суббота, 9 января 2016 г.

Выставка художественной фотографии “Другой взгляд”


«Алой вспышкою огня
Солнце скрылось за заставой
И внушительной октавой
Обрывались звуки дня.

Свет украдкой до сих пор
По карнизам пробегает
И алмазами сияет
 неба дымчатый простор»
Р.М. Рильке. Вечер.

Вечерние часы  - любимое состояние для творчества для  Натальи Иощук, автора персональной выставки художественной фотографии “Другой взгляд”, открытой в Государственном литературном музее Сергея Есенина (08  01 16). Здесь представлены 43 натюрморта, выполненных в технике макросъемки. Автор стремится показать простые, обыденные предметы в непривычном ракурсе и иллюзорном пространстве, что достигается особым мягким освещением на закате солнца и нестандартными условиями съемки. Возникает таинственная аура подводного царства, мерцающего теплыми, желто-зелеными мазками и весенней нежной палитрой цветов. 
Фотохудожник владеет всей богатой палитрой живописи и смело использует их в ярких, сочных натюрмортах лета, будто написанных масляными красками;  в богатых сказочных акварелях осени, в которых последние  огненные листья кружатся в прощальном вальсе, замерев на лету, схваченные фотообъективом мастера, подолгу проводящем время  у себя в квартире в вечерние часы на подоконнике в поисках новых форм самовыражения.

«Портрет кореянки»  – название было придумано автором прямо на вернисаже – привлекает к себе внимание дымкой таинственности, неразгаданной грустной улыбкой модели не из жизни, а  с живописной репродукции. Фотомастер своеобразно с помощью линзы обработал постановочный кадр и  преподнёс женский образ на суд зрителей в обновлённом свете. Он замерцал новыми красками, поэзией света и тени и отдалённо напомнил нам портрет  Джоконды кисти великого мастера Возрождения Леонардо де Винчи.
В этом «искусстве для искусства» есть опасность скатиться на «китч» - универсальную культуру, порождение технической революции, которая привела к урбанизации Западной Европы и Америки и к тому, что называется всеобщим образованием. В наши дни китаец, как и американский индеец или индус, или полинезиец в равной мере отдадут предпочтение журнальной обложке, фотогравюре и девушке на листке календаря перед традиционными изделиями своих национальных искусств.



Наталья Иощук  с врождённым вкусом к прекрасному относится отрицательно к конформистской продукции китча и утверждает, что всё зависит от характера человеческого отношения к вещам и его эстетического вкуса. Свой метод и соответственно свои работы, в отличие от китча, она справедливо называет креативными. Эту оценку её  творчества разделили выступавшие на открытии персональной выставки Н. Иощук  научный сотрудник  музея С. Есенина Б.А. Голендер, председатель школы фотохудожников при  Ташкентском доме фотографии при Академии художеств Узбекистана Рустам Шарипов и её  непосредственный педагог, известный в  Ташкенте  фотограф  Михаил Левкович.
Наталья Иощук,   выпускница механического факультета Ташкентского Политехнического  института, долгие годы работала инженером в конструкторском бюро  Ташкентского авиационного завода (ныне АОТМЗ). Приобретя  достаточно простой по сегодняшним меркам фотоаппарат фирмы  «сanon» ,  она  окончила школу фотохудожников при Ташкентском Доме фотографии в 2012 году, участвовала в Ташкентской международной фотобиеннале 2014 года и за свои работы была удостоена Почетного диплома.



Её конкурентами – вспоминает Б.А. Голендер –  были около полутора тысяч ведущих фотохудожников  из Узбекистана, Российской Федерации, Туркменистана, Киргизии, Франции, Саудовской Аравии и Британского совета «Инстаграмм». Заслуга Натальи Иощук, - подчеркнул на вернисаже Б.А. Голендер,-  в её умении соединять документальность фотографии с художественной и идейной ценностью, не прибегая к нарочитой компьютерной обработке снимков. Фотоэкспозиция Иощук в нашем музее оправдана тем, что фотомастер говорит таким же простым понятным поэтическим языком,  как  русский поэт Сергей Есенин, и призывает любить родину и ценить жизнь. В последние годы в  современной фотографии мы встречаем много негатива. Работы Натальи Иощук несут людям добро и свет и помогают нам жить и радоваться жизни в непростое время международных коллизий и природных стихийных бедствий, когда отовсюду на планете слышны угрозы близкого конца света.



Присутствующий на вернисаже участник Международной фотобиеннале -2014 настоящий профессионал своего дела Виктор Ан, заметил, что каждый художник требует к себе  особого подхода. В данном случае мы должны учитывать, что автор – любитель. С этой точки зрения,  она  отличается от профессионалов тем, что работает вне конъюнктуры, для себя и этим во многом превосходит их чистотой замысла, свежестью ощущения  жизни  и  достигает у зрителей  яркого впечатления от  её  насыщенных художественных фото-образов. Это и есть воплощение души – процесс погружения в  материю, в ходе которого она забывает о том, как жила наверху. Это то, что мы называем призванием. Я бы пожелал Наталье на долгие годы  сохранить эту наивную непосредственность истинной радости  созерцания бытия, как у японских поэтов:

 «Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год»
Басё.


Наталья Иощук поблагодарила своих педагогов  и всех присутствующих на её первой персональной выставке художественной фотографии за искренние оценки её  творчества. Она призналась, что единодушная поддержка зрителей поможет ей, какие бы трудности ни встретились по дороге,  продолжить это направление – отражать креативными средствами фотоискусства убыстряющиеся темпы изменения среды, окружающей человека.

Гуарик Багдасарова

Фото: Алексей Попов

1 комментарий :

  1. Эта своеобразнейшая и утончённая выставка очень образно свидетельствует о том, как АБСОЛЮТНО ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА НА МИР раскрывает всем образы, черты и ракурсы окружающего, полностью ускользающие от внимания. И — несказанную КРАСОТУ мира, без заземленности, без кривых зеркал, без стремления ткнуть пальцем в чёрное, нечистое. Технически автор делает это просто, практически БЕЗ современных электронных чудес обработки снимков. Как всегда, когда возникает что-то новое, необычное — мнения и взгляды множатся. Некоторые «профессионалы» уже на выставке забеспокоились — «профессиональное ли это искусство или любительское» (слышал обрывки диалогов обсуждений!). Успокойтесь, господа! Главные «любители» в музыке — Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, главные «любители» в театре — Станиславский и Немирович-Данченко, главные «любители» в литературе — Чехов и Булгаков и многие их собратья, уже, как кажется, ответили на этот вопрос окончательно или бесповоротно. Перед нами — самобытнейший кристалл Творчества, уже занявший свою нишу — как этот ни нервирует некоторых, у кого почему-то не выходит ТАК увидеть мир. А истинные профессионалы вполне внятно и значимо высказали свою высокую оценку этого явления, которое стоит оценить и пожелать автору новых и новых ступенек в её самобытнейшем творчестве!

    ОтветитьУдалить