пятница, 22 января 2016 г.

Диалоги с Владимиром Высоцким в Ахматовском музее

«Я, конечно, вернусь – весь в друзьях и в мечтах,-
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою – не пройдёт и полгода»
В. Высоцкий, 1967.

В этот необычный январский вечер (21 01 16) в преддверии 78 - го дня рождения Владимира Высоцкого (25 01 16) в клубе-музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой»  при РЦНК в Узбекистане творческая атмосфера зашкаливала до предела, до потаённых глубин душевного потрясения. Виной тому был Высоцкий, словно на время спустившийся с небес и снова заставивший  поклонников его творчества – сверстников и совсем молодых, возможно даже, впервые приобщившихся к его творчеству не на декларативной поверхности, а в заново приоткрывшейся глубинной сути, - задать себе важнейшие  нравственные вопросы: «Что такое жизнь? Что такое Человек? Правильно ли мы и для чего живём?»


Владимир Семёнович Высоцкий (25 01 1938 - 25 07 1980) родился в Москве.  С 1960 года по окончании школы-студии МХАТа работал в Московском драматическом театре им. Пушкина и в московском театре миниатюр. В 1964-1980 гг. – в Московском театре на Таганке. Снимался в кино, сыграл более 25 ролей. Произведения Владимира Высоцкого использованы во многих фильмах, спектаклях, записаны на грампластинки. В 1981-82 гг. вышел сборник В. Высоцкого «Нерв».



В этот всем запомнившийся творческим откровением музыкально-поэтический вечер его организатор  -  общественный директор Ахматовского музея А.В. Маркевич  и его участники: молодые курсанты, обучающиеся в РЦНК Уз,  -  Антон Ястребков, Артём Франгульдян, Лиля Кильмаматова, Даша  Забродина и Екатерина Булгакова; актриса молодёжного театра «Лабирус» («Лабиринт») Юлия Хорохова; лауреат фестивалей авторской песни Геннадий Арефьев; талантливый режиссёр и актёр Московского центра  развлечений «Корстон» театрального объединения «Китеж» (уроженец  Бухары)  Денис Хамраев; заместитель заведующего  Отделом современной истории  и международных исследований Института истории АН РУ, большой поклонник Высоцкого -  Равшан Назаров; Заслуженный артист Узбекистана Шукрулла Ахмеджанов  воссоздали  атмосферу «именин сердца», когда  единомышленники  поэта и его оппоненты не без  труда ума и души заново открывали  для себя знакомого и до конца не разгаданного Владимира Высоцкого  с высоты его прерванного полёта.



На заднем плане с подаренной картины Ольги Харитоновой музею глядел на нас распахнутым глубоким взглядом обернувшийся к нам на миг Владимир Семёнович, идущий вперёд, проламывающий вокруг себя  спутанные сучья густого непролазного дикого леса и словно говорящий нам:

«Не пройдёт и полгода – и я появлюсь, -
Чтобы снова уйти,
Чтобы снова уйти на полгода».


В рамках вечера          Денис  Хамраев открыл свою концертную самостоятельную мини-программу с  песенной  поэмы «Баллада о детстве» («Час зачатья я помню неточно…»).  Она отличается среди  общепризнанных и бесспорных шедевров («Нейтральная полоса»,  «Баллада о борьбе», «Райские яблоки»,  «Песня про старый дом на Новом Арбате» и др.)  почти невероятной виртуозностью в сочетании с безоговорочной искренностью. Здесь  все детали фотографически точны, начиная с погон, взятых у отца, и кончая перечнем коммунальных соседей. От шуточных  и блатных  стихов и песен дворового фольклора из цикла «Прыжки и гримасы судьбы»  Денис плавно  перешёл к песням о Второй мировой войне,  потом к песням о спорте, далее - о друге, скалолазке, «Прощанию с горами» из кинофильма «Вертикаль» и  в продолжение чётко режиссированной  программы  исполнил философски-обобщённые  аллегорические исповеди под гитару  – «Охота на волков», «Бег иноходца», «Кони привередливые», «Натянутый канат», «Случай в ресторане» с моралью: «Не надо подходить к чужим столам и отзываться, если окликают». В последних произведениях  Высоцкий поднимается над всеми масками и социальными ролями  и органично достигает высочайшей самоидентификации сверхчеловека – «национального гения», как назвала его А.В. Маркевич на этом вечере. В  самом финале  прозвучали  малоизвестные стихи, написанные Высоцким  за год до его кончины, перекликающиеся с  поэмой «Чёрный человек» - своеобразным  реквиемом Сергея Есенина, созданным 14   ноября 1925 г. незадолго до его трагического ухода в ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице «Англетер».




Это финальное заклинание  Высоцкого сегодня может быть  истолковано как проклятие всякого рода начальству, цензорам и стукачам, но «черный человек» — всегда зеркальное отражение автора, в котором есть  прорыв в непонятное и небывалое. В Высоцком все это есть, и вдохновлен он героической и одновременно противоречивой советской историей, и когда он говорит вместо «советский» — «совейский», он  намекает, прежде всего, на «свойский» всем и каждому:

 Мой черный человек в костюме сером!
 Он был министром, домуправом, офицером,
 Как злобный клоун он менял личины
 И бил под дых, внезапно, без причины.
 И, улыбаясь, мне ломали крылья,
 Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
 И лишь шептал: «Спасибо, что живой».
 Я суеверен был, искал приметы,
 Что мол, пройдет, терпи, все ерунда...
 Я даже прорывался в кабинеты
 И зарекался: «Больше — никогда!»
 Вокруг меня кликуши голосили:
 «В Париж мотает, словно мы в Тюмень, —
 Пора такого выгнать из России!
 Давно пора, — видать, начальству лень».
  Судачили про дачу и зарплату:
 Мол, денег прорва, по ночам кую.
 Я все отдам — берите без доплаты
 Трехкомнатную камеру мою.
 И мне давали добрые советы,
 Чуть свысока похлопав по плечу,
 Мои друзья — известные поэты:
 Не стоит рифмовать «кричу — торчу».
 И лопнула во мне терпенья жила, —
 И я со смертью перешёл на ты,
 Она давно возле меня кружила,
 Побаивалась только хрипоты.
 Я от суда скрываться не намерен:
 Коль призовут — отвечу на вопрос.
 Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.
 Но знаю я, что лживо, а что свято, —
 Я это понял все-­таки давно.
 Мой путь один, всего один, ребята, —
 Мне выбора, по счастью, не дано.



Песни и стихи Высоцкого в артистическом исполнении Дениса Хамраева заставляли публику  нырять в смысловую глубину разнообразных сюжетов, на одном дыхании многократно проходить песенную дистанцию с неожиданными изгибами и поворотами, вступать в непосредственные диалоги с  персонажами  и напряжённое взаимодействие с самим автором. Многие, прежде закрытые в понимании песни, открывались заново и становились предельно близки публике. Она живо реагировала на выступление земляка, недавно прибывшего к нам из Первопрестольной и готового  ещё раз встретиться с поклонниками и единомышленниками поэта в ближайшую среду в 18-00 в Ташкентском клубе авторской песни и поэзии  «Арча» на вечере, посвящённом Владимиру Высоцкому.




Программу  навстречу Дню рождения В. Высоцкого в ахматовском музее  обогатили  воспоминания А.В. Маркевич о личной встрече с поэтом в 1974 году  в стенах Тетрально-художественного института имени А.Н.  Островского, где   он читал студентам свой знаменитый «Памятник»  с пророческими словами: «Я, напротив, ушёл всенародно – из гранита!». Немеркнущие  восторженные отклики  ташкентских зрителей о  знаменитой роли «Хлопуши»  Высоцкого в  гастрольном спектакле «Пугачёв»  в Концертном зале им. Свердлова  в том же году в узбекской столице дополнили живой образ Высоцкого-актёра. Неизгладимые  восторженные воспоминания  Равшана Назарова о посещении в 2014 году музея Высоцкого в Москве и знакомство  публики с  многочисленными  эпиграфами и цитатами в его  научных статьях из поэзии Высоцкого добавили  уверенности в том, что программные стихотворения Высоцкого 70- годов спустя десятилетия звучат современно, будто созданы в наши дни.


В заключение программы Шукрулла  Ахмеджанов исполнил грустную и светлую национальную мелодию на нае (флейте) в честь Дня рождения любимого поэта, которому он пожелал ещё тысячу лет жить в памяти его  преданных поклонников.  Сегодня никто не сомневается, что Высоцкий – всенародное явление. Возможно, он  прорвался  даже немного вперёд своего ХХ века и нашего переходного времени в третье тысячелетие. Однако  каждый раз весомо, зримо он возвращается к нам обратно в День своего рождения и в День памяти. Мы снова перечитываем и прослушиваем его  стихи и песни, вспоминаем и пересматриваем фильм «Владимир Высоцкий: «Спасибо, что живой…», споры о котором до сих пор не затихают. Он продолжает нас волновать  даже больше, чем при его жизни, чтобы мы смогли, наконец, ответить если не вчера, то хотя бы сегодня или завтра на вечные и злободневные, простые и сложные вопросы, рождённые поэзией и песнями Владимира Высоцкого.

Гуарик Багдасарова

Фото: Константин Костецкий

  

2 комментария :

  1. Гуарик, молодец! Вы там делаете великое дело - сохраняете память и связь поколений! Успехов вам всем и радости единства!

    ОтветитьУдалить
  2. У меня создалось ощущение что я побывал на этом вечере. Действительно творчество Высоцкого как и он сам очень многогранно. Конечно, сегодня очень печалит то, что молодёжь пытается делать из многих его песен так называемые ремейки, подбирая под его шедевры новую несовместимую для песен Высоцкого музыку, обедняя тем самым его стихи и искажая смысл и надрыв в них. Это можно видеть в различных ТВ концертах посвящённых его памяти. Но к счастью так поступают сегодня далеко не все. И радует то, что те не многие кто исполняет оригиналы его песен не повторяют Высоцкого а следуют его завету: " Выбирайте свою колею".
    Спасибо за ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ СТАТЬЮ ГУАРИК!
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить