пятница, 28 декабря 2012 г.

Новый год под «Арчой»




Так назвали свой предновогодний концерт его участники, лауреаты  международных фестивалей авторской песни и поэзии, известные барды и поэты Ташкента:  А. Смородин,  В. Ким,  В. Шабалин, Л. Пузырёв (дядя Сэм), А. Болодурин.,  О. Ким, С.  Шейко, А. Цой,  А. Якушев,   О. Бордовский, С. Клокотова,  Ю. Когозиди, З. Юсупов, Т. Валитов («Тим Осенний»), А. Вселенный. В программе приняли участие  гости  А. Александров и Э. Нурханов из Москвы, Т. Хамадханова из Навои и  другие. Концерт состоялся 21 декабря в театре «Аладдин» и  зарядил всех зрителей  новогодним  праздничным настроением.
Ведущая вечера – С. Клокотова, Дед Мороз – В. Шабалин, Снегурочка – Настя Потапова отлично справились со своими обязанностями. Периодически со сцены звучали  стихотворные поздравления и пожелания:

Новый Год! И в воздухе морозном -
 Волшебство и ожидание чудес.
 Пусть сегодня, этой ночью звездной,
 Будут счастливы все, кто собрался здесь.

Выход каждого  участника предварялся  поэтической презентацией:

Любитель  походов,  друг   многих  поэтов,
Он  в песнях  нам  дарит  любовь  и  тепло,
Спешит  с  поздравлением  целому  свету Геннадий  Арефьев, встречайте  его!.
***
Песен  ярких и задорных
Автор, бард, к тому ж поэт
Виктор  Ким  идёт  на  сцену.
Кима любит целый свет!
***
Романтик,  музыкант,  поэт,
Непревзойденный  чудо-бард,
В  сердцах  всегда  оставит  след
Нурханов  Эдуард!

***
Романтика  вальса, романса  напевы
И глаз  новогодняя  нежная  тайна
Нам  дарит  мелодию  ярко  и  смело
Красавица-чудо! Шейко  Светлана!

Председатель КАП и поэзии «Арча» был тоже представлен зрителям в его типичном любимом  амплуа:

 Темы  ярки,  не  избиты,
Песни -   словно  шанс  спасенья.
Кто  же  там – Тимур Валитов,
Или  все  же  «Тим  Осенний»?

Никто не остался без внимания ведущей программы Светланы Клокотовой, даже самые юные участники новогоднего  концерта  –  ансамбль «Арчонок» под руководством  лауреата международных  фестивалей авторской песни Сергея Лиханова:

С  поздравленьем  новогодним  выступят  сейчас  ребята,
Все  их  любят,  все  их  знают.  Выходите  к  нам, «Арчата»!

В каждом экспромте таилось  зерно без плевел, характерное для репертуара  каждого отдельного барда. По окончании концерта все участники забрали на память себе  не только праздничные адреса, но  и  рукоплескания зрителей, долго не отпускавших со сцены  талантливых самодеятельных артистов.
 Разве это не  повод, друзья, снова поговорить об авторской песне? Совсем недавно - 30 ноября  - вместе с гостями, лауреатами многих международных фестивалей авторской песни – семьёй  талантливых музыкантов из Алматы - Алексея  Хайленко – ташкентцы провожали осень с песнями под гитару  в театре «Аладдин». В узбекскую столицу, наконец, пришла запозднившаяся на пару недель зимушка-зима, и её тоже поэты и барды  встретили со всеми почестями – задушевными песнями, новогодними приветствиями и   лирическими стихами в её честь, тем более, что произошло это празднество накануне… Нового года, юбилейного для «Арчи», ведь в будущем году Ташкентскому клубу авторской песни исполнится 20 лет..
 «Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят ото всего…
Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии», -  так более полутора столетия назад  писал Н.В. Гоголь. Великий русский классик таким образом посылал свои слова в наш переменчивый XXI век, напоминая о непреходящих ценностях, среди которых и сегодня важнейшее место занимает культура устного слова, звучащая поэзия.
Звучащий стих имеет историю куда более древнюю, чем письменный. Античность, средневековье, мусульманский и христианский Восток, включая Древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием  инструментов – чаще всего, струнных.
Эта традиция, судя по ежегодным международным фестивалям в урочище Чимган и Ходжакенте («Осенний аккорд»),  сохранилась по сей день, принимая новые формы и придавая особую значимость поэтическому слову.
В июне этого уходящего года состоялся 35-й юбилейный международный эколого-туристический фестиваль авторской песни "Чимганское эхо". На фестиваль прибыли участники из Навои, Ферганы, Самарканда, Ташкента, Зарафшана, Учкудука, а также из-за рубежа - участники и коллективы из Москвы, Казани, Астаны, Алматы и других городов. Фестиваль проходил в урочище "Двенадцать  ключей" у подножия большого Чимгана. 
В этот раз «гран-при» –  высшую награду на фестивале - гитару заслуженно завоевал экономист по специальности и бард по призванию Николай Зверев, впервые прибывший на фестиваль из Чимкента. Из интервью с ним я выяснила, что он является неоднократным дипломантом фестиваля «Гринландия» и лауреатом  фестиваля «Звёздный дождь». Его любимый отечественный певец – А. Градский.  Николай Зверев  не подражает ему, но осознаёт, что диапозон его  голоса не менее широк, чем у его кумира. В его репертуаре преобладают как философские, так и юмористические авторские песни. Что бы там ни было (и много было всякого!..) в наше переходное сложное, противоречивое время фестиваль авторской песни «Чимганское эхо» живёт вот уже тридцать пятый год как упрямое объяснение в любви – жизни, людям, добру.
С лёгкой руки сперва Булата Окуджавы и потом Владимира Высоцкого, в 60-70-х годах прошлого века появилось новое определение музыкально-поэтического жанра – «авторская песня», ныне прочно вошедшего в культурный обиход. Вл. Высоцкий называл  свои стихи под гитару песнями-монологами, потому что всегда их пел от первого лица, хоть и в разных ипостасях – альпиниста, моряка-подводника, парашютиста, воина, дальнобойщика, лётчика, пирата, сумасшедшего и здравомыслящего чиновника и пр.
Что же изменилось с тех пор в личности поэта-певца, композитора-исполнителя и непосредственной реакции молодёжной аудитории на живое дыхание текущего времени? На смену старым песням приходят новые, меняется характер авторского исполнения и даже самый стиль общения со зрителем-слушателем.
Мне посчастливилось побывать на 30-летнем юбилейном фестивале  авторской песни 24 марта 1998 г. в новосибирском Академгородке, в котором выступили Юлий Ким, Александр Дольский, Сергей и Татьяна Никитины и другие мэтры песенной поэзии. Все они отдали дань памяти Александру Галичу, инициатору и участнику Первого бардовского  фестиваля в Новосибирском научном центре (1968). В разное время приходилось слушать Александра Розенбаума, Веронику Долину, Жанну Бичевскую, Елену Камбурову и Елену Фролову из Московского театра  песни и  поэзии. Наши  ташкентские   барды Александр Каменский, Рашид  Ахмедов, Юрий Алеников, Леонид Пузырёв известны не только у нас в Узбекистане, но и  за рубежом. Все они очень разные, и каждый по-своему неповторим и обаятелен, в силу своего таланта.
Не так давно 13 ноября  в Академическом русском театре Узбекистана состоялся  юбилейный концерт Ю. Аленикова и его друзей –  ташкентских артистов и московского поэта Ирины Ратушинской. Они донесли до слушателей поэтическую стихию середины 60-х годов прошлого столетия. Песни Ю. Аленикова на стихи русских классиков Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, а также  народного поэта Узбекистана  А. Файнберга поют от Москвы до Владивостока, в Санкт–Петербурге и Иерусалиме, в Нью-Йорке и других городах. Они отличаются  особым музыкальным талантом и художественным чутьём.
Ирина Хилкова, ведущая юбилейного концерта Ю. Аленикова, утверждает, что «поэт» и «певец» слова-синонимы, равнозначные по своей глубинной и образной сути. В ходе программы она заметила: «Эпоха уходит в прошлое, а музыка и поэзия остаются в будущем и передают народу язык поэзии и язык музыки:
«Остаёмся мы по крохам:
Кто-то книгой, кто-то вздохом,
Кто-то песней, кто - дитём».
Я приглашаю вас послушать, подумать, улыбнуться, погрустить. У каждого из нас есть Душа, и ей необходимо Дышать, Жить, Помнить и Любить!»
 «Талант – детская модель вселенной» - сказал однажды Борис Пастернак. Поэты и музыканты наводят в ней гармонический порядок. Большое настоящее искусство сближает людей – делает их братьями. Периодические концерты авторской песни в театре «Аладдин»  - это  объяснение в любви, которое никогда не прискучит, потому что оно всегда недостаточно, необходимо каждому из нас, особенно в канун Нового года:
На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!
.
Гуарик Багдасарова, искусствовед
Тел. дом. 253-14 -06
Моб. 354-10-17
http://guarik-guhar. blogspot.com

Комментариев нет :

Отправить комментарий