«Я уйду к тем, кто ещё не родился…».
А. Файнберг.
В клубе «Мангалочий дворик А. Ахматовой» при
Российском центре науки и культуры Узбекистана
с небольшим опозданием отметили 75-летие
Александра Файнберга (1939-2009), чей
день рожденья выпадает на 2 ноября. Здесь собрались родные и близкие: вдова
Народного поэта Уз И.Г. Коваль-Файнберг; руководитель
клуба А.В. Маркевич, хорошо знавшая Александра Файнберга, частого
почётного гостя ахматовского музея, выступавшего здесь со своими стихами;
ташкентские поэты Бах Ахмедов, Николай Ильин, Вика Осадченко, Олег Бордовский;
известный композитор и исполнитель авторских песен Геннадий Арефьев и многие
другие искренние почитатели многомерного
таланта безвременно ушедшего поэта,
оставившего после себя 15 стихотворных сборников и большое количество сценариев, внёсших в национальный документальный, художественный
и анимационный кинематограф Уз особую
поэтику и философичность восприятия мира.
Литературно-музыкальный вечер, посвящённый
юбилею любимого всеми Поэта, носил непротокольный исповедальный характер. И.Г. Коваль
рассказала, как трудно ей было быть
одновременно женой и Музой
творческого человека. Ей приходилось не только готовить борщи и всячески
лелеять талант мужа в счастливом и
непростом 48- летнем семейном
браке, но очень часто отстаивать правоту
поэтического Слова перед бюрократическими препонами и идеологическими запретами
тоталитарного режима прошлого столетия. И всегда побеждала единственная
художественная правда честного искусства
над большой ложью, всегда ведущей в
пустоту мертвой жизни:
СЛОВО
«Где слово не дано – там нет и прав.
Мы отравили древние глубины.
И в берег моря врезались дельфины,
И умерли, ни слова не сказав.
Молчат стволы порубленных дубрав.
Локаторы горам прогнули спины.
И меркнет свет над ядерной равниной.
И нету слов у обречённых трав.
Не проклянут нас ни вода, ни камень.
Нет слов у псов, добитых каблуками.
Нет слов у птиц, ракетой сбитых влёт.
Две тыщи лет от рождества Христова.
А мы живём. И стыд нас не берёт.
Кому ж ты дал, Господь, язык и слово?»
(А. Файнберг)
Ташкентский поэт и литературный критик Николай Ильин отметил особую отличительную особенность таланта и
лирического лица А. Файнберга от его
великих современников – товарищеская
близость народу.
Поэзию «шестидесятников» представляли глашатай Евгений Евтушенко;
новатор стихотворной формы и оракул Андрей
Вознесенский; совестливый, отзывчивый бард
Булат Окуджава, готовый всегда откликнуться и посильно удовлетворить любые
чаяния страждущей толпы, но при этом живущий в своём замкнутом возвышенном мире:
«Меня удручают размеры страны проживания. Я с детства,
представьте, гордился отчизной такой. Не знаю, как вам, но теперь мне милей и
желаннее мой дом, мои книги, и мир, и любовь, и покой. Мне русские милы из
давней прозы и в пушкинских стихах. Мне по сердцу их лень, и смех, и слёзы, и
горечь на устах.
Мне
по сердцу их вера и терпенье, неверие и раж... Кто знал, что будет страшным
пробужденье и за окном – пейзаж? Что ж,
век иной. Развенчаны все мифы. Повержены умы. Куда ни посмотреть – всё скифы,
скифы, скифы. Их тьмы, и тьмы, и тьмы».
В отличие
от них, А. Файнберг был не просто по-свойски ближе народу и из самой гущи
народа: он был товаришем, другом, собеседником
в одной компании. Он не пытается
вас перекричать в споре. Он просто высказывает своё мнение и отвечает на ваши
вопросы или признаёт вашу правоту. Это чувство товарищества – незаменимое
качество лирики А. Файнберга, - считает Н. Ильин. За этим внешним равенством и товариществом
в обычной жизни скрывалось глубокое превосходство провозглашаемых Поэтом истин и жизненных принципов, за которые он
готов был идти до конца. Эта форма доверительного общения поэта с читателем и родственная забота о нём усилило и
одновременно оберегала нас от
окружающей лживой действительности:
ЛИТЕРАТОРУ
Ты, с врагом желая сечи,
вновь талдычишь мне о нем.
Ты от жажды этой встречи
все худее с каждым днем.
За народ пером лютуя,
строчкой машешь, как мечом.
А народ – он знает туже,
что к чему и что почем.
Сосчитай спокойно до ста.
А потом пойми, балда,
Дон-Кихот и Македонский
не встречались никогда.
Тот страдал, душа живая.
Этот жег и убивал.
Но один овес жевали
Россинант и Буцефал.
Николай Ильин
сделал вывод для себя: прошло пять лет со дня ухода А. Файнберга, но его
поэзия не уходит от нас. Мы к ней приникаем всё больше и больше. Время
позволяет нам глубже понимать его поэзию,
о каких-то вещах судить нам ещё рано, например: «Почему А. Файнберг так любим в Узбекистане и почему поныне так
мало его знают в России?»
Олег Бордовский прочитал своё посвящение юбиляру
«Памяти А. Файнберга» в сонетной форме
из своей книги «В полёте времени». Геннадий Арефьев исполнил а капелла
песню на стихи А. Файнберга о маме:
Кого благодарить за радость и за боль,
Что жив ещё во мне тот дворик голубой?..
Подъезды без дверей. В сирени все заборы.
Я маме говорю: «Я дома буду скоро».
Сорвётся ветерок с крыла летучей мыши.
Чердачное окно. Через него – на крышу.
Чуть слышно прозвенит нагретое железо.
Не бездна надо мной, а словно я над бездной.
На свете ночи нет. Лишь сумерки наплыли.
И звёзды надо мной – на светлом голубые.
С балкона слышу я: - Домой… Девятый час...
- Сейчас, - я маме лгу. Я маме лгу: - Сейчас…
…До гробовой доски с той крыши не уйти.
Мне сорок…
А на ней всё нету девяти.
Там вечная весна. Там время на приколе.
Балкон и синева…
И мама на балконе…
Бах
Ахмедов поделился с гостями своими размышлениями о любимом поэте, назвав его
классиком современности. Классиков можно читать бесконечно, открывая их заново
для себя. Бах выразил своё особенно
тёплое отношение к лирическим стихам А. Файнберга и к тем
его сочинениям, где автор
рассуждает о природе творчества. Бах
высоко оценил человеческую интонацию самовыражения щедрой любящей обаятельной души А. Файнберга,
ответно вызвавшей к себе любовь миллионов его сограждан. Поэт часто обращается к читателям, - заметил Бах
Ахмедов, - словами «брат», «друг», как
Булат Окуджава в своих песнях и этой доверительной интонацией он был во многом
близок песенному поэту. Бах Ахмедов прочитал своё
посвящение А.Файнбергу, в котором были такие трогательные слова: «И плывут недопетые звуки уходящей в
бессмертье души».
В заключение
литературно-музыкальной программы Вика Осадченко прочитала «Балладу о поэте» и стихотворение А.
Файнберга, которое ещё раз подтвердило, насколько Народный поэт Узбекистана Александр Файнберг
актуален сегодня:
«По белым
сумеркам
в дыму
костров осенних
пойду
туда,
где край Луны рассыпал
на иней
трав опилки золотые.
И лунная
дорога зазвенит
под
сапогами юного солдата.
И он
увидит, восходя по ней,
как звёзды
путь ему предначертали
не строить
храмов на чужой крови,
с друзьями
пить весёлое вино,
любить
прекрасных женщин на Земле,
писать
стихи
меж двух великих войн».
Отрадно
было отметить активное участие молодых волонтёров на юбилейном вечере.
Вчерашние выпускники ташкентских лицеев и колледжей, объединённые любовью к
русской литературе, не только подготовили оригинальный плакат с портретным изображением
А. Файнберга. Они с удовольствием
выразительно читали наизусть стихи талантливого поэта и задавали А.В.
Маркевич, И.Г. Коваль самые разные вопросы о жизни и творчестве
народного поэта Узбекистана, ни один из которых не остался без внимания. Все, как один, в этот холодный
ноябрьский вечер, когда на улице шёл
снег с дождём, в уютном «Мангалочьем
дворике А. Ахматовой» ощутили присутствие
А. Файнберга в прозвучавших его стихах и
исповедальных рассказах о нём близких друзей и почитателей его
поэтического таланта. Автор этой статьи - не исключение:
Под
созвездием Скорпиона
И
светит нам созвездье Скорпиона,
Соловушкой поёт, ничуть не охая,
Струна
живая балалайки скомороха,
И
вторят грустно ей рубаб и бедана.
И
надо всем «Прощальная Поэта» -
Ушёл
Творец и смертным дал завет:
«Даже
попранный прахом,
поэт остаётся поэтом,
В
этом высшая правда. И музыка
высшая в этом».
2014
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий