понедельник, 4 мая 2015 г.

Джаз-фестиваль продолжает шествие по узбекской столице


         Первого мая джаз-фестиваль состоялся в Республиканском специализированном музыкальном академическом лицее имени В.А. Успенского. Он был посвящён Международному дню джаза (30 04 15).
Ведущий концерта Арсен  Длянчев пригласил на сцену Президента Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва В.А. Сафаров. Открывая фестивальный концерт, Владимир Ашотович поздравил всех присутствующих со знаменательным событием в музыкальной культурной жизни Узбекистана и зачитал основные абзацы Послания Генерального директора Юнеско  госпожи Ирины Боковой по случаю международного  Дня джаза (30 04 12). «Джаз – это рупор жизни» (Мартин Лютер Кинг) – именно в этом заключается преемственность джазовых фестивалей  в Ташкенте с 1968 г.  В.А. Сафаров вспомнил страницы истории джаза в Узбекистане.
         Инициаторами  проведения  в 1968 г. первого  джазового фестиваля в Ташкенте  были музыканты ансамбля «Туркестанская звёздочка», а в жюри фестиваля входили  известные музыканты: проф. Ташкентской консерватории  Александр Лисовский, народный артист  Узбекистана  Батыр Закиров, композитор Энмарк Салихов. В этом фестивале приняли участие молодые братья Сафаровы – Владимир (фортепиано) и Вячеслав (бас-гитара).
Джаз поныне объединяет людей, культуры и мир. Джаз-фестиваль в «Успенке» ещё раз продемонстрировал духовный и эмоциональный потенциал джаза  для укрепления человеческого достоинства, уважения и мира на земле. Выступившая на открытии фестиваля директор  Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. Успенского Дильдора  Абдувахабовна Джамалова отметила, что джаз формирует не только эстетические взгляды, но и жизненные принципы учащихся. В этом  вопросе  дирекция лицея  была солидарна с мнением  В.А. Сафарова и руководителя  одного из ярких постоянных участников  джазового фестиваля - детского ансамбля РСМАЛ им. В.А. Успенского  Алины Алибековой:
- Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта, единодушия и партнёрства, которая не делит зал на исполнителей и слушателей, но объединяет их воедино. Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой для объединения людей, склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто человеческие чувства.
В концерте ярко выступили ветераны джаза  «Рэг-тайм-трио» под руководством Геворга Севумяна. Они подарили слушателям популярные джазовые произведения XX века: кантри-вестерн «Шесть  дней»; балладу  Донеля Смита «Несдержанное  обещание» и полный романтического оптимизма  рэг-тайм «Под парусом»  (Матвей Блантер). 
Молодой задорный джаз-ансамбль «РЭЦК» эстрадно-циркового колледжа под руководством их преподавателя Виктора Курницкого представил на суд  публике пять вещей из золотой  коллекции популярных джазовых стандартов, среди которых особый восторг вызвали: Дюк Эллингтон. «Ходим по кругу» и Джимми Джуфри. «Четыре брата».
Евгений Аренберг вместе со своим ансамблем «Нуроний» представил новую разнообразную программу, в которой прозвучали классические и современные произведения: мини-попурри   «Воспоминание», элегия «Свет луны и  звезд», «Утренний жаворонок» (Иллиниойс ДЖАКЕТ), «Облака»  (Джанго Рейнхгардт). В состав ансамбля органично вписался молодой талантливый Данияр Ризаев (саксофон-тенор), покоривший публику своими импровизациями.
Александр Горбенко (гитара) из ансамбля «Блюз» снова освежил в памяти слушателей мелодии «Битлз». В его сольном исполнении особенно задушевно прозвучали  любимые вещи  битломанов: “Yesterday”  и “Let it be”.


         Ансамбль «В джазе только дедушки» под руководством  Булата Мустаева (саксофон) покорил слушателей не только исполнением классических блюзов и баллад, но и своим внешним элегантным видом. Изюминкой в их программе стало выступление победительницы конкурса «Голос. Дети-2015»  (Москва, Россия) Сабины Мустаевой. Она исполнила свою коронную вещь «Тень твоей  улыбки» (Джонни Мандела) и ешё несколько песен на «бис».  Свои первые шаги 14-летняя Сабина делала в Ташкентском джаз-клубе, участвуя на многих его заседаниях и джаз-фестивалях в дуэте со своим дедом и музыкальным наставником  – Булатом Мустаевым.


         Гвоздём программы, как всегда, было выступление легендарного джаз-ансамбля «Братья Сафаровы и друзья». Глядя на этих элегантных моложавых подтянутых джазменов в парадных  белых фраках и шляпах, с красными концертными «бабочками»  на  белоснежных манишках, зрители не могли поверить своим глазам, что первый свой концерт братья Сафаровы и их друзья дали 18 марта 1954 года в Ташкенте в ДК пищевиков. Этот день считается днём рождения старейшего джазового ансамбля Узбекистана, на счету которого участие в десятках международных джаз-фестивалей в Фергане, Бишкеке, Бухаре, Алматы, Оше, Душанбе и российских городах. Ансамбль исполнил любимые  произведения из мировой классики: «Нерешительный» (Чарли Шеверс), «Я начинаю  видеть свет»  (Дюк Эллингтон, Гарри Джеймс). «Маршрут 66» (Бобби  Троуп), а также попурри из  песен репертуара Геннадия Сафарова (саксофон, труба, вокал) в джазовой обработке.

         Гостем фестиваля был ансамбль «Шёлковый путь» из Бухары, образованный в 1995 г. Руководитель ансамбля Обид Джумаев (рояль) перед концертом в блиц-интервью объяснил этимологию названия их ансамбля и выбор репертуара, ориентированного на Восток–Запад:
- В древности по Великому шёлковому пути -  с Востока на Запад и обратно шли не только караваны с товарами. Это было великое узнавание народов, великий культурный обмен. Так, в нашей музыке фестивальная публика услышит диалог культур: наших национальных мелодий с классикой мирового джаза, наших узбекских инструментов – рубаба, дутара (Алишер Азимов) , тайлака, дойры (Тимур Кансиров) – с трубой, контрабасом, фортепиано, ударными . Наш караван отправляется в путешествие по мелодиям разных стран, как когда-то путешествовал по миру великий поэт Фуркат.


         Репертуарная основа «Шёлкового пути»  - этнический джаз. В него вплетаются  известные джазовые композиции, обрамлённые восточными музыкальными узорами, как орнаменты на знаменитых бухарских коврах и халатах. В 2002 году  узбекским джазменам  рукоплескали поклонники импровизационной музыки в Германии за исполнение  произведений И.С. Баха и его современников в обработке в стиле «барокко-джаз». В 2009 году «Шёлковый путь» перешагнул через Урал и покорил публику Екатеринбурга исполнением этноджаза. На нынешнем фестивале ташкентская публика овацией  приняла разнообразную программу, в которой  прозвучали: «Концерт для клавира  с оркестром фа минор» (1 часть)  И.С. Баха; Дэйв Брубек – «Рондо в турецком стиле»: обработка для фортепиано, рубаба и ударных.   «Рассказ о бахши» Хайдарова: обработка для фортепиано, рубаба и тавлака воспроизвёл в «горячей» музыке героические страницы народного эпоса «Алпамыш» в пересказе бахши – народного певца-сказителя.  
         Завершил концерт  ансамбль Игоря  Тена. Молодые музыканты, воспитанники РСМАЛ,  исполнили «Приграничную песню» и джазовую композицию «Нарисуй черным» Николая Моисеенко.
Современный философ О.М. Айванхов  3 мая 2015 г. подарил пользователям интернета очередное мудрое изречение из цикла «Мысль дня»: «Обрабатывайте, засевайте, орошайте каждый день свое внутреннее пространство и не требуйте, чтобы окружающие видели вашу работу. Если вы делаете ее сознательно, в один прекрасный день весь мир будет обязан признать и оценить ее, так как законы неизменны.
Представьте себе садовника, посадившего только что в землю уникальное, необыкновенное семя. Он так горд и доволен этим, что ему хочется оповестить об этом весь мир. И каждый раз, когда в сад приходят посетители, он выкапывает это семя из земли и показывает им со словами: "Вы видите? Это я его посадил. Посмотрите на него хорошенько, через некоторое время оно превратится в необыкновенное дерево с вкусными плодами, вы их отведаете…". Очевидно, что бедному семени скоро придет конец. Вам смешно? Но именно этим и занимаются многие спиритуалисты - они выкапывают то, что только что посадили, пусть все насладятся деревом, которое они выращивают. И это наилучший способ его уничтожить. Нельзя вытаскивать зерно из почвы, нужно ждать, пока дерево само появится у всех на глазах и начнет давать плоды».
         Джаз – детище  ХХ–го столетия. Мир в начале XXI века  уже отметил столетие джаза. История джаза в Ташкенте насчитывает не один десяток лет. В Узбекистане с триумфом прошли  первый Ташкентский фестиваль джаза(1968);  в эпоху  независимости – «Ташкент-JAZZ -2008, -2010, - 2011,  -2012;  и в этом году, как никогда, географически  и тематически расширенный фестиваль длится в течение календарного месяца.
С обретением Узбекистаном  независимости джазовое искусство, по мнению исследователя джаза,  педагога Государственного ташкентского университета культуры и искусств Татьяны Седых, вступило в  качественно новый этап своего развития. Обозначилась тенденция приобщения  к джазовому  музицированию детей и юношества, что открыло новые перспективы джазовой педагогики. На этом  джаз-фестивале директор лицея Д. А. Джамалова  вспоминала  деятельность джазового клуба «Фестиваль», организованного в 1995 г. при  Республиканской средней специальной школе-интернате имени В. А. Успенского и  существенный вклад  в музыкальное воспитание учащихся арт-директора интерклуба, а также детской студии «Дорога к джазу» неутомимого пропагандиста джазового искусства Василия Упорова. Эти традиции успешно продолжает нынешний руководитель  детского ансамбля РСМАЛ им. В.А. Успенского Алина  Алибекова.
         Фестивальный концерт в лицее объединил в зале представителей разных поколений в едином порыве к свету, когда можно проникнуться чудесными звуками учащённо бьющегося сердца, дыхания, неожиданной улыбки,  и запомнился всем  его участникам и слушателям  настоящим феерическим праздником джаза и весны. Напомним, что «фонтан джазовой музыки»  в рамках фестиваля вот уже месяц не умолкает в Ташкенте ни на один день. Фестиваль завершится 6-7 мая в Государственной консерватории Узбекистана концертами и мастер-классами известного  латвийского джаз-ансамбля   «Ксиля ТРИО».

Гуарик Багдасарова



        







                                                                                        




       




         



        

        








                                                                                        

Комментариев нет :

Отправить комментарий