четверг, 30 апреля 2015 г.

Выставка «Пакт Рериха: История и современность» в Ташкенте



В Ташкентском Доме фотографии  29 04 15 открылась  историко-познавательная выставка фотографий, связанная с 80-летним юбилеем «Пакта Рериха» (1935-2015). Выставка подготовлена по фотоматериалам и проекту Международного центра Рерихов и Международного комитета по сохранению наследия Рерихов. Её организаторы: АХ Уз,  ТДФ АХ Уз, Ташкентское областное управление Международного благотворительного фонда «Олтин Мерос» и Ташкентское общество Рерихов, которому в этом году исполнилось 20 лет, позаботились о том, чтобы многоплановая выставка могла не только передать её предысторию, но и актуальность «Пакта Рериха» в наши дни в XXI веке, когда  возникает серьёзная угроза  материальному и  духовному культурному наследию в различных частях света не только из-за стихийных природных бедствий, но в большей степени из-за непрекращающихся войн на земле.

Открытие выставки приветствовал Главный учёный секретарь АХ Уз проф. А. Мадраимов. Он напомнил посетителям, что  15 апреля, в Международный день культуры, выставка общественного Центра-Музея «Пакт Рериха: История и современность» открылась в Нью-Йорке в здании Генеральной Ассамблеи ООН. Это событие было приурочено к 80-летию Пакта Рериха.



АХ Уз, несмотря на сложное положение в мире, - отметил он, - продолжает выполнять одну из своих главных миротворческих гуманитарных миссий – утверждать приоритет культуры и необходимость ее защиты. Этому способствуют многочисленные отечественные и зарубежные художественные выставки, фестивали изобразительного искусства в нашей стране, интенсивный обмен художественным опытом  старших и молодых поколений, а также  узбекистанских мастеров  с  художниками-коллегами зарубежных стран и, конечно, бережное отношение людей  к  многовековому национальному культурному наследию Узбекистана и приумножение его в наши дни под мирным небом.


На открытии выставки заместитель председателя Ташкентского общества Рерихов Л.И. Монасыпова вкратце рассказала об этапах действия «Пакта Рериха» - первого в международной практике юридического документа, защищающего культурное достояние человечества, подписанного в Вашингтоне 15 апреля 1935 г. представителями США и 20 стран Латинской Америки. Она объяснила символику знака триединства на Знамени мира  Пакта о защите культурных ценностей. Знамя мира представляет собой  белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, знаменующими  культурную преемственность поколений: прошлого, настоящего и будущего. Лилия Монасыпова подчеркнула, что разрушение культуры и небрежение культурой в XX-XXI вв. превратились в процесс планетарного масштаба: редкой стране удаётся его избежать и каждому  гражданину надо нести личную ответственность за это.



Председатель Ташкентского общества Рерихов  Н.Р. Монасыпова  зачитала Обращение генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В своем послании к открытию выставки Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун отметил, что «эта выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед... Согласно римскому статусу Международного уголовного суда, умышленное нанесение  ударов по зданиям, предназначенным для целей образования, искусства и науки, а также по историческим памятникам, считается военным преступлением как во время международных, так и во время региональных конфликтов…
Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество».



Председатель Ташкентского областного отделения МБФ «Олтин Мерос» З.А. Эшмирзаева, выступая на открытии выставки, особо подчеркнула актуальность идей Пакта Рериха в современном мире. Не случайно, - подчеркнула она, - к 15 апреля выставка, посвященная Пакту Рериха, также открылась в Городском музее Бонна (Германия), в Музее имени Н.К. Рериха в Москве,  в других регионах России и дальнего зарубежья,  а также в различных регионах Центральной Азии и Казахстана. Мы надеемся, что нынешнее руководство Министерства культуры РФ прислушается к словам Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о важном значении культурной деятельности общественного Центра-Музея имени Н.К. Рериха не только для России, но  для всего мира и нашего азиатского региона, в частности.
В  XXI веке угроза утери ценностей культуры исторических памятников по-прежнему остаётся актуальной. В связи с этим, многократно увеличивается мировое значение Пакта Рериха – «Договор а об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников».


В этот же вечер в помещении ТДФ собрались барды и поэты КАП «Арча». Творческая программа была посвящена  празднованию 70-летия Победы в Великой  отечественной войне. В ней   приняли участие Мурад Якубджанов, Владимир Шабалин, Ольга Абишева, Ирина Парамонова, Леонид Пузырёв,  Фаузи Мохамеджанов, Зафар Юнусов, Светлана Клокотова, Елена Алексеева, Бах Ахмедов. В программе прозвучали стихи Г. Поженяна, Юлии Друниной, Ольги Берггольц, авторские  песни Булата Окуджавы, Юрия Антонова,  Сергея и Татьяны Никитиных, прославляющие мир и осуждающие разрушительные военные действия Второй мировой войны.



Я прочитала под впечатлением от выставки  «Пакт Рериха: история и современность» своё стихотворение «Вандалам», предварив его эпиграфом из высказываний Н.К. Рериха:  «Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в культуре – сумма всех достижений огненного творчества. И нашему кораблю трудно среди бури всемирного океана».
Вандалам

Будьте здоровы! Не знайте войны!
Не крушите  кумиров с пьедесталов!
Мы по ту сторону баррикады –
С Пушкиным, Рерихом и Айни -
Всех грядущих времён аксакалов.

Вандалы, варвары, троглодиты
На руинах НЭПа пытались добиться
Скинуть с корабля современности
Пушкина, Лермонтова, Есенина.
Война с невеждами поныне длится.

Меж тем разгадываем испокон века
Духовный подвиг и поиск Истины
Лейли и Меджнун, наивной Татьяны,
Отказ от Нобелевской  Пастернака,
Зверство фашистов – нацистов Майдана.

Творцы заплатили жизнью и  смертью.
Новая эра  за жертвы  героев в ответе.
«Бог есть любовь» - сказано в Новом Завете.
Духовный  ренессанс в наше лихолетье
Навеки отстоим и сохраним мы  с честью.
Ташкент, 15/29 04  15


Каждый день мне моя приятельница из Новосибирска по интернету присылает  «Мысль дня» Начало формы
  О. М Айванхова. Эти мысли укрепляют людей и помогают им идти, приближаясь к расцвету культуры и Мира, которые проповедовала семья великого художника, учёного и общественного деятеля Н.К. Рериха (1874-1947):
«Творческая способность человека располагается много выше его обыденного уровня сознания: она проявляется как способность наблюдать реальности его превосходящие, улавливать их элементы и воспроизводить их в материи. Творить - это превосходить самого себя. А ведь для многих художников творческий акт остается в области инстинкта: их подталкивает выразить себя - и всё; но выразить себя еще не означает творить. Все художники, которые не совершают усилий, чтобы возвыситься до высших областей души и духа, не могут оказать хорошее влияние на тех, кто их смотрит, слушает или читает.
Хорошо изучайте состояния, которые пробуждает в вас общение с тем или иным произведением искусства, литературы или философии, ибо это общение никогда не остается без последствий. Хотите вы того или нет, но вы связываетесь с их авторами, и они ведут вас на пути, которые они прошли до вас. В этом искусство, хорошо понятое, могло бы стать лучшим педагогом. Когда художники научатся возвышаться до божественного мира, до вершины своего существа, элементы, которые они принесут из этих духовных восхождений, не только продолжат в них работать, но и произведут благотворные трансформации во всем мире».
 «<…> У вас есть духовный идеал, но вы видите, вы чувствуете, что вам не удается согласовать с ним ваше поведение, это слишком трудно. Конечно, это трудно, но это не причина отказываться. Если ваши поиски искренни, каковы бы ни были трудности, каковы бы ни были даже ваши падения по пути, вы не должны оставлять их ради чего-то более легкого. Если однажды вам придется ослабить свои усилия, то, по крайней мере, не выпускайте из вида правильное направление. Пусть эта усталость или временная слабость не станет предлогом, чтобы изменить направление.
Вполне простительно устать, и если устали - отдохните, но только не удаляйтесь от той дороги, по которой вы идете. Ради отдыха совсем не обязательно вступать на другой путь. Нет ничего опаснее, чем покидать идеал под предлогом, что мы не способны постоянно жить в согласии с ним».


         Мы не должны забывать, что «Пакт Рериха» - это не только слова, написанные на бумаге. Это, прежде всего, действия на всех уровнях, направленные на защиту Культуры от невежества и разрушения.

Гуарик Багдасарова

         

Комментариев нет :

Отправить комментарий