Ни один
народ мира не ограничивался лишь своими духовными интересами и своей
национальной литературой. Национальная замкнутость ещё никому не приносила пользы. Узбекская духовность испокон веков
была открыта для восприятия всего лучшего в мировой культуре и литературе, в частности. Мы – Восток,
усвоивший духовный и художественный мир
Запада, испивший хрустально-чистые прозрачные воды этого мира
и насладившийся ими народ.
Пушкин жил и творил в эпоху Российской царской империи и всегда был в
оппозиции к ней, но одновременно оставался патриотом своей Отчизны. Гении
всегда стоят выше политики и измеряются
высшей мерой бытия их благодарных потомков:
«Есть имена как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
Но понимает ли моя страна —
Все эти старцы, юноши и дети, —
Как затруднительно сказать в сонете
О том, кем вся душа моя полна?
Его хвалить! — пугаюсь повторений…
Могу ли запах передать сирени?
Могу ль рукою облачко поймать?
Убив его, кому все наши вздохи,
Дантес убил мысль русскую эпохи,
И это следовало бы понять…»
И. Северянин.
Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837
г. на Чёрной речке в Санкт-Петербурге. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку
бедра и проникла в живот. 29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45 Пушкин
скончался от перитонита: «Болѣе говорить о семъ не имѣемъ силы, да и не нужно…» (В. А. Жуковский). Поэт был
похоронен под сводами Святогорского монастыря Псковской губернии, рядом со
своими родителями.
В январские дни 1837 года город обошла
весть о том, что Пушкин смертельно ранен на дуэли. На Мойке, 12, куда поэт въехал на новую квартиру осенью 1836 года, не было ни прохода, ни
проезда, - вспоминал один из современников. – Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом;
извозчиков нанимали, просто говоря: «к Пушкину», и извозчики везли прямо туда.
В день смерти А.С. Пушкина в квартиру на Мойку по сей день приходят люди, чтобы
почтить его память.
В 70-летний юбилей со дня снятия
блокады Ленинграда (27 01 14) здесь на квартире Пушкина вспоминали, как в 1943
году после прорыва ленинградской блокады город отметил память поэта. Правда,
это было летом, в день рождения Пушкина, когда прогрелись не отапливавшиеся в
блокадную зиму дома, когда жизнь ленинградцев понемногу стала входить в
нормальную колею.
В тот день, 6 июня 1943
года в центре города ещё рвались фашистские снаряды. Но к полудню пушкинская
квартира была заполнена до отказа.
Вспоминая Пушкина, пришедшие сюда люди вспоминали тех, кого унёс голод,
блокада, кто погиб на фронте, пропал без вести. Они думали о них, ибо без
памяти о прошлом, без памяти об ушедших обрывается связь поколений.
На торжественном
собрании в квартире поэта выступали ленинградские писатели Николай Тихонов,
Вера Инбер и Всеволод Вишневский. «Великая тень Пушкина присутствует в
нашей грандиозной борьбе, - говорил
Н.С. Тихонов. – Пушкин напоминает каждым
словом своего стиха о ярком солнце свободы, испепеляющей мрак варварской ночи.
Пушкин всю жизнь боролся с тиранией, мраком, варварством. Сегодня он говорит с
бойцами, он воодушевляет их на священный бой. Его жизнь в искусстве – это
подвиг духа. Сейчас подвиг духа заключается в том, чтобы выдержать натиск
чёрной силы, ищущей погасить самый источник силы нашего народа – его свободу,
его право на существование».
Так была восстановлена нарушенная блокадой
традиция проведения памятных собраний в квартире Пушкина. Каждый год 10 февраля
в музее на Мойке собираются люди. Они
приходят сюда с чувством большой благодарности поэту за то, что он своей
жизнью, своей поэзией связал множество поколений, какими бы разными они ни
были.
Здесь
в последней квартире Пушкина время существует в двух измерениях. То
остановившееся время в его кабинете – 2 часа 45 минут пополудни в январский
день 1837 года, когда замерло сердце поэта, и продолжающееся, движущееся время,
в которое входит жизнь многих поколений людей, и наша сегодняшняя жизнь, и
жизнь тех, кто придёт после нас.
Когда
я заочно училась в Институте имени И.Е. Репина в Ленинграде в середине 80-х годов, я приходила сюда. Здесь в
заснеженном дворе, где установлен бюст А.С. Пушкину, на морозе я слушала вместе
с другими, затаив дыхание, выступления
поэта Риммы Казаковой, пушкиниста Н. Эйдельмана. Люди стояли во дворе дома и на набережной,
слушая трансляцию торжественного собрания, которое проходит обычно в квартире
поэта. В 2 часа 45 минут объявляется минута молчания. Потом хор мальчиков
хорового училища при Академической капелле имени М.И. Глинки исполняет сочинения Бортнянского,
Чайковского, Рахманинова. Мне запомнилось
на всю жизнь захватывающее и очищающее
душу возвышенное исполнение
самой трогательной 7 части («Слёзная») «Ревиема» В.А. Моцарта.
Потом
народ шёл к памятнику А.С. Пушкина работы
народного художника СССР М. Аникушина на
площади Искусств, установленного здесь в 1957 г. перед Русским музеем
(бывшим Михайловским дворцом). Здесь продолжались пушкинские чтения. Рядом дом
друга А.С. Пушкина – деятеля русской музыкальной культуры М.Ю. Виельгорского.
На знаменитых музыкальных вечерах гостеприимного хозяина бывали А.С.
Пушкин, М.И. Глинка, Н.В. Гоголь. М.Ю.
Лермонтов, К.П. Брюллов. Во время
гастролей в Петербурге здесь выступали с концертами Ф. Лист, Р. Шуман,
Г. Берлиоз. Совсем неподалёку –
знаменитый Дом-музей А. Ахматовой
на Фонтанке, 34, открытый в 1990 году. Площадь искусств – своеобразный центр театральной жизни
города, и сейчас здесь можно
почувствовать дыхание истории и пульс сегодняшнего дня.
Ежегодно 10 февраля в Ташкенте у памятника Александру Сергеевичу Пушкину собираются почитатели таланта всенародно любимого поэта.
В
дни празднования 175-летия со дня
рождения поэта в Ташкенте 5 июня 1974
г . на Пушкинской площади состоялось открытие памятника
А. С. Пушкину. Скульптура выполнена народным художником СССР, лауреатом
Ленинской премии М. К. Аникушиным, архитектурная часть — по проекту С. Р.
Адылова. На торжестве открытия памятника присутствовал первый секретарь
компартии Узбекской ССР Ш. Р. Рашидов. В тот же день в Узбекском государственном
театре оперы и балета им. Алишера Навои состоялось торжественное заседание по
случаю знаменательной даты. С тех пор не зарастает тропа к подножию памятника русскому
Поэту в узбекской столице:
«Нет, весь я не
умру – душа в заветной лире
мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит»
А. Пушкин, 1836.
Пушкинская эпоха с её
особым мироощущением продолжается и в наши дни в 21 в. «Перевод одного
произведения Пушкина является творческим ростом», - писал в своё время Хамид Алимджан. Переводом пушкинских
произведений занималось не одно поколение узбекских писателей. Их много, но
необходимо отметить заслуги Чулпона, Айбека, Усмана Насыра. Миртемира.
Переведённая Миртемиром строка: «Алвидо зур Кудрат асов галаён» («Прощай,
свободная стихия!») – прекрасный пример того, что пушкинский стих органично
вошёл в узбекский язык.
Известный поэт, автор
узбекского гимна Абдулла Арипов сказал пророческие слова у подножия памятнику
великому русскому поэту: «Мы
признательны Пушкину за то, что он приобщил наш народ к благородным и
прекрасным идеям и чувствам добрым. Но и Пушкин может быть благодарен
узбекскому народу за то, что мы приняли
и полюбили его как родного сына».
Авторы
книги П. Кузионов и Б. Омонов «Последняя
трагическая дуэль А.С. Пушкина»,
выпущенной в Ташкенте к 200- летию со дня рождения поэта, отмечают в предисловии: «Для всех нас в
творчестве Пушкина заключён неиссякаемый источник бодрости, проникновенной
человечности, солнечного оптимизма. Оптимизм Пушкина – это вера в торжество человеческого
разума, в «младую жизнь», идущую на смену старому, отжившему, в победу света и
жизни над силами мрака»[1].
Для нас А.С. Пушкин всегда не заходящее,
согревающее душу солнце - во все времена года, исторические эпохи и на всех этапах
личной жизни.
Поэтому 10 февраля, несмотря
на устойчивый мороз, возле памятника
Пушкину в 11-00 соберутся ташкентские
поэты и поклонники его неувядающей «заветной лиры». Они не только возложат живые цветы к подножию монумента, но и преподнесут ему свой стихотворный венок:
прочтут свои скромные посвящения –
каждый – о своём Пушкине, как когда-то М Цветаева поведала миру: «Мой Пушкин».
В Царскосельском парке
А лето было долгим,
приглушённым.
Неслышно падал лист в
преддверье осени
И где-то на прудах в
прозрачной просини
Терялся осязаньем
одиночества.
Но не привычным, буднями
притушенным,
Оно явилось в вековой
глубинности.
Так в старом парке новизной
невинности
Стихами просыпалась юность
Пушкина.
Пушкинский завет
Когда вдвоём на разных
островах,
Испытывая смертоносный страх,
Друг другу мы не подаём руки?
Бессонница сжимает сердце
нам.
Но Муза освящает наш рассвет.
Тогда мы молвим пушкинский
завет:
"Храни меня, мой
талисман!…"
Жизнь драгоценность, взятая
взаймы,
Чей внешний блеск доступен и
невежде.
Но суть сокрыта под покровом
тьмы.
Лишь веруя, лелеем мы
надежду.
Болдинская осень
Прощальным светом обжигает
В аллеях парка липу и ветлу.
И ранняя позванивает осень,
Роняя в сумерки прудов
листву.
День угасает и восходит
снова,
Извечный, изваянный из
стихов,
И поступью задумчивой поэта
Доносит пушкинский восторг.
И млеем, принимая откровенье
Истонченных от времени
ветвей,
И тихо проникаем озареньем
Минувших болдиновских дней.
[1] Кузионов П., Омонов Б.
Указ. соч. – Т.:изд. Медицинской литературы имени Абу Али ибн Сино, 1999. С. 4
У каждого из нас свой Пушкин. И каждый чувствует его по своему. Величайшие произведения Пушкина, сегодня продолжают волновать сердца и души людей. И в то же время в стихах Пушкина в каждой строке есть какая то особая Тайна. Тайна души Поэта. Современная молодёжь исполняет стихи Пушкина, уже на современный лад, чаще под музыку в стиле Рэп.Но это в свою очередь говорит о том, что стихи Великого Поэта актуальны всегда а значит будет жить его наследие и память о нём.
ОтветитьУдалитьАлександр Евсеев.