понедельник, 28 сентября 2015 г.

«Вот и лето прошло»: в Ходжикенте прозвучал «Осенний аккорд»


         «Для того, кто умеет видеть, каждое мгновение жизни — остров счастья. Достаточно там остановиться и не позволять унести себя круговоротами бурь, рокотом мира. Создай остров для себя и тех, кого ты любишь, храм, неприступную крепость, но оставляй дверь открытой и днём, и ночью» (Дугпа Ринпоче).
            Это мудрое изречение современного восточного духовного учителя я получила от своей новосибирской приятельницы Аллы Побединой накануне отъезда на XYI-ый международный фестиваль авторской песни «Осенний аккорд». До конца глубокий смысл афоризма я смогла разгадать только на месте в горах под Ходжикентом, где на территории спортивно-оздоровительного лагеря «Геолог» проходило традиционное ежегодное масштабное мероприятие, охватившее   людей  разных  возрастов и специальностей из городов Центральной Азии – Алматы, Самарканда, Зерафшана, а также России – Москвы и Краснодара. Всех участников и гостей осеннего музыкально-поэтического фестиваля объединяла любовь к природе, туристской песне возле костра, преданность бардовскому движению и его основе – чистой возвышенной поэзии.


Открывая фестиваль «Осенний аккорд-2015», председатель Ташкентского клуба авторской песни и поэзии «Арча» Темур Валитов коротко рассказал о его предыстории и перспективах – расширять  во времени и пространстве бардовское движение. Темур Шангареевич вспомнил тех, кто  до конца жизни  самозабвенно служил  авторской песне и всячески поддерживал ежегодные фестивали в горах Чимгана в середине июня и под Ходжикентом в конце сентября: это Александр Файнберг, Владимир Баграмов,  Наталья Ерёменко, Степан Балакин и многие другие – «иных уж нет, а те далече…». Их мечты, их стихи и песни и сегодня воплощаются в добрые дела, звучат в программе фестиваля и призывают всех делиться с другими  своим бесценным богатством души. Нынешний фестиваль сохранил главное - преемственность классической авторской песни и поэзии. В программе наряду с новыми сочинениями прозвучали произведения  ветеранов авторской песни  – Б. Окуджавы, А. Дольского, Ю. Кукина, О. Митяева, Ю. Визбора, Вл. Высоцкого, А. Розенбаума, В. Канера.
Движение бардовской песни в Ташкенте зародилось  в 1975 году, когда возник клуб «Апрель», предтеча «Арчи», куда вошли И. Бяльский, Вл. Шокодько, Вл. Полищук, Вл. Попов, Гр. Гордин, Ст. Балакин. Позднее  в 1993 году был создан Клуб «Арча» с активным участием в нём  поэтов  Раима Фархади, Владимира Баграмова и многих других энтузиастов самодеятельной песни. Гостями и участниками международных  фестивалей авторской песни тогда были жители всего бывшего Союза – от Центральноазиатского региона   до Приморского края.
Многих разнесло ветром перемен 90-х годов  прошлого века по белому свету, но до сих пор съезжаются под кровлю «Арчи» его ветераны. Так, в апреле 2012 г. осчастливила «арчовцев» своим пением под гитару Лариса Плахова, более 10 лет назад уехавшая в Германию. Неоднократно почётными гостями «Арчи» бывал Игорь Бяльский из Израиля, участник ташкентских открытых фестивалей  поэзии «Малый шёлковый путь» (2001-2008); поэт и вокалист Ирина Шумакова из Орла (июль 2014 г.);  бард Диана Черкашина из Кинеля Самарской области гостила летом этого года.


В этом году спустя пять лет порадовала своим визитом на фестиваль «Осенний аккорд» и выступлением под  овации публики известный бард не только в нашей стране, но в ближнем и дальнем зарубежье, наша землячка Виктория Мурадян, проживающая ныне в Краснодаре. Её проникновенные песни памяти Натальи Ерёменко, лирические исповеди «Вовсе не стареет душа», «Я не знаю, как дальше жить» и многие другие  полны огромного  душевного накала, гармонии слова и  стройного аккомпанемента под гитару. Такая приверженность отчему краю, «земле обетованной» внушает мысль о том, что мы навсегда обретаем родину, лишь покинув её пределы. Эта преданность не только дому, но и делу своему передаётся по эстафете и самым юным участникам фестиваля «Осенний аккорд» - детскому вокально-инструментальному  ансамблю «Арчонок» под руководством Сергея Лиханова. В этом году на фестивале «Осенний аккорд»  детский ансамбль наряду со старыми детскими песнями порадовал новыми о родине, о  сказочной стране Александра Грина и о добрых пушистых котах.


Открытие фестиваля сопровождалось концертом всех участников   в первый день работы (25 09 15). На второй день (26 09 15) после обеда на основной  сцене летней эстрады состоялся концерт мэтров авторской песни и вечером  -  насыщенная четырёхчасовая конкурсная программа  участников фестиваля. Знакомство с авторскими песнями, вживание в них допоздна продолжалось и после концертной конкурсной программы в павильонах, летних беседках и на разных площадках под открытым звёздным небом и возле туристского костра за территорией лагеря.
Так, общепризнанный мэтр авторской песни Александр Хайленко и его сын Юрий из Алматы познакомили слушателей с песнями из двух своих новых альбомов, один из которых посвящён 70-летию  Победы над фашизмом, другой –  сборник лирических авторских песен («Осень.RU», «Приходите на баранки вечерком» («Босиком по облаку») на стихи Вл. Баграмова, «Я допою, всё допою – верните только молодость  мою»  и др.).  По многочисленным  заявкам,  старинные  алматинские друзья КАП и поэзии «Арча» исполнили квартетом вместе с Темуром Валитовым  и Андреем Цоем ставшую шлягером чарующую песню об «искромётной осени с жёлто-багровыми листьями» на стихи Темура Валитова (ник  «Тим Осенний»).  Председатель жюри Владимир Шабалин своевременно представил актуальные песни о самом поэтическом времени года классиков Николая Шипилова и Бориса Вайханского,  а также песню Ю. Визбора «Улетаем-улетаем…». Они дополнили наше представление о палитре  ярких осенних красок и спектре романтической души известного ташкентского   исполнителя.  Мэтр поэзии и член жюри фестиваля Николай Ильин, автор нескольких поэтических сборников,  внёс свои  стихотворные штрихи, как бодрящие лучики осеннего солнца,  в живую  картину бытия. Поэт скандировал со сцены: «Осенней власти повеленьем прозрачен свет и воздух чист» - и эти трепетные стихи, по справедливому замечанию Темура Валитова,  надолго западали в душу  и невольно очищали  сознание многих участников и гостей фестиваля.
Алматинец Александр Чумаченко, организатор бардовских концертов в Казахстане, поделился с массовой аудиторией  нынешнего фестиваля с песнями-ретро о ностальгии («Возвращаюсь»), любовными романсами и военными песнями. Его земляк  Владимир Гусар, директор алматинского театра авторской песни «ВИГУС» затронул в своих песнях под гитару социальные мотивы, общие для всех, и подсказал в них, как остаться романтиком-мечтателем в новых  сложных обстоятельствах современного мира, раздираемого противоречиями. Пулат Маликов из Алматы дополнил эту картину противостояния лириков и циников в современном мире. Усилила впечатление победы  романтики над суровой жизнью песня Юрия Визбора «Речной трамвай» в исполнении недавно созданного дуэта  Зафара Юсупова и Матлюбы Тулягановой, стремительно набирающего свои обороты в завоевании успеха у публики, и песня «Красная стена» А. Розенбаума в самобытной интерпретации Рубины Алиевой из Самарканда.
Дуэт Михаила Михелева  и Любы Кудрявцевой, выступивших с пародией на песню московского барда Елены Фроловой, известной под псевдонимом «Воробышек», привлёк внимание к альбомам «Мой белый воробей», «Светлый праздник бездомности» талантливого автора, ученицы  Елены Камбуровой, ныне служащей в первопрестольном  камерном театре песни и поэзии своего наставника. Авторская песня «Атаки Дженни Псаки» в стиле политической сатиры нашего земляка Юрия Сучкова вызвала в публике гомерический смех и грохот овации. Александр Якушев в который раз в гиперболической форме сатиры пошутил над начинающими бардами и дал им несколько  советов, как создать песню, чтобы  струны не лопнули на гитаре и донести  её смысл до слушателей.
Номинантами на  гран-при фестиваля стали  победители в  номинации «автор-исполнитель»: Баходыр Идрисов, Александр Палатин и победитель в номинации мэтров Светлана Шейко.  Первая перепевка не выявила победителя. После второго перепева, в котором выступали Александр Палатин и Светлана Шейко,  и продолжительной дискуссии жюри победа была присуждена  Светлане Шейко. Гран-при фестиваля стала гитара. Победитель фестиваля поблагодарила всех  присутствующих  за поддержку её  целенаправленного творческого роста в  создании и исполнении авторской песни.
Обо всех лауреатах невозможно сказать в ограниченных рамках статьи. Самым юным победителем стала  арчонок-дошкольница  Лиля Закирова, получившая диплом за  исполнение детской песни.  Звание «Мисс Осень» получила старшеклассница Маша Денисова, выигравшая также  в номинации «Бард со школьной скамьи».  


 В этом году в поэтическом конкурсе фестиваля «Осенний аккорд»  приняли активное участие представители Литературно-творческого объединения «Данко» под  эгидой РКЦ Узбекистана. Лауреатом поэтического состязания стал Алексей Кирдянов, член Союза писателей России. Специальные дипломы получили:  за успешный дебют  - председатель ЛТО «Данко»  Армануш Маркарян и Елена Алексеева-Тюрк; за  интересное освещение тем в поэзии  - автор этой статьи. Конкурс чтецов победила София Демидова. Она прочла поэтический авторизованный перевод с датского Пиета Хейна из цикла «Лира сердца». София  заняла второе место в поэтическом конкурсе. Её друзья поздравили коллегу с двойной победой.
 Судя по итогам фестиваля, мнению председателя жюри  Владимира Шабалина,  откликам иногородних гостей,  в частности, Бориса Богданова из Москвы, даже  сейчас клуб  «Арча», несмотря на экономические трудности  нового времени, таможенные пошлины,  старается  не только сохранить и приумножить лучшие нравственные традиции классической  авторской песни, но главное – привлечь молодёжь и приобщить её к высокой планке культуры русской напевной поэзии  и  музыки для души.
Борис Богданов, инженер по профессии, лауреат в номинации композитор  за песню Марии Литвиновой про троллейбус (диплом  1-й степени) и как автор-исполнитель переведённой с немецкого  юмористической  песни «Ром с Ямайки» (диплом 2-й степени) дал интервью  сразу после закрытия фестиваля.  Гость из Москвы отметил  разницу столичных российских клубных тусовок  и подмосковных  слётов авторской песни с нашим международным фестивалем «Осенний аккорд», которым, по его признанию, он был просто потрясён. Во-первых, его поразила массовость  такого мероприятия, приверженность всех выступающих классическому жанру и гармоничное совмещение в программе двух конкурсов – музыкального и  поэтического. Он приветствовал ту неподражаемую особую атмосферу  братства, сочувствия и дружеской поддержки всех конкурсантов без исключения, их искреннюю  со-радость победителям фестиваля  и со-чувствие в виде бодрящих комплиментов  и слов утешения побеждённым, а также знакомство с новыми песнями и их известными и малоизвестными талантливыми авторами.
Нашего гостя, воспитанного на песнях  Михаила Щербакова,   Владимира Ланцберга, Сергея Труханова, его московского друга Игоря Белого,  поразило, как далеко от Москвы – центра русской культуры – в Ташкенте бережно хранят и развивают русскую речь, русскую поэзию и авторскую песню: «Этому стоит поучиться – смелости и наивности самовыражения!». На фестивале Борис сделал для себя определённые важные выводы –  большой слушательский спрос на «самую кондовую классику», которая, оказывается, ничуть  не стареет.



         Слово и песня дали новый импульс душе каждого участника и слушателя, а это важнее и труднее всего в искусстве.  Самых юных  «арчат»,  молодых и зрелых опытных участников и гостей фестиваля объединила любовь к авторской песне, которая дороже всяких вещей и даже самой победы, потому что  звучащая поэзия сближает победителей и побеждённых и делает их сильными духом братьями и сёстрами. Поэтому люди возвращались домой умиротворёнными и немножко другими, чем были они прежде. Мы не можем выбирать время и страну, в которой живём. Но у нас всегда есть выбор – мы можем сохранить  живой трепет души и сердца, честь, совесть, умение сострадать и любить. Поэтому мы все романтики-единомышленники. Других на ежегодных традиционных фестивалях авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд» на узбекской земле попросту не бывает.
Дома, когда я включила интернет, на мою электронную почту пришло новое сообщение от моей новосибирской приятельницы: оно вполне касалось пережитого знаменательного события в жизни КАП и поэзии «Арча»: «Прошлое ушло, но оно породило настоящее, в котором заложены корни будущего. Значит, вы должны, начиная с сегодняшнего дня, подготавливать ваше будущее, улучшая настоящее (О. М. Айванхов). «Помни: сочувствие — это одна из молчаливых форм счастья. Оно позволяет тебе соткать золотые нити между тобой и другими людьми и увеличить горизонты твоей радости, расширить её. Счастье не запирает. Оно освобождает» (Дугпа Ринпоче).

Гуарик Багдасарова













Комментариев нет :

Отправить комментарий