Первого
мая джаз-фестиваль состоялся в Республиканском специализированном музыкальном
академическом лицее имени В.А. Успенского. Он был посвящён Международному дню
джаза (30 04 15).
Ведущий концерта
Арсен Длянчев пригласил на сцену
Президента Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва В.А. Сафаров. Открывая
фестивальный концерт, Владимир Ашотович поздравил всех присутствующих со
знаменательным событием в музыкальной культурной жизни Узбекистана и зачитал
основные абзацы Послания Генерального директора Юнеско госпожи Ирины Боковой по случаю
международного Дня джаза (30 04 12).
«Джаз – это рупор жизни» (Мартин Лютер Кинг) – именно в этом заключается
преемственность джазовых фестивалей в
Ташкенте с 1968 г. В.А. Сафаров вспомнил
страницы истории джаза в Узбекистане.
Инициаторами проведения
в 1968 г. первого джазового
фестиваля в Ташкенте были музыканты
ансамбля «Туркестанская звёздочка», а в жюри фестиваля входили известные музыканты: проф. Ташкентской
консерватории Александр Лисовский,
народный артист Узбекистана Батыр Закиров, композитор Энмарк Салихов. В
этом фестивале приняли участие молодые братья Сафаровы – Владимир (фортепиано)
и Вячеслав (бас-гитара).
Джаз поныне объединяет
людей, культуры и мир. Джаз-фестиваль в «Успенке» ещё раз продемонстрировал
духовный и эмоциональный потенциал джаза
для укрепления человеческого достоинства, уважения и мира на земле.
Выступившая на открытии фестиваля директор
Республиканского специализированного музыкального академического лицея
им. Успенского Дильдора Абдувахабовна
Джамалова отметила, что джаз формирует не только эстетические взгляды, но и
жизненные принципы учащихся. В этом
вопросе дирекция лицея была солидарна с мнением В.А. Сафарова и руководителя одного из ярких постоянных участников джазового фестиваля - детского ансамбля РСМАЛ
им. В.А. Успенского Алины Алибековой:
- Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости,
экспромта, единодушия и партнёрства, которая не делит зал на исполнителей и
слушателей, но объединяет их воедино. Джаз истинный, исполняемый с душой,
становится основой для объединения людей, склонных воспринимать музыку как
элемент, рождающий братские, дружеские, чисто человеческие чувства.
В концерте ярко
выступили ветераны джаза «Рэг-тайм-трио»
под руководством Геворга Севумяна. Они подарили слушателям популярные джазовые
произведения XX века: кантри-вестерн «Шесть
дней»; балладу Донеля Смита
«Несдержанное обещание» и полный
романтического оптимизма рэг-тайм «Под
парусом» (Матвей Блантер).
Молодой задорный
джаз-ансамбль «РЭЦК» эстрадно-циркового колледжа под руководством их
преподавателя Виктора Курницкого представил на суд публике пять вещей из золотой коллекции популярных джазовых стандартов, среди
которых особый восторг вызвали: Дюк Эллингтон. «Ходим по кругу» и Джимми
Джуфри. «Четыре брата».
Евгений Аренберг вместе
со своим ансамблем «Нуроний» представил новую разнообразную программу, в
которой прозвучали классические и современные произведения: мини-попурри «Воспоминание», элегия «Свет луны и звезд», «Утренний жаворонок» (Иллиниойс
ДЖАКЕТ), «Облака» (Джанго Рейнхгардт). В
состав ансамбля органично вписался молодой талантливый Данияр Ризаев
(саксофон-тенор), покоривший публику своими импровизациями.
Александр Горбенко
(гитара) из ансамбля «Блюз» снова освежил в памяти слушателей мелодии «Битлз».
В его сольном исполнении особенно задушевно прозвучали любимые вещи
битломанов: “Yesterday” и “Let it
be”.
Ансамбль
«В джазе только дедушки» под руководством
Булата Мустаева (саксофон) покорил слушателей не только исполнением
классических блюзов и баллад, но и своим внешним элегантным видом. Изюминкой в
их программе стало выступление победительницы конкурса «Голос. Дети-2015» (Москва, Россия) Сабины Мустаевой. Она
исполнила свою коронную вещь «Тень твоей
улыбки» (Джонни Мандела) и ешё несколько песен на «бис». Свои первые шаги 14-летняя Сабина делала в
Ташкентском джаз-клубе, участвуя на многих его заседаниях и джаз-фестивалях в
дуэте со своим дедом и музыкальным наставником
– Булатом Мустаевым.
Гвоздём
программы, как всегда, было выступление легендарного джаз-ансамбля «Братья
Сафаровы и друзья». Глядя на этих элегантных моложавых подтянутых джазменов в
парадных белых фраках и шляпах, с красными
концертными «бабочками» на белоснежных манишках, зрители не могли
поверить своим глазам, что первый свой концерт братья Сафаровы и их друзья дали
18 марта 1954 года в Ташкенте в ДК пищевиков. Этот день считается днём рождения
старейшего джазового ансамбля Узбекистана, на счету которого участие в десятках
международных джаз-фестивалей в Фергане, Бишкеке, Бухаре, Алматы, Оше, Душанбе
и российских городах. Ансамбль исполнил любимые
произведения из мировой классики: «Нерешительный» (Чарли Шеверс), «Я начинаю видеть свет»
(Дюк Эллингтон, Гарри Джеймс). «Маршрут 66» (Бобби Троуп), а также попурри из песен репертуара Геннадия Сафарова (саксофон,
труба, вокал) в джазовой обработке.
Гостем
фестиваля был ансамбль «Шёлковый путь» из Бухары, образованный в 1995 г.
Руководитель ансамбля Обид Джумаев (рояль) перед концертом в блиц-интервью
объяснил этимологию названия их ансамбля и выбор репертуара, ориентированного
на Восток–Запад:
- В древности по Великому шёлковому пути - с Востока на Запад и обратно шли не только
караваны с товарами. Это было великое узнавание народов, великий культурный
обмен. Так, в нашей музыке фестивальная публика услышит диалог культур: наших
национальных мелодий с классикой мирового джаза, наших узбекских инструментов –
рубаба, дутара (Алишер Азимов) , тайлака, дойры (Тимур Кансиров) – с трубой,
контрабасом, фортепиано, ударными . Наш караван отправляется в путешествие по
мелодиям разных стран, как когда-то путешествовал по миру великий поэт Фуркат.
Репертуарная
основа «Шёлкового пути» - этнический
джаз. В него вплетаются известные
джазовые композиции, обрамлённые восточными музыкальными узорами, как орнаменты
на знаменитых бухарских коврах и халатах. В 2002 году узбекским джазменам рукоплескали поклонники импровизационной
музыки в Германии за исполнение
произведений И.С. Баха и его современников в обработке в стиле
«барокко-джаз». В 2009 году «Шёлковый путь» перешагнул через Урал и покорил
публику Екатеринбурга исполнением этноджаза. На нынешнем фестивале ташкентская
публика овацией приняла разнообразную
программу, в которой прозвучали:
«Концерт для клавира с оркестром фа
минор» (1 часть) И.С. Баха; Дэйв Брубек
– «Рондо в турецком стиле»: обработка для фортепиано, рубаба и ударных. «Рассказ о бахши» Хайдарова: обработка для
фортепиано, рубаба и тавлака воспроизвёл в «горячей» музыке героические
страницы народного эпоса «Алпамыш» в пересказе бахши – народного
певца-сказителя.
Завершил
концерт ансамбль Игоря Тена. Молодые музыканты, воспитанники
РСМАЛ, исполнили «Приграничную песню» и
джазовую композицию «Нарисуй черным» Николая Моисеенко.
Современный философ
О.М. Айванхов 3 мая 2015 г. подарил
пользователям интернета очередное мудрое изречение из цикла «Мысль дня»:
«Обрабатывайте, засевайте, орошайте каждый день свое внутреннее пространство и
не требуйте, чтобы окружающие видели вашу работу. Если вы делаете ее
сознательно, в один прекрасный день весь мир будет обязан признать и оценить
ее, так как законы неизменны.
Представьте себе
садовника, посадившего только что в землю уникальное, необыкновенное семя. Он
так горд и доволен этим, что ему хочется оповестить об этом весь мир. И каждый
раз, когда в сад приходят посетители, он выкапывает это семя из земли и
показывает им со словами: "Вы видите? Это я его посадил. Посмотрите на
него хорошенько, через некоторое время оно превратится в необыкновенное дерево
с вкусными плодами, вы их отведаете…". Очевидно, что бедному семени скоро
придет конец. Вам смешно? Но именно этим и занимаются многие спиритуалисты -
они выкапывают то, что только что посадили, пусть все насладятся деревом,
которое они выращивают. И это наилучший способ его уничтожить. Нельзя
вытаскивать зерно из почвы, нужно ждать, пока дерево само появится у всех на
глазах и начнет давать плоды».
Джаз –
детище ХХ–го столетия. Мир в начале XXI
века уже отметил столетие джаза. История
джаза в Ташкенте насчитывает не один десяток лет. В Узбекистане с триумфом
прошли первый Ташкентский фестиваль
джаза(1968); в эпоху независимости – «Ташкент-JAZZ -2008, -2010, -
2011, -2012; и в этом году, как никогда,
географически и тематически расширенный
фестиваль длится в течение календарного месяца.
С обретением
Узбекистаном независимости джазовое
искусство, по мнению исследователя джаза,
педагога Государственного ташкентского университета культуры и искусств
Татьяны Седых, вступило в качественно
новый этап своего развития. Обозначилась тенденция приобщения к джазовому
музицированию детей и юношества, что открыло новые перспективы джазовой
педагогики. На этом джаз-фестивале
директор лицея Д. А. Джамалова
вспоминала деятельность джазового
клуба «Фестиваль», организованного в 1995 г. при Республиканской средней специальной
школе-интернате имени В. А. Успенского и
существенный вклад в музыкальное
воспитание учащихся арт-директора интерклуба, а также детской студии «Дорога к
джазу» неутомимого пропагандиста джазового искусства Василия Упорова. Эти
традиции успешно продолжает нынешний руководитель детского ансамбля РСМАЛ им. В.А. Успенского
Алина Алибекова.
Фестивальный концерт в лицее объединил в
зале представителей разных поколений в едином порыве к свету, когда можно
проникнуться чудесными звуками учащённо бьющегося сердца, дыхания, неожиданной
улыбки, и запомнился всем его участникам и слушателям настоящим феерическим праздником джаза и
весны. Напомним, что «фонтан джазовой музыки»
в рамках фестиваля вот уже месяц не умолкает в Ташкенте ни на один день.
Фестиваль завершится 6-7 мая в Государственной консерватории Узбекистана концертами
и мастер-классами известного латвийского
джаз-ансамбля «Ксиля ТРИО».
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий