пятница, 19 августа 2016 г.

Музыка в поэзии Серебряного века прозвучала в «Мангалочьем дворике» Анны Ахматовой при РЦНК в Ташкенте


В «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  сейчас трудно попасть. Ташкент в преддверии празднования Мустакилика – Дня государственной Независимости - превратился в повсеместную стройку. Я добиралась больше часа от Братских могил на ул. Чопаната (бывшей Волгоградской) в объезд из-за строящегося виадука на ул. Шота Руставели по Малой окружной дороге до гостиницы «Россия» (Grand hotel), и оттуда обходя ремонтные работы и тесно припаркованные машины, не менее сорока минут – до Представительства Россотрудничества в РУ. Охрана меня давно знает в лицо, но раньше времени даже по постоянному пропуску не пропустила на территорию РЦНК, и я вынуждена была под палящим солнцем на улице минут  тридцать ждать приезда директора Ахматовского музея А.В. Маркевич. Других незадачливых посетителей, позабывших паспорт, вовсе не пустили на российскую территорию, и они вынуждены были, не солоно хлебавши, вернуться домой.


Любителей изящной литературы в знойный августовский день заставила отложить все дела и приехать в Ахматовский музей привлекательная тема «Музыка Серебряного века», в ходе встречи  переориентированная на литературный материал. Приглашённый на творческую встречу  преподаватель Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А. Успенского Виктор Александрович Цветков продемонстрировал перед собравшимися великолепную классическую игру на гитаре и познакомил слушателей с искусством выдающихся современных гитаристов, последователей испанского гитариста и педагога   Франциско Таррега  (1852-1909) - А. Сеговиа, Д. Вильямса, А. Диаса, а также собственные сочинения – «Две пьесы», «Три прелюдии» и «Танец». В.А. Цветков ещё раз на своём примере доказал, что  нельзя быть хорошим гитаристом, не имея разносторонних знаний в области музыкальной и общей культуры. Он наизусть прочитал переводы Марины Цветаевой из Федерико Гарсиа Лорки, посвящённые  гитаре,  и рассказал много интересного о влиянии испанских народных песен «канте хондо» на   русских композиторов  XIX-начала ХХ вв. -  М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, С. Рахманинова. С. Прокофьева.


Директор Ахматовского музея А.В. Маркевич  рассказала  о многообразной и очень музыкальной лирике Серебряного века (1892-1910/22). Сам эпитет "серебряный ", - отметила она, - звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов-музыкантов: А. Блока, А. Ахматову, И. Северянина, О. Мандельштама, Н. Гумилёва, В. Маяковского, С. Есенина, М. Кузьмина, Д. Мережковского, Сашу Чёрного, М. Цветаеву и других, менее известных стихотворцев. Поэзия Серебряного века - это воплощённая музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, ни одной не к месту поставленной точки. Они и для поэтов XXI в. служат образцом гармонии мелодии и смысла.


Стихи любимых поэтов «Серебряного века» - А.  Блока, И. Северянина, М. Кузьмина, О. Мандельщтама, В. Маяковского  о музыке на этой встрече  читали все ахматовцы и вслух восхищались, как им удавалось гармонично сочетать  в поэзии, как и в жизни,  «серьёзное» из-за горней высоты – со смехом, шутками, вином, лёгкими влюблённостями. Акмеисты во главе с Н. Гумилёвым  собирались в любимом кафе с шутливым названием «Бродячая собака», где сквозь  остроумные шутки и смех очень часто  звучали провидческие  трагические стихи о себе и судьбе России. Они были и остались в истории русской литературы живыми людьми и одновременно аристократами духа, слышавшими «музыку революции» (А. Блок) и умеющими разговаривать с далёкими  звёздами; водосточной трубой, подобной флейте;  «Чаконой» И.С. Баха; гитарой Гарсиа Лорки;  скрипкой Николо Паганини;  умирающей лошадью, брошенной собакой и «опавшим заледенелым клёном». Вот  почему и сегодня в начале третьего тысячелетия мы  испытываем к ним неподдельный неутолимый интерес.


Серебряный век в литературе и музыке развивался в одном направлении. Основной темой был человек: его жизнь, внутренний мир, мысли и деяния. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни, в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. Контингент музыкально-образованных исполнителей и слушателей начинал повсюду расти. Основанная в Петербурге в 1894 году «Русская музыкальная газета» явилась тем первым культурным музыкальным органом, который, наряду со статьями историческими и эстетическими, стал обслуживать музыкально-просветительные и музыкально-общественные интересы всей страны, а не только столичных центров. В этом же органе печатались статьи, посвященные вопросам музыкальной этнографии и культуре культового пения.


В искусство проникает синтетический метод, связующий прошлую и новую эпохи. С этой особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализма. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Особенно сильно звучат новые образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли в музыке Александра Скрябина и Сергея Рахманинова - двух крупнейших музыкантов, композиторов и пианистов, почти погодков и непримиримых соперников  рубежа веков, творчество которых определило неповторимое своеобразие Серебряного века. После прослушивания Первой симфонии А. Скрябина Сергей Рахманинов сказал: «Вот я думал, что Скрябин - просто свинья, а оказалось - композитор», - этот пример нелицеприятного соперничества наряду с другими, например,  в адрес С. Прокофьева, чью музыку поначалу современники  воспринимали как  «сумасшедшую», - привёл  В.А. Цветков, ссылаясь  на правдивые документальные источники.


Творческая деятельность Скрябина захватывает конец ХІХ века, но в значительно большей степени она связана с началом ХХ в., когда композитор создавал свои самые крупные и важнейшие произведения («Поэма экстаза», «Прометей»). В центре образного мира композитора Серебряного века - целеустремленный и властный человек, человек-титан, жаждущий счастья и свободы. Мне приходилось неоднократно бывать на камерных концертах Святослава Рихтера в Малом зале  Московской государственной консерватории. Маэстро очень часто обращался к творчеству его любимых композиторов – И.С. Баха и А. Скрябина.  Публика замирала во время его мучительно напряжённого исполнения и пыталась до конца понять непознаваемые глубины человеческой души – противоречивый дух отрицания и неприятия, дух непокорности мужественно-одинокой гордыни скрябинского лирического героя, подобного  горьковскому  бунтарскому «Буревестнику».
Скрябин в духе Серебряного века был единственным музыкантом-символистом. Рахманинов, - считают специалисты, -  является в плеяде русских композиторов вместе с Чайковским одним из «человечнейших» композиторов, музыкантом своего внутреннего мира.
Модернистам, однако,  была ненавистна музыка Рахманинова своей искренностью, подлинной человечностью, доступностью широким кругам слушателей, то есть как раз наиболее ценными, демократическими ее чертами. Как писала критик М. Шагинян: «У Рахманинова нет интереса к мистическим прозрениям, он весь на земле. Темы его или задушевны или трагичны, но всегда бесхитростны. «Я хочу быть человечной» - упорно говорит его музыка». Эти композиторы  внесли много нового и интересного не только  в Серебряный век, но также для настоящего и будущего развития музыки и литературы.




По просьбе А.В. Маркевич, в подтверждение этого многовекторного влияния, Сергей Слонов прочитал свою шутливую басню. Автор этих строк  с удовольствием познакомила  публику с двумя лирико-философскими произведениями («Струны земли», «Скрипачка») из своей новой книги «Левитация». Ахматовцев впереди в  ближайший четверг ожидает новая творческая встреча с авторами литературно-художественного журнала «Звезда Востока». Уверена, она также порадует  и взбодрит поклонников Серебряного века новыми музыкально-поэтическими мотивами и заставит на время забыть  о жаре и  временных неудобствах грандиозной стройки в узбекской столице.

Гуарик Багдасарова














Комментариев нет :

Отправить комментарий