Русский
писатель и мыслитель Л.Н. Толстой, которого А. Блок называл «Солнцем над
Россией» и А. Белый - «первым лучом
восходящего над русской землёй солнца жизни», родился 9 сентября 1828 г. в родовом имении
«Ясная Поляна» под Тулой Российской
империи.
Толстой
умер 20 ноября 1910 г. в 82 года на станции Астахово Рязанской губернии на
полпути к новым итогам, которые могли бы
переиначить все его прежние
решения и наше представление о нём – людей рубежа ХХ-ХХI
вв. Своеобразие этого великого художника
и свободолюбивого мыслителя заключается в том, - заметил его скрупулёзный исследователь, уроженец
Ташкента, впоследствии профессор факультета журналистики МГУ, Э.Г. Бабаев
(1927-1995), - что всякий раз, когда мы хотим взять его как «итог», он
оказывается «проблемой».
Вот
и в этот раз собрание любителей русской
литературы (09 09 15) в
«Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при Россотрудничестве в РУ вылилось в неожиданную дискуссию. Каждый из участников и
гостей тематического вечера хотел донести своё, весьма неоднозначное отношение
к жизни и творчеству русского писателя, и, прежде всего, уяснить для себя его «личное воззрение». Сделать это было очень
не просто, т.к. Толстой при жизни расходился со всеми философами, он
принадлежал к особому типу «свободных мыслителей». Его близкий друг и
соратник Н.Н. Страхов называл Толстого не философом и даже не писателем, а
«поэтом, в старинном значении этого слова».
Альбина
Витольдовна Маркевич рассмотрела биографию писателя сквозь призму известной
статьи В.И. Ленина, знакомой нам со
школьной скамьи: «Лев Толстой как зеркало русской революции», в которой
преобладала устаревшая классовая точка зрения
на характеры и исторические события. Ленин судил о «религии Толстого» с позиций «воинствующего
материализма». Но как бы там ни было, ленинская статья показывает, как трудна
была «проблема Толстого» для марксистской критики.
Студентка
третьего курса лицея при УзГУМЯ Мария
Яковлева подготовила доклад: «М. Горький о Л.Н. Толстом» на основе его одноимённого очерка и писем. Максим Горький
восторженно относился к Толстому как художнику, но осуждал его учение. После
того, как Толстой выступил против
земского движения, Горький, выражая недовольство своих единомышленников,
написал, что Толстой оказался в плену у своей идеи, отделился от русской жизни
и перестал прислушиваться к голосу народа, паря слишком высоко над Россией.
Александр
Григорьевич Ступак рассказал о воплощённой
в жизнь после смерти Л.Н. Толстого его
заветной идеи издавать «Круг чтения» и
представил на суд читателей первых два тома с обзором литературы и биографиями
писателей, а также раритетное издание:
«Художники и Л.Н. Толстой», иллюстрирующее портреты русского писателя кисти
Репина, Ге, Крамского, резца Антокольского, а также графические работы Пастернака,
Фаворского и других художников.
А.Г.
Ступак затронул тему противоречивых отношений двух великих современников – писателей Л.Н. Толстого и В.В. Розанова.
Розанов написал резкую критическую статью «Пассивные идеалы» в 1900 г. о романе
«Воскресение» Толстого. Нападки на Толстого в 1900-е годы достигли небывалых размеров. Русский
религиозный философ и писатель В. В. Розанов писал о Толстом: «Толстой — только
литератор, но не пророк, не святой и потому его учение никого не окрыляет». Известный
богослов Александр Мень говорил, что Толстой до сих пор является голосом
совести и живым упрёком для людей, уверенных, что они живут в соответствии с
моральными принципами.
После
посещения Ясной поляны в 1903 г. Розанов опубликовал очерк о своей поездке под
псевдонимом Варварин, в котором он охарактеризовал Толстого глазами художника
как «Моисея небольшого роста», который из этой тьмы поднял голову «к идеалу!».
Розанов в этой статье один из немногих предрёк
скорый уход Толстого, почувствовав его «отталкивание» от всего, что его
окружало. В эпоху всеобщего осуждения Л.Толстого Розанов в статье «О писателях
и писательстве» (1902) предупреждает: «Опомнитесь!» И добавил: «Поистине,
каждое обвинение, какое мы хотели бы бросить в Толстого, падает обратно на наши
головы».
Раиса
Крапаней рассказала о том, какая переменная погода стояла в доме Толстых в
«Ясной поляне» на основе его «Исповеди»
и дневниковых записей. Он придавал большое значение тому, что счастливый
человек тот, кто счастлив дома. Со своей
супругой Софьей Андреевной Берс они прожили относительно счастливо в большой
любви почти полвека. От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 13
детей, пять из которых умерли в детстве. Однако в 1892 году
Толстой подписал раздельный акт и передал своей жене и детям всю недвижимость,
не желая быть собственником.
Писатель долго и глубоко изучал богословие, строго
следовал всем предписаниям церкви и в итоге полностью разочаровался в церковной
вере и был Синодом в 1901 г. отлучён от церкви. Так что в конце жизни Толстой
превратился в анархиста, проповедника новой веры и непротивления. Писатель был
похоронен в Ясной поляне без православного обряда 10 (23) ноября 1910 года на
краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку»,
хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.
А.Г.
Ступак дополнил выступление Р. Крапаней.
Он призвал слушателей, чтобы лучше понять
отлучение Л.Н. Толстого от
церкви, обратиться к замечательной книге И.А. Бунина «Освобождение Толстого». В ней
Бунин приводит Толстого к воротам Оптиной пустыни в поисках «жизни и
воскресения», что не случилось в реальности при трагическом стечении
обстоятельств. Старца Варсонофия, приехавшего из Оптиной пустыни на станцию
Астапово со «Святыми дарами», не пустили
к умирающему писателю, как не пустили к
нему жену и некоторых его ближайших родственников, которых он не хотел видеть.
Лев
Николаевич Толстой был номинирован 16 раз на Нобелевскую премию по литературе в
1902—1906 гг. и 4 раза — на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 гг. Нобелевских
лауреатов по литературе больше ста. Отказавшихся
от премии трое: Лев Николаевич Толстой, Жан Поль Сартр, Борис Пастернак. Это место
в истории куда заметнее…
Автор
этой заметки тоже включилась в развернувшуюся полемику вокруг имени Л.Н. Толстого. Мне посчастливилось быть
слушательницей семинара о Л.Н. Толстом, который вёл дополнительно
в вечерние часы в МГУ мой любимый педагог – профессор Э.Г. Бабаев. Это была цепь неожиданных
открытий, характерных для творческой
манеры Бабаева – учёного, мемуариста,
поэта, писателя и гениального
лектора-собеседника. Его перу принадлежат серьёзные исследования: «Анна
Каренина Л.Н. Толстого», «Л. Толстой и русская журналистика его эпохи»,
«История русского романа: Пушкин, Герцен, Толстой», «Очерки эстетики и
творчества Л.Н. Толстого» и др.
Как-то
в дружеской беседе Эдуард Григорьевич
сказал: «Толстой – это мост от «берега отчуждения» к обретению
общечеловеческих ценностей. Среди афоризмов Толстого Эдуард Григорьевич часто
повторял: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». У Бабаева к
слову было ответственное, нравственное отношение и особое поэтическое чутьё,
которое он пытался передать нам, его студентам.
Я
прочитала своё посвящение Эдуарду Бабаеву, которое было тепло принято аудиторией
в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой»,
где красовался фотопортрет
юного Эдуарда в пору его дружбы с А.А.
Ахматовой во время её пребывания в
Ташкенте в суровое военное лихолетье с
1941-1944 гг.
Из цикла: «В
Первопрестольной»
Alma-Mater
Эдуарду Григорьевичу Бабаеву
Мой
любимый Учитель после занятий
Вёл
спецкурс о Льве Николаевиче Толстом.
Москва
сияла огнями, ревела шумом толпы.
А
мы слушали вальс русского Сократа.
Весело
разбирали «Азбуку» для детей.
Потом
возвращались в общежитие,
Называли
высотку «Волшебной горой»,
Спорили
о нравственном смысле жизни.
Пройдут
годы. Мы будем также его искать
В
людных студенческих аудиториях,
В
московском дворике на Арбате – всюду,
Где
будет слышен нам голос Эдуарда Бабаева.
Москва,
1975-1995
В
конце собрания директор клуба-музея А.В.
Маркевич обратилась ко всем присутствующим с просьбой прийти домой и открыть Л.Н. Толстого на любой
странице из его книг и таким образом удовлетворить завет писателя: «Если вы
дадите себе труд прочесть, отрешившись от всяких предвзятых мыслей, то надеюсь,
что вы поймёте, что я хочу сказать».
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий