вторник, 30 ноября 2010 г.

Белла Ахмадулина - "сестра-поэт-певунья"

               Печальная новость дошла сегодня утром до нас.
            Ушла из жизни на 74-м году великая поэтесса Белла Ахмадулина. Я слушала её живьём, была на её творческих вечерах в Москве, записывала на Новосибирском областном радио, она всегда мне казалась - в жизни и в поэзии - не от мира сего, в лучшем смысле.
            Она из тех поэтов, кто не только отражает объективную реальность, но и рождается с определённой мыслью о ней, вложенной в неё не столько эпохой, сколько её собственной природой, особым душевным устройством и способом самовыражения.
             Читая её стихи, соглашаешься с И. Бродским, что язык не мог быть создан человечеством - он мог быть только дан нам кем-то, большим и высшим, чем мы. Наивно думать, что язык - инструмент поэта: это поэт - инструмент языка.
             "Вещь - человек - дух -слово" - в этот избранный четырёхугольник органично вписалась Б. Ахмадулина наряду с лучшими поэтами 20 в. Многие прописные истины пересмотрены нами на заре 21 в.: одни канули навсегда в небытие, другие поблекли или устарели окончательно, не выдержав революционных преобразований в нашей истории и сознании. А свободный возвышенный голос райской птицы Б.Ахмадулиной перекричал всех глашатаев политических лозунгов.
             Это был ангельский мелодичный голос абсолютно свободного сознания, для которого нет никаких авторитетов, кроме самого "Слова", которому она верно служила всю жизнь. Потому что, как известно, вначале было "Слово", и Слово было у Бога, и Слово  было Бог. Что поможет нам устоять в борьбе с такими невосполнимыми человеческими потерями: Язык, память, культура, поэзия в её чистом виде и звуке.

Белла Ахмадулина

***

Но что-то творится меж вами и мною,
Меж мною и вами, меж всеми, кто живы.
Не проще ли нам обойтись тишиною,
Чтоб губы остались свежи и не лживы?

Но коль невозможно, коль вам так угодно,
Возьмите мой голос, мой голос последний!
Вовеки я буду добра и свободна,
Пока не уйду от вас сколько-то летней…

***
Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,
Не водятся в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона,
Но даже в ночь луны ни слова о любви!

Луну над головой держать я притерпелась
Для пущего труда, для возбужденья дум.
Но в нынешней луне – бессмысленная прелесть,
И стелется арбат пустынней белых дюн.

Лепечет о любви сестра-поэт-певунья –
Вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта.
Как зримо возведён из тощи полнолунья
Чертог из божества, а дверь не заперта.

Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара,
И одинок вблизи вселенской полыньи.
Столь длительной луны над миром не бывало,
Сейчас она пройдёт. Ни слова о любви!

Так долго я жила, что сердце притупилось,
Но выжило в бою с невзгодой бытия,
И вновь свежим-свежа в нём чья-то власть и милость.
Те двое под луной – неужто ты и я?


Гуарик Багдасарова


Памяти Беллы Ахмадулиной

Смогу ли человеческим реченьем
Явление из бытия извлечь?..
Но словом с огоньком и вдохновеньем
Смогу я в сердце любящем зажечь

Речение, пришедшее ОТТУДА,
ОТТУДА вдруг пришедшие слова...
Поэзия - вот истинное чудо.
Всегда она, как и любовь, права.

Петр Корытко

30 ноября 2010 года
 

Комментариев нет :

Отправить комментарий