный
оптимизм этого неординарного человека, встретившего свой конец с бокалом шампанского. В «Вишнёвом саде», - заметила
Т. Попова, - на руинах старой
ветхой дворянской усадьбы и вырубаемого вишнёвого сада тоже происходит прощание
с прошлой жизнью, и предчувствие, и закладывание новой. Известно,
что по произведениям Антона Павловича Чехова снято 235 художественных и 10
анимационных фильмов. С именем драматурга связано появление Московского
художественного театра, первыми спектаклями которого стали драмы
"Чайка", "Три сестры" и "Вишневый сад".
В
целом, для всего литературного
творчества А.П. Чехова характерна особая эмоциональная атмосфера. Эта атмосфера объединяет русского писателя переходной эпохи с его отечественными
великими классиками XIX века. Если сравнить произведения: «Живые мощи» И.С. Тургенева, «Тишина» А.Н.
Некрасова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Соборяне» Н.С. Лескова, «Братья
Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Святою ночью»
и «Студент» А.П. Чехова, - мы обнаружим
исполненное благодарности мироприятие. Оно неразрывными узами связано в христианской
культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное
же – с состраданием, простирающимся на всё и вся. «Обнимающая весь мир слёзная
жалость» (С. Аверинцев) понимается здесь не как временный аффект, а как непреходящее состояние души и притом как путь
одухотворения, уподобления Богу. Эта атмосфера, к счастью, присутствует и в
русской литературе ХХ в. – прозе И.С. Шмелёва, позднем творчестве Б.Л.
Пастернака (романы «Доктор Живаго», «Охранная грамота», стихотворения
«Рождественская звезда», «Когда разгуляется»).
Когда
мне случается бывать в Москве, я стараюсь поклониться скромной могиле русского писателя на Новодевичьем кладбище – от центрального входа в некрополь надо повернуть направо к надгробному памятнику народного артиста Ю.
Никулина и потом, пройдя под узкой аркой,
снова направо - к последнему приюту
Антона Павловича Чехова.
Гуарик Багдасарова
Я очень люблю рассказы А .П.Чехова. Особенно те в которых юмор тесно соседствует с правдивостью. В этих рассказах каждый герой особенный и жизнь его трудна и насыщена. Ну а сегодняшние экранизации его произведений к сожалению не всегда интересны.
ОтветитьУдалитьМы сегодня должны прочитывая произведения Чехова впитывать всё то чему эти рассказы нас наглядно учат.
Спасибо за статью Гуарик!
Александр Евсеев.