«За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...»
Н.
Рубцов. Русский огонёк.
В канун Всероссийского дня семьи, любви
и верности – 07 06 16 – собрались активисты клуба-музея «Мангалочий дворик Анны
Ахматовой» в в Российском центре науки и культуры в
Ташкенте, где еженедельно в «чистый четверг» проходят тематические
музыкально-поэтические вечера, в большей степени связанные с литературными
именами «Серебряного века» и советской эпохи, а также с календарными праздничными
датами.
Впервые День семьи, любви и верности отмечался в 2008
году, который был объявлен в России годом семьи. Этот праздник в России
учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Интересно, что
инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными
организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не
имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности
и любви. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома
(Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии,
покровителей христианского брака, чья память совершается восьмого июля.
Всероссийский день семьи в этом году совпал с празднованием Ураза-байрама
– Праздника разговения (Ид-аль-фитр), по мусульманскому календарю. В 2016 году
начало поста приходится на 6 июня, конец – на 5 июля. Ураза-байрам -2016,
соответственно, отмечается в России и у нас в Узбекистане 6 июля и продолжается
три дня.
Двойной праздник в «Мангалочьем дворике
Анны Ахматовой» открыла Умида Ганиевна
Каримова, химик по образованию и
самозабвенная поклонница русской поэзии и литературы. Она рассказала
всем собравшимся об историческом и важном
нравственном значении мусульманского праздника Ураза-байрам в наши дни:
Праздник
Ураза-байрам означает окончание строгого поста. Долгих 29 или 30 дней месяца
Рамадан мусульмане всего мира смиряли в дневное время плоть, страдали от жажды
и голода, совершали благие дела. Пройдя благочестивое очищение души и тела, в
первый день следующего после Рамадана месяца мусульманского календаря Шавваль
последователи ислама начинают праздновать завершение благословенных испытаний и
милость Аллаха. Традиция празднования Ураза-байрам восходит к самому Мухаммеду,
основателю ислама.
Накануне праздника
принято: начисто убирать в домах и хозяйственных постройках; мыть и чистить
домашних животных; приобретать новую утварь и посуду; менять постель,
покрывала, скатерти; украшать жилище; закупать продовольствие и подарки. Все
это необходимо для будущих радостных застолий, а также угощений для
родственников, друзей и членов общины (уммы).
Очень важна традиция благотворительных
приношений (милостыни), когда собираются продукты, либо деньги, для бедняков, странников и других нуждающихся.
Не менее важно перед праздником попросить прощения у тех, перед кем виноват и,
в свою очередь, всех простить: этот день надо встречать в мире и спокойствии. В
эти дни мы молимся о своих близких, каемся в своих грехах и обидах, прощаем чужие грехи, желаем всем здоровья, долголетия и
благополучия и делимся с соседями, друзьями, братьями нашим домашним угощением.
В
честь мусульманского праздника Умида надломила
горячие узбекские лепёшки и всех присутствующих угостила «патыром». Она
не обошла вниманием ни одного гостя и всех наградила пакетами с восточными
сладостями, приготовленными собственными руками.
Этот
незапланированный жест душевной доброты был символичен, словно унаследован с прошлых времён, увековеченных в советском художественном фильме Ш. Аббасова
«Ты не сирота» и новом документальном фильме
«Большое сердце Ташкента»
сценариста Б. Бабаева и режиссёра Хаджи-Мурата Валиева. Широко известен
факт особого отношения к Анне Андреевне Ахматовой в годы её южной эвакуации в
Ташкенте первого председателя СП Узбекистана Хамида Алимджана. Памятна его
записка на листке откидного календаря, в которой он просит жену Зульфию не
забыть передать Ахматовой лепёшки. Из поколения в поколение передаются народные
традиции особого внимательного отношения к людям не только в суровые дни войны,
но и благословенные мирные времена.
Эта несказанная доброта человеческой души в продолжение праздника звучала
в поэзии Николая Рубцова (1936-1971). Каждая творческая встреча в «Мангалочьем
дворике Анны Ахматовой» таит приятные сюрпризы. Так, и в этот раз директор ахматовского общественного клуба-музея А.В. Маркевич вместе с филологом, как оказалось, знатоком поэзии не
только «Серебряного века», но и всего ХХ столетия, Вадимом Фомичёвым подготовили интересные доклады, связанные с
жизнью и творчеством Николая Рубцова. Вадим Фомичёв читал его лирические стихи о несостоявшейся любви.
У поэта была сложная драматическая судьба «несчастливца», но в своей поэзии он
часто хотел быть и бывал счастливым,
как, например, в известном стихотворении «Букет», позднее положенным на музыку
и ставшим очень популярной песней в
репертуаре А. Барыкина. В. Фомичёв читал это стихотворение, а слушатели охотно
подпевали ему:
Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах
его остановлю.
Нарву цветов
И подарю букет
Той девушке,
которую люблю.
Я ей скажу:
- С другим
наедине
О наших встречах
позабыла ты,
И потому на
память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы!
-
Она возьмёт.
Но снова в
поздний час,
Когда туман
сгущается и грусть,
Она пройдёт,
Не поднимая
глаз,
Не улыбнувшись
даже...
Ну, и пусть.
Я буду долго
Гнать велосипед,
В глухих лугах
его остановлю.
Я лишь хочу,
Чтобы взяла
букет
Та девушка,
которую люблю...
Из
доклада В. Фомичёва любители поэзии узнали неизвестные страницы пребывания
русского советского поэта в Ташкенте в 1954-56 гг. Увы, оно не было столь же
счастливым и относительно благополучным, как у А. Ахматовой и её литературного
окружения в годы войны (1941-1944). Здесь в 1954 г. поэт написал одно из самых
своих драматических стихотворений: «Да,
умру я!». Его жизнь трагически оборвётся в 1971 году. Но задолго до этого
поэт для себя понял, что главное в его
жизни – стремиться до конца оставаться
верным своей внутренней чистоте, несмотря на вынужденное бродяжничество, отсутствие родного дома и
частое применение ложного защитного средства от толпы - внешней эпатажности поведения. Николая Рубцова сделала великим
поэтом именно неподвластная внутренняя работа над собой. Об этом его итоговые
стихи: «В горнице моей светло» и «До конца» (их можно прочесть в интернете).
У Николая Рубцова было особое отношение к музыке:
***
В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но всё равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.
И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,
И жёлтый плёс, и голос близкий,
И шум порывистых берёз.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время не при чём...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чём.
1966
Эту светлую музыку ахматовцам подарил в этот день
Лауреат международного конкурса гитаристов в Израиле («Классическая гитара»,
2008 г.) - Андрей Галаян. Он представил сложную и разнообразную программу для
шестиструнной гитары. Его выступление можно было бы разделить на три части, хотя он играл без
перерыва, изредка поклоном головы отвечая на бурные аплодисменты и единодушное
требование публики ещё сыграть на бис.
В «Мангалочьем дворике А. Ахматовой» прозвучали в
исполнении А. Галаяна произведения Сергея Руднева: «Хуторок», «Ах, ты, степь
широкая», «Русская рапсодия», в основу
которых вошли обработанные композитором русские народные песни. Если закрыть
глаза, то может показаться, что играет целый ансамбль русских народных
инструментов.
Во второй части сольного концерта Андрея Галаяна прозвучали
любимые испанские и итальянские мелодии эпохи Ренессанса, а также переложенные
для гитары импровизационного склада «каприсы» и изобилующая неожиданными
оборотами и эффектами «Кампанелла» Николо Паганини.
В третьей части
концерта А. Галаян раскрыл перед слушателями своё композиторское искусство. В
его «Восточной фантазии» можно было без труда узнать отголоски знаменитой
Хорезмской лезгинки, «Андижанской польки»,
«Наманганин олмаси» и других известных узбекских народных песен и танцевальных
мелодий. Только хорошо зная музыкальный фольклор своей Родины и искусство
инструментовки, можно заставить гитару
звучать разными инструментами: в
руках виртуоза она то превращалась в
рубаб, то звенела дойрой, а то пела одиноким печальным голосом
акына в степи.
На вопрос из публики к одному из первых учителей Андрея Галаяна, что отличает солиста от
других знаменитых музыкантов, преподаватель
Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.А. Успенского В.А. Цветков рассказал об этапах тернистого творческого пути своего
воспитанника и подчеркнул:
- Андрей – это не просто музыкант, а художник,
чувствующий суть музыки и целиком погружённый в неё. Если ему дать в руки современную мастерскую гитару – он обойдёт
всех великих гитаристов мира.
В заключение праздничного музыкально-поэтического
вечера на просьбу А.В. Маркевич прочитать в адрес музыканта экспромт, автор этих строк отозвалась кратким стихотворным посвящением в
форме верлибра от лица всех благодарных слушателей:
***
Гитаристу А. Галаяну
Мерный прибой переборов гитары искрится
смыслом глубинным, звучанием струнным.
Мечты, покинувшие меня в сутолоке дней,
расцвели первоцветом в вечерних сумерках.
Исповедальны
книжные, нотные знаки.
Глиняные цветы в руках ожили, как люди,
Богом созданные. Что бы значило это?..
Возрождение
жизни!…
Домой ахматовцы возвращались с новыми знаниями в голове, свежими эмоциями на сердце и не с пустыми руками.
Гуарик
Багдасарова
Гуарик, какое тёплое и радостное сообщение! Как вкусно написано! Как-будто с вами вместе тёплой лепёшки отведала, стихи и музыку услышала!Удач тебе и радости во всех делах!
ОтветитьУдалить