пятница, 22 июля 2016 г.

«Я, конечно, вернусь... - не пройдёт и полгода…»: 36-ую годовщину памяти Вл. Высоцкого задушевно отметили в Ахматовском музее при РЦНК в Ташкенте




«Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и в мечтах.
Я, конечно, спою,
Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода…».
Вл. Высоцкий. Корабли.

              Общественный клуб-музей «Мангалочий дворик А. Ахматовой»  при Российском центре науки и культуры Узбекистана  21 07 16 отметил День памяти выдающегося поэта, актёра, барда Владимира  Семёновича Высоцкого (25 января 1938 - 25 июля 1980). Здесь собрались активисты ахматовского музея, барды из клуба авторской песни и поэзии «Арча», а также многочисленные гости -  любители поэзии и авторской песни, чтобы ещё раз самым непосредственным образом через воспоминания современников, стихи и песни приобщиться к жизни и творчеству всенародного кумира-песенника Владимира Высоцкого.
Владимир Семёнович  родился  25 января 1938г. в Москве. В 1960 г. закончил актёрское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина, Московском театре  миниатюр, а с 1964 по 1980 гг.  – в московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Много выступал по всей стране и за рубежом, дважды гастролировал с концертами в Ташкенте -  в Доме знаний и Юбилейном дворце. Как актёр участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов. Написал более 600 поэтических произведений. Умер 25 июля 1980 г. Первый стихотворный сборник «Нерв» стараниями Роберта Рождественского вышел посмертно.  В 1987 г. удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР,  тоже посмертно. Песни В. Высоцкого выпускались в конце жизни и после его ухода за рубежом: во Франции, США, Финляндии,  Германии, Болгарии, Японии, Израиле.



Общественный директор Ахматовского музея А.В. Маркевич  и другие  участники: заместитель заведующего  Отделом современной истории  и международных исследований Института истории АН РУ, большой поклонник Высоцкого -  Равшан Назаров; бард Александр Кралин, лауреаты международных фестивалей авторской песни Геннадий Арефьев, Арнольд Смородин, Дания Рысаева, Зафар Юсупов; декламаторы – Геннадий Ковалёв, Галина Козлова, учащаяся Юнусабадского лицея Мадина Абдувахидова воссоздали  атмосферу  не отторжения с годами, а приближения к поэту-песеннику, когда  единомышленники   и оппоненты не без  труда ума и души заново проникались стихами, песнями, воспоминаниями и открывали   для себя знакомого и до конца не разгаданного Владимира Высоцкого  с высоты его «прерванного полёта».




В этот раз главной малоизученной темой музыкально-поэтического вечера стало пребывание Владимира Высоцкого в Средней Азии. 
В Узбекистане Высоцкий был всего несколько раз. Информация об этих визитах разбросана по различным источникам и большей частью недоступна рядовому любителю. В сентябре 1973 года  московский театр Юрия Любимова "Таганка" отправился на вторые гастроли за пределы России – в Узбекистан и Казахстан. Насколько успешно прошли спектакли "Таганки" в Узбекистане, - вспоминают очевидцы, - трудно сказать что-то определённое. Спектакли "Пугачёв" и "Десять дней, которые потрясли мир" проходили на сцене концертного зала им. Свердлова, расположенного на улице Правды Востока.  Более горячо публика Ташкента,  Навои и Чирчика воспринимала сборные концерты артистов "Таганки", но лучший приём неизбалованные зрители оказывали Вл. Высоцкому на его сольных концертах. На одном из ташкентских предприятий во время обеденного перерыва его не хотели отпускать, хотя Высоцкий этим же вечером должен был играть спектакль, а потом ехать в Театрально-художественный институт, где и произошла знаменательная встреча  А.В. Маркевич с  её кумиром.
Газета "Индустриальный Навои" от 25 сентября 1973 года сообщала, что главный режиссёр "Таганки" Ю.Любимов и группа ведущих актёров была награждена Почётными грамотами Президиума Верховного Совета УзССР "за успешное проведение гастролей, сыгравших важную роль в эстетическом воспитании трудящихся республики". Эта грамота хранится ныне  в Московском музее революции.
Следующий приезд Высоцкого в Узбекистан в сентябре 1976 года запомнился несколькими сборными концертами всех "звёзд" советской эстрады и сольными выступлениями Вл. Высоцкого. Рассказывают, что после выступления Высоцкого на сцене люди моментально расходились и уже никого не хотели слушать, даже если это был Полад Бюль-Бюль-Оглы.
Газета "Комсомолец Узбекистана" 25 июля 1990 г. поместила в числе прочих воспоминаний о пребывании Высоцкого в Узбекистане в 1977-78 гг. короткий рассказ В. Патрина о его частных выступлениях в узком кругу. В тот приезд в Узбекистан Высоцкий, по свидетельству  А.Карпенко,  выступал также в Чирчике. О концерте, состоявшемся 20 октября 1977 г. во Дворце спорта, рассказывает музыкант З. Шершер (Туманов): «Из тех песен, что Высоцкий тогда исполнил, помню "Тот, который не стрелял", "Горное эхо", "Козёл отпущения", "Про Кука", "Я вышел ростом и лицом", "Чёрные бушлаты", "Братские могилы" (с неё он начал). Пел он при полностью включённом свете. Сказал, что хочет видеть лица людей".
Последние гастроли Владимира Высоцкого в Узбекистане состоялись за год до смерти, в июле 1979-го, резко подорвавшие его здоровье.  О том турне, во время которого Высоцкий перенёс клиническую смерть, написано очень много в интернете и  почти документально отражено в фильме: «Высоцкий. Спасибо, что живой». Достоверно известно, что Высоцкий и его спутники побывали тогда в Ташкенте, Учкудуке, Зарафшане, Навои и Бухаре, но исследователи до сих пор не могут прийти к согласию даже в таких простых вопросах как маршрут поездки, даты и количество выступлений в разных городах. Существует также недоказанная версия, что в июне 1975 года Высоцкий был в Средней Азии с концертами в Туркмении и Таджикистане[1].




Ведущая программы,  директор клуба-музея А.В. Маркевич рассказала о своих встречах в Ташкенте  и в Москве с Владимиром Высоцким, его матерью Ниной Максимовной Серёгиной (Высоцкой)  и позднее сыном поэта - Никитой Высоцким.  Альбина Витольдовна рассказала  о своих  впечатлениях от  выступления  в 1974 году молодого поэта. Высоцкий читал наизусть только что завершённое своё программное стихотворение  «Памятник» в учебном театре Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского, где  он выразил авторскую смелую независимую жизненную позицию, которой впоследствии оставался   верен до конца своей жизни: «Я, напротив, ушёл всенародно – из гранита!».
После его выступления наступила минутная тишина, и потом – шквал аплодисментов. Немеркнущие  восторженные отклики  ташкентских зрителей на вечере памяти в Ахматовском музее о  знаменитой роли «Хлопуши»  Высоцкого в  гастрольном спектакле «Пугачёв»  в Концертном зале им. Свердлова  в том же году в узбекской столице дополнили живой образ Высоцкого-актёра.
Его не признавала официальная власть, но он был награждён за свой безмерный талант песенного поэта всенародной любовью. Свои песни Высоцкий называл «стихами под гитару» и своим духовным отцом считал Б. Окуджаву. Между ними, видимо, была тонкая душевная  связь, позволившая Окуджаве позднее написать  поминальную проникновенную песню «О Володе  Высоцком», без слёз которую слушать невозможно после их ухода в вечность:

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его  по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.


Неизгладимые  восторженные воспоминания  Равшана Назарова о посещении в 2014 году музея Высоцкого в Москве и знакомство  публики с  многочисленными  эпиграфами и цитатами в его  научных статьях из поэзии Высоцкого добавили  уверенности в том, что программные стихотворения Высоцкого 70- годов прошлого века спустя десятилетия звучат современно, будто созданы в наши дни. Такое впечатление оставили песни Вл. Высоцкого в исполнении ташкентских бардов из клуба «Арча». «Песню о друге » вместе с Зафаром Юсуповым и Арнольдом Смородиным подпевали все без исключения поклонники поэта-песенника Владимира Высоцкого.
Для всех собравшихся стало откровением знакомство с книгой «Запрещённые песни» ("Таъкикланган кушиклар") Вл.  Высоцкого в переводе  узбекским поэтом А. Каримом с вступительной статьёй к ней Александра Файнберга, вышедшей в 2006 г. в Узбекском издательстве "Янги аср авлоди" ("Новое поколение"). Узбекский поэт, публицист, переводчик Амиркул Карим более 30 лет переводит и публикует стихи знаменитого русского поэта, всенародно признанного  "совестью ХХ века». Теперь узбекские читатели могут читать на родном языке стихи и песни поэта. В книге также приведены стихи В. Высоцкого на русском языке. А. В. Маркевич зачитала собравшимся  несколько высказываний узбекского переводчика о Вл. Высоцком и его поэзии из этой книги.

- Личность и творчество В. Высоцкого меня привлекают давно, - говорит А.
Карим. Однажды он писал:

Это смертельно почти, кроме шуток, (Кушикларим таъкик этилган,
Песни мои под запретом держать. Хазили йук, имоним бутун.
Можно прожить без еды сорок суток, Кирк кунча оч яшаса булар,
Семь - без воды, без меня - только пять. Сувсиз - етти, менсиз-чи- беш кун.

-Поэтому я назвал эту книгу "Запрещенные песни".

В предисловии к книге Народный поэт Узбекистана Александр Файнберг вспоминает гастроли и встречу с поэтом в Ташкенте: «...Однажды в Ташкенте Высоцкий был приглашен в гости одним из его почитателей. Все нормально. Застолье. Беседы. И вдруг Владимир по-своему открыто спросил у хозяина:
- А что? Мода на меня? Поэтому позвали?
- Хозяин дома не обиделся. Он просто встал и взмахом руки позвал
знаменитого гостя в другую комнату.
А там... На стеллажах кассеты, кассеты, кассеты. Высоцкий, Высоцкий, Высоцкий. Беря любую из них, хозяин читал наизусть его стихи и песни. От первых полублатных прибауток до трагических строк, где Владимир с любовью и смертью "на ты". И Владимир Семенович заплакал…"
В Узбекистане много почитателей творчества В. Высоцкого - узбеки,
русские, украинцы, таджики. В эти дни, когда любители творчества поэта
отмечают 36-ую годовщину смерти поэта, "Запрещенные песни" остаются значимым  подарком для его поклонников.




Клуб поэзии, театра и музыки им. В.Высоцкого в ахматовском музее жил и действовал более десяти лет. Сейчас в «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» проводятся встречи по знаменательным датам, связанным с жизнью и творчеством великого выразителя народных дум и чувств, поэта, признанного миром. И сейчас, как поётся в песне  Булата  Окуджавы, «Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон, ну, а мы вместе с ним посмеёмся и вместе поплачем». Не только над Москвой, - над Ташкентом, Ангреном, Навои, Чирчиком и над всей бывшей большой страной…


27 июля 2016 г. в Греческом  культурном центре  узбекской столицы состоится концерт  памяти Владимира Высоцкого.  Организаторы –  известный Ташкентский клуб авторской песни и поэзии «Арча».

Гуарик Багдасарова
        






[1] Автор статьи использовал источник http://www.vysockii.ru/stati/vysockij-v-srednej-azii/.

Комментариев нет :

Отправить комментарий