"Приходите на баранки вечерком..."
«С Днем народного единства поздравляю,
Пусть над нами светит мир и благодать,
И пусть дружба еще крепче всех скрепляет,
Гордость мы друг друга сможем отстоять!
Не разрушит нашу мощь никто и силу,
Только вместе сможем все преодолеть,
И расскажем всей планете, всему миру,
Что народ един, его не одолеть!»
(WWW. Мой мир)
Вот
я и дома. Съездила удачно на недельку в Алматы (современное произношение на
казахский лад), расположенный у подножия небесных гор Тянь-Шаня, с 1997 г после
переноса столицы в Астану достойно оправдывающий в глазах туристов почётный статус города
республиканского значения. История города насчитывает более тысячи лет и
поэтому, по признанию алматинцев, он имеет свою душу и свой нрав, надо только
получше вглядеться в него.
Каждому приезжему с первых шагов от «идите
вверх» (к горам в южном направлении) до «идите вниз» (в северном направлении)
он дарит множество положительных эмоций и впечатлений! В октябрьскую пору задержавшегося «бабьего
лета» здесь поражает мягкий климат,
прозрачный горный воздух
и красочная многоцветная природа утопающего в осенней листве совершенно
чистого, умытого переменными
дождями города, с юга обрамлённого
снежными вершинами Заилийского Алатау – северного хребта Тянь-Шаня.
Знакомство
с бывшей казахской столицей (1927-1997) я
начала с
главной площади города - площади Республики.
На ней в ярком утреннем освещении в небесную синь упирались высотные здания
акимата (центральная исполнительная власть города) и резиденция Президента Республики Казахстан. Этот
парадный официоз современной архитектуры из стекла и бетона разбавляли
окружающие уютные зелёные и вперемежку с ними огненно-оранжевые скверы с фонтанами и главная
достопримечательность площади – Монумент независимости. Я подошла как можно ближе к двадцати восьмиметровой стеле, которую венчает
«Золотой воин» верхом на крылатом барсе.
В
этот же день я увидела его документальный прототип - «Золотого человека» из
Иссыкского кургана – находку, датируемую 5-6 вв до н.э. - в Центральном
государственном музее, в котором в четырёх экспозиционных залах были
представлены археологические и природные
свидетельства многовековой истории Казахстана. Надо отдать должное
эстетическому вкусу местных
архитекторов и скульпторов,
придавших монументальной вертикали в
центре города неожиданно камерный,
сказочный, домашний
характер. У подножия стелы уютно
по-семейному разместилась скульптурная
группа из аллегорических фигур: «Мудреца-неба», «Матери-земли» и двоих детей на
жеребятах. Фигуры размещены по четырём сторонам света и символизируют семью – основу государства и
рода человеческого, а также молодость и светлое будущее.
Здесь
в яблочном городе я встретилась с моей бывшей однокурсницей Милкой
Шевченко-философом, подругой моей и Жанки Жамеловой со студенческих лет журфака МГУ. Поработав на центральном
радиоканале «Юность» в Москве, моя
закадычная подруга вскоре переквалифицировалась в философа, защитила
кандидатскую диссертацию по социальной философии. В Алмате она находилась в длительной научной командировке,
собирала материал по социальной философии и культурологи на тему: «Тюркский
мир».
Несмотря
на прожитые годы, в душе моя подруга для
меня осталась прежней наивной, солнечной искромётной славянкой, очень
эмоциональной, сердечной и внутренне
свободной, открытой для всего многополярного мира. Мы с ней весь день бродили по Ботаническому саду КазГУ и
говорили без конца обо всём на свете. Её глаза искрились, как в далёкой юности,
а рот ни на секунду не замолкал: «А ещё я хотела тебе рассказать… Мы бродяги и
нищие, но мы романтики», - в конце нашей встречи заключила она.
С
талантливой семьёй коренных алматинцев в шестом поколении Александра
Дмитриевича Хайленко я была знакома давно, но общалась с ними достаточно поверхностно на международных фестивалях
авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд», ежегодно организуемых Ташкентским
клубом авторской песни «Арча».
На фестивали Хайленко приезжали в разном семейном составе и всегда
поражали собравшихся неповторимым профессиональным исполнением авторской песни, подкреплённым
желанием помогать в организации и спонсировании фестивалей самодеятельной песни.
По
профессии А.Д. Хайленко, его супруга Галина и их двое взрослых сыновей –
Алексей и Юрий потомственные медики,
а по интересам – талантливые исполнители
авторской песни, дающие семейные концерты на сценах различных самодеятельных
клубов. В этот раз мы особенно душевно
сблизились на уровне совместной загородной
поездки на Медеу и Шымбулак с соответствующей фотосъёмкой и дружеского
затяжного застолья, когда все его участники пьянеют от музыки, хотя и умеренно употребляют
горячительные напитки с хорошей вкусной домашней закуской, искусно приготовленной
супругой А.Д. Хайленко – прекрасной хлебосольной
Галиной.
Меня встречали на широкую ногу: весь вечер
угощали чудесными напитками и кормили до
отвала деликатесами, пели на гитаре свои и чужие песни – так что я очень даже
была растрогана таким тёплым приёмом алматинцев. В преддверии 75-летнего юбилея
А. Файнберга Алексей под гитару спел песню: "Колдует ночь, на то и ночь
она" и вспомнил, как автор этих
трепетных стихов поднялся к нему на сцену и обнял его в знак признательности.
Старший Хайленко спел песню на стихи Александра Файнберга: "На горе лес
велик, тает зимний снег. Ты родник, я
родник и преграды нет...".
Гвоздём импровизированного
домашнего концерта была песня главы семьи Александра Хайленко на стихи его
любимого поэта и друга Владимира Баграмова:
«Приходите
на баранки вечерком,
Приходите!
Жизнь обидно коротка.
Я
по облаку гуляю босиком.
Только
режутся, как бритвы, облака»
Белый «джип», несмотря на непогоду, стремительно и легко мчался вверх на перевал высотой 1700 м над уровнем моря, и уже через полчаса езды от центра города мы достигли крупнейшего в мире высокогорного комплекса для зимних видов спорта «Медеу», получившего мировое признание. Он был построен в 1972 г. Ледовое поле площадью 10,5 тысяч квадратных метров и в одном километре от него в 15 минутах езды - Шымбулак – станция подвесной гондольной дороги на горнолыжный курорт
мирового класса на высоте
более 2 260 метров над уровнем моря – это самые популярные места отдыха
жителей и гостей Алматы. И мы здесь были!
Прощаясь, А.Д. Хайленко назвал меня и моего старинного друга из
Новосибирска Евгения членами своей большой
семьи. В ответ я написала экспромт и
посвятила его А.Д. Хайленко и его семье:
Моим
алматинским друзьям
Алматы – город счастья и любви.
Алматы – город яблок и домбры.
Здесь я встретила своих друзей.
Здесь сбылись заветные мечты.
Поднялись мы на ледовую арену
Под названьем сказочным Медеу.
Сквозь мглу,
туман и облака
Пробивался
перевал Шымбулак.
Воздух
здесь сухой и лёгкий.
Липы,
ясень, ели, мачты-сосны
Приодели яркий огненный наряд.
Хороводит, звеня и шурша, листопад.
Дастархан
для гостей издалёка накрыт.
На
столе баурсаки, казы и шашлык,
Куырдак
и шубат, лагман и манты,
Знаменитый
кочевний напиток кумыс
И,
конечно, пряный казахский коньяк.
Бабье
лето в разгаре над городом дышит.
И
следы наши прячет в осенней листве.
Дирижируют
судьбами ангелы свыше
И
даруют нам музыку вечной любви.
24 10 14
В
Алматы в конце сентября в рамках межгосударственной программы "Алматы –
культурная столица Содружества 2014 года" прошел объединенный музейный
форум с участием музейных специалистов и творческих работников из Армении,
Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и
Украины. Семь проектных групп смешанного
состава под руководством приглашенных экспертов работали над тем, как
"оживить" музеи, сделать их более интересными для посетителя.
Форум
объединил в себе два значимых события – международную конференцию по музейному
делу "Метаморфозы памяти: от наследия к современности" и IV
Региональный центральноазиатский фестиваль "Открытая Азия – Открытый
Музей". Многочисленные дискуссии, которые проходили в рамках этого
мероприятия, по сути, сводились к одному – каким должен быть музей в
современных условиях: «Кунсткамера или аудитория?»
Президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что на
земле казахов много священных мест, поэтому одна из главных задач отечественных
музеев: "оживить" эти места,
создав на их территории своеобразные этно-мемориальные комплексы, чтобы не
только молодые граждане нашей страны, но и люди всех возрастов и национальностей,
а также гости, которые приезжают в Казахстан, могли прикоснуться к прошлому,
осознав его величие и значимость для дня сегодняшнего.
В Алмате я посетила Центральный государственный музей РК,
Государственный музей искусств им. А.
Кастеева, Музей национальных музыкальных инструментов, Научно-культурный центр
(Литературно-мемориальный дом-музей М.О. Ауэзова, автора эпопеи «Путь Абая»,
Свято-Вознесенский кафедральный собор,
расположенный в парке 28-и
гвардейцев-панфиловцев, памятник
деревянного зодчества начала ХХ в. (инженер А. П. Зенков), выдержавший землетрясение 1910 г., практически разрушившее
весь одноэтажный город Верный.
"Рубежным" в новейшей истории музеев Казахстана стал 2005 год, когда открылся Музей Первого Президента Казахстана, когда Центральный государственный музей РК получил статус научно-исследовательского учреждения. В последние десятилетия молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на социум. В музеях было достаточно комфортно, светло, многолюдно, только молодёжи было сравнительно мало.
"Рубежным" в новейшей истории музеев Казахстана стал 2005 год, когда открылся Музей Первого Президента Казахстана, когда Центральный государственный музей РК получил статус научно-исследовательского учреждения. В последние десятилетия молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на социум. В музеях было достаточно комфортно, светло, многолюдно, только молодёжи было сравнительно мало.
– Нынешние молодые люди считают, что музей, где отсутствует
мультимедийное оборудование в виде плазменной панели, сенсорного киоска,
является несовременным. Даже некоторые музейные сотрудники так думают. Конечно,
современные технологии идут вперед, но связывать напрямую развитие музея с
развитием технологий, я считаю, не стоит. Более того, неистовый интерес детей к
новомодным гаджетам заставляет бить тревогу психологов, ведь современные дети
порой реагируют только на двигающиеся картинки. В то же время маленькие музеи
– самые активные, - считает главный
редактор журнала "Музей", ведущий научный сотрудник Московского
центра музейного развития, кандидат исторических наук Елена Медведева.
Музеи
Казахстана работают в русле Государственной программы "Культурное
наследие". В стране создаются историко-культурные музеи-заповедники,
такие, например, как "Иссык" в Алматинской, "Берель" в
Восточно-Казахстанской и "Сарайшик" в Атырауской области.
Деятельность таких музеев под открытым небом направлена, в первую очередь, на
изучение археологических памятников своих регионов.
Как рассказала Лариса Плетнева, директор Центра современной
культуры Дешт-и-Арт, созданного в Караганде, центр занимается реализацией
масштабного проекта "MUSEUMстан" ("Музеи Центральной
Азии"), направленного на развитие сети музеев сразу в четырёх странах – Казахстане, Кыргызстане,
Узбекистане, Таджикистане. Они должны служить, в конечном итоге, объединению народов в центральноазиатском
регионе в современной непростой ситуации массового отчуждения из-за отсутствия единой общей наднациональной идеи.
…Судя по данным
ученых, миграционные факторы будут решающими не только в плане изменения
политической обстановки в тех или иных странах, но и в качестве предпосылок для
пассионарного катаклизма. А этот катаклизм, если не пытаться изменить культурную
ситуацию сейчас, может произойти уже завтра.
В интернете появилась информация о том, что узбекская таможня проверяет файлы
в ноутбуках и смартфонах. Узбекистанские таможенники занялись тотальной
проверкой информации, содержащейся в ноутбуках и смартфонах, завозимых в
республику.
После
того, как 11 августа 2014 года в силу вступила новая форма пассажирской
таможенной декларации (ранее форма Т-6), таможенники Узбекистана стали
проверять содержимое всех без исключения смартфонов и жестких дисков ноутбуков,
которые пассажиры завозят на территорию республики. Владельцев ноутбуков и
смартфонов, въезжающих в Узбекистан, просят пройти в отдельный кабинет,
включить устройство и предоставить доступ к его содержимому. Такое происходит,
по крайней мере, на сухопутных пограничных контрольно-пропускных пунктах. Проверки
необоснованны, по мнению юристов и правозащитников.
Они
ссылаются на 45 статью Таможенного кодекса, которая гласит, что сотрудники
таможни могут провести личный досмотр, только если у таможенника есть основания
полагать, что пересекающий границу скрывает запрещенные к ввозу товары. Руководитель
Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат
Икрамов назвал новую инициативу таможенников неправильной.
«Это
же личная информация. Такие проверки попахивают 37-м годом того столетия», - сказал
правозащитник.
Пользуясь
случаем, хочу предупредить всех
мигрантов, пересекающих Казахстан: если ваша регистрация заканчивается
конкретной датой, допустим, 4 ноября, то
вы должны в этот день не только выехать из страны, а пересечь уже её
границу. В противном случае, вас среди ночи бесцеремонно высадят из поезда пограничники в Сарагаче и
предъявят административный штраф в 40 средних казахских зарплат. Потом заново
оформят вам за определённую мзду новую миграционную карту. Без постановления
суда и миграционной карты вы не сможете пересечь казахскую границу в Черняевке.
Вы потеряете свой некомпостированный
своевременно билет на поезд (никто его вам не закомпостирует в ночной сутолоке
и суете, когда вас принуждают сойти с поезда), время в ожидании суда, финансовые средства и невосполнимые нервные
клетки. Будьте бдительны: на войне как
на войне. Всем желаю добраться домой
живыми и здоровыми!...
Алматы, несмотря на непредвиденные перипетии, могущие возникнуть на пограничной
заставе в Сарагаче, всегда будет привлекать тысячи туристов красотой
пейзажей, мягким климатом, первозданной
чистотой природы, богатым и интересным историческим прошлым, самобытной
культурой и национальным колоритом, а также
гостеприимством и радушием
коренных алматинцев. Как поёт сейчас в аудиозаписи А.Д. Хайленко в моей ташкентской квартире:
«Мы уходим-уходим от рутинной хандры,
суеты…».
Гуарик Багдасарова
Гуарик, я коренной алма-атинец, тем не менее, с огромным интересом прочитал твою статью о нашем, действительно, прекрасном городе. Твои фотографии и краткий рассказ о нашей поездки в горы заставил что-то "шевельнуться внутри", вроде это было недавно, но... это уже История. Это событие останется в моей памяти навсегда и, что самое главное, в памяти моих детей и внуков. Такие встречи не проходят бесследно, особенно если встречаются творческие и думающие люди. Я рад, что кратковременная встреча с нашей семьей вдохновила тебя на написание стихотворения. Общий с тобой фотоснимок займет достойное место в нашем архиве фотографий с известными творческими людьми. Успеха и всего тебе доброго. С любовью и уважением, Александр Хайленко.
ОтветитьУдалитьЧитал, и буквально путешествовал с автором статьи по Алматинским красивым местам. прочувствовал с каким добрым сердцем там живут люди, для которых гостеприимство это святость. Конечно, трудности в поездке бывают разными и порой ужасными. Из - за многих факторов. Но всё таки те впечатления, с которыми Гуарик вернулась из поездки, не сравнить ни с чем. Искренне радуюсь за автора статьи. Желаю Гуарик здоровья, и новых будущих интересных встреч с дальними и ближними друзьями. Такие встречи помогают нам жить и творить.
ОтветитьУдалитьС уважением и любовью
Александр Евсеев.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить