суббота, 2 июля 2016 г.

Свет и тени ХХ-ой отчётной выставки работ выпускников Школы-студии творческой фотографии




         На юбилейную  фотовыставку 01 07 16  в ТДФ меня пригласил известный в Ташкенте фотохудожник Михаил Левкович. Он на правах одного из руководителей школы-студии творческой фотографии  согласился стать моим гидом по вернисажу и заодно рассказать об истории студии, которой в этом году исполняется 10 лет, её учителях и учениках и новаторских принципах обучения молодёжи далеко не лёгкому овладению секретами мастерства фотоискусства.
         

         Школа-студия, -  рассказывает М.Г. Левкович, - была организована при ТДФ АХУз в октябре  2006 года и по праву считается одной из сильнейших в Узбекистане  в сфере обучения фотографическому искусству. В отличие от множества других любительских кружков, её талантливые преподаватели, ведущие фотомастера  Узбекистана: Искандер Садыкзаде, Рустам Шарипов, Хасан Файзиев и сам Михаил Левкович – не требуют от своих учеников слепого подражания корифеям: «Делай, как я!». В ходе учёбы они долго и кропотливо  изучают психологию своих учеников, выявляют их пристрастия и открывают в них определённые навыки и наклонности, индивидуальное тяготение к той или иной тематике  и жанру отражения действительности.


         Вниманию зрителей на фотовыставке, посвящённой  «Году здоровой матери и ребёнка», были представлены 200 фотографий 10 участников, и каждый из них уже определился, что ему ближе всего, в каком направлении он будет дальше работать: художественный портрет, пейзаж, натюрморт, семейная фотография, спорт, макросъёмка, фоторепортаж и др.


         Для большинства выпускников, как, например, лицеиста Богдана Юматова,  данная выставка – это дебют. Он пришёл на вернисаж вместе со своими родителями и  друзьями и признаётся, что в студии, в которой  он занимается с ноября прошлого года, он понял, что фотография – дело его  жизни и в будущем он готов заниматься ею профессионально. Здесь в  студии благодарный ученик Михаила  Левковича, Хасана Файзиева, Искандера Садыкзаде  за полгода научился понимать фотографию как произведение искусства, искать для каждого снимка изобразительные средства и композицию. Вполне реалистично, традиционно на его снимках смотрятся архитектурные памятники (вид русской  Православной церкви) и  пока ещё неопределённо, невнятно, загадочно – фотоколлажи на тему космоса, далёких галактик, основанные на использовании приёмов фотомонтажа,  в стиле «фэнтези». Подобный метод получил наименование «гиперреализм» в фотоискусстве. В ближайшем будущем  Богдан хочет попробовать себя в портретном жанре.



         Ольга Подзорова, преподаватель колледжа,  занимается анималистической фотографией на протяжении четырёх лет.
Она делится со зрителями, среди которых много её друзей пришли на вернисаж,  удачно пойманными моментами из жизни четвероногих друзей – «наших братьев меньших». Её  излюбленное направление «ANIMALS» - собаки разных пород и мастей, которые с удовольствием позируют ей или так увлечены своей игрой, что  от них только шерсть летит в объектив. Этот-то долгожданный миг и фиксирует камера Ольги, раскрывая в собачьей жизни множество подмеченных ею неожиданных мгновений упоения жизнью, радующих и нас, зрителей,  созерцанием этого естественного безусловного праздника жизни.


         М.Г. Левкович рассказал один эпизод из своей педагогической практики. Он спросил свою подопечную Ольгу П. (так она подписывает свои снимки): «А собаки улыбаются?»  - на что Оля утвердительно ответила: «Да, конечно!». Очень скоро она принесла в студию готовый цветной снимок, на котором улыбался её питомец. Этот маленький шедевр украсил выставку и придал ей особую жизнерадостную позитивность.


         Председатель секции фотохудожников, член АХУз Рустам Шарипов , открывавший юбилейную фотовыставку,  считает, что каждая отчётная выставка в ТДФ проходит как праздник души. Каждый автор прожил  изнутри свою тему и потом выставил свой взгляд на обозрение и суд зрителей.




         Особенностью этой выставки, - подчеркнул Р. Шарипов, - является демонстрация всех жанров фотоискусства, несмотря на  неоднозначную степень их совершенства. Фотографии молодых авторов различаются  разными приёмами, поиском своего индивидуального языка. Они для нас открывают новый интересный взгляд на окружающую среду (Бекзод Рахимжонов, железнодорожный мастер, творчески поделился романтикой железной дороги); внутренний мир человека (Жамол Сандибоев); показывают особенности национальной культуры (Мадина Исламова, Ирина Сухина, Богдан Юматов, Георгий Чанков); раскрывают зрителям новые грани пейзажа (Владимир Заводов, Ирина Сухина); гламурной и свадебной фотосессии (Ойниса Азимходжаева, Азиз Фозилжонов),  профессионально делятся незаурядными мгновениями общения со своими четвероногими друзьями (Ольга П.).



На вопрос, чем всё-таки отличается художник-фотограф от живописца,
Рустам Шарипов ответил: «Фотограф не должен пройти мимо исторического или, на первый взгляд,  случайного события, которое может обернуться «моментом истины». Он должен объективно и на века показать его посредством света, тени и ракурса, пользуясь фотообъективом.
 М. Левкович к сказанному добавил:   «Художник-живописец творит на чистом холсте свою фантазию, свою мечту, плод своего художественного воображения – то, что он хочет показать. Фотограф-художник выделяет из потока жизни и фиксирует  то, что ему показалось в ней интересным.  В этом отношении,  они противоположны: живописец складывает, а фотограф – вычитает из общей картины бытия. Они по-разному смотрят на  окружающий мир».
Посетители выставки оставили свои отзывы, в которых благодарили её организаторов – АХУз и ТДФ и талантливых участников, которые в будущем, несомненно, внесут свой достойный вклад в развитие искусства творческой фотографии – художественное освоение действительности.


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий