Азиатское жаркое
лето, казалось, не закончится
даже в сентябре. Первый день октября вдруг окропил улицы прохладным дождём,
сбил в центре города на мокрый асфальт и в городских парках на внезапно
пожелтевшие газоны перламутровые багровые
каштаны. Прохожие в этот день, раскрыв над собой цветные зонтики, первыми ощутили на себе свежее дыхание золотой осени. Многие из нас в эти часы вспомнили нетленные стихи русского поэта Сергея Александровича Есенина
(1895-1925):
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
…………………………………
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Эти стихи С. Есенин написал в знаменательном для него 1921
году, когда он весной в мае смог
посетить Ташкент и Самарканд в Туркестане, впечатления от которых он позднее обогатил
поездками на Кавказ в 1923-1925 годах и окончательно обобщил их в своём самом лирическом цикле из
15 стихотворений «Персидские мотивы». Специалисты этот стихотворный цикл по праву называют вершиной мировой лирической
поэзии, отличающейся завершённостью и красотой формы.
Русского
поэта, приехавшего в Ташкент на три недели к другу А. Ширяевцу, чтобы познать
до конца влекущий своей сказочной экзотикой Восток, здесь пленяет красота восточной природы, особая
неторопливая душевная атмосфера в азиатских чайханах. На Кавказе поэту легко и
сладостно с его возлюбленной, прототипом которой была бакинская школьная
учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян, но думы о родине не покидают его:
Шаганэ,
ты моя Шаганэ!
Там
на Севере девушка тоже,
На
тебя она страшно похожа.
Может,
думает обо мне…
Шаганэ,
ты моя Шаганэ.
Эти
и многие другие стихи русского поэта Сергея Есенина прозвучали на первом
заседании «Данко» в Доме-музее С. Юдакова, посвящённом двум праздникам: «Дню учителя» и Дню рожденья Сергея Есенина.
Экспонаты
ташкентского музея, второго по своему
значению после музея Есенина на его родине в Константинове в Рязанской
области, свидетельствуют, что многие из
членов семьи С. Есенина внесли существенный вклад в русскую культуру.
Экспозиция музея тематически размещена в
четырёх залах и воспроизводит различные этапы жизни русского поэта, включая
траурный уголок с двумя редкостными экспонатами – посмертной гипсовой маской,
снятой с лица поэта скульптором И. Золотаревским вслед за трагедией в
«Англетере», и кожаным чемоданом, с которым С. Есенин отправился в роковую
поездку в Ленинград. Рядом с чемоданом можно увидеть дарственную запись дочери
поэта - Татьяны Сергеевны Есениной, рассказывающей, как реликвия попала на
стенд ташкентского музея. Зал «Есенин и мы», где представлены некоторые факты
биографии С. Есенина и его прямых потомков,
свидетельствует о том, что жизнь
и творчество поэта остаются важнейшей нравственной составляющей общества и
культуры как России, так и Узбекистана.
В
открытой экспозиции есенинского музея находятся не меньше десяти живописных
работ В. Николюка, а в его фонде – около
тридцати картин, написанных художником в селе Константиново, на родине великого
русского поэта, и подаренных музею. На основе 130 своих живописных работ В. Николюк
сделал слайд-фильм «Живописно-поэтический мир С. Есенина». Над своим фильмом В.
Николюк начал работать с 1978 г., когда ещё был студентом второго курса журфака
ТАШГУ и уже тогда был увлечён поэзией С.
Есенина. Первая персональная тематическая выставка произведений В.
Николюка была организована в столичном
«Доме знаний» в 1980 г. по инициативе председателя городского общества
любителей книги С.М. Карагодиной. Первый показ диафильма состоялся в
республиканском Доме кинематографии и в Доме знаний в 1985 г. и получил не
только признание зрителей, но и приобрёл большую популярность у нас в стране и
за её пределами.
Фильм
неоднократно демонстрировался в есенинском обществе «Радуница» в Москве, где
проводились ежегодные есенинские чтения, а также в литературном музее С.
Есенина, вузах и школах, клубах творческой молодёжи и промышленных предприятиях в Ташкенте. Фильм получил благодарные отзывы дочери, племянницы, сестры, жены русского поэта - Т.С. Есениной, Н.В. Есениной, Е.А. Есениной, Н.Д. Вольпин.
Вадим
Николюк сохранил книгу отзывов с автографами дочери маршала Георгия Жукова -
М.Г. Жуковой, редактора издательства
«Современник» Флор-Есенина, Сергея Михалкова,
Николая Тихонова и других известных деятелей культуры и литературы. Они
отмечали подлинное воплощение образов есенинской поэзии в живописи В. Николюка
и большое познавательное и культурно-просветительское значение фильма.
К
90-летию со дня рождения русского поэта в 1986 г слайд-фильм «Живописно-поэтический мир С. Есенина» был
удостоен Почётного диплома за подписью председателя правления СП СССР
Сергея Михалкова.
К
90-летию со дня пребывания русского поэта в Ташкенте в 2011 году
он демонстрировался в
Государственном литературном музее Сергея Есенина. Тогда же была организована
персональная выставка живописных работ В. Николюка в конференц-зале есенинского музея.
В
1814 году в «Вестнике Европы» за
подписью «Александр Н. к.ш.п.» впервые было напечатано стихотворение Пушкина –
«К другу стихотворцу».
Ровно
через сто лет в 1914 году в журнале «Мирок» за подписью «Аристон» было впервые
напечатано стихотворение С. Есенина «Берёзка», которое каждый из нас знает со
школьной скамьи. Эти сто лет специалисты называют эпохой Пушкина, оказавшей
влияние на стремительный взлёт поэзии XIX в.
Мог
ли тогда в 1914 г. кто-нибудь
предположить, что именно С. Есенину, скрывавшемуся под псевдонимом «Аристон»,
суждено стать достойным преемником
пушкинской славы? Прошло ещё сто лет. В этом
году мы 6 июня отметили 215-ый юбилей
А.С. Пушкина и 3 октября – 119 лет его младшему собрату по перу - Сергею Есенину. В ЛТО «Данко» в музее С. Юдакова звучали наши скромные
посвящения двум поэтам – А.С. Пушкину и С. Есенину, ведь поэты всех времён и
народов – «заложники вечности»,
«близнецы-братья» (А. Ахматова). Сегодня
слова Николая Тихонова из книги отзывов, которую бережно хранит Вадим Николюк, звучат
вполне пророчески: «Человек будущего также будет
читать Есенина, как его читают люди сегодня. Его стихи не могут состариться. В
их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий