Четвёртого сентября 2016 г. на 82-м году ушла
из жизни ярчайшая русская поэтесса,
прозаик, драматург, литературовед
Новелла Матвеева (1934 – 2016). Немногие
знают, что она была одним из первых
поэтов-бардов, положивших свои стихи на музыку и исполнивших их под гитару. Её
песня «Солнечный зайчик» про бумажный кораблик прозвучала, как гром среди
ясного дня, в фильме «Ещё раз про
любовь» в исполнении Татьяны Дорониной. Эти стихи стали пронзительной песней как
завет: «Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней…».
Позднее
мы услышали, может быть, самую лучшую
пронзительную песню о любви «Девушка
из харчевни" («Любви моей ты боялся
зря…») в исполнении автора, и тогда нам открылись глубинные тайные пласты женской души и её
способности бескорыстно и преданно любить («Мне было достаточно…») самую
малость – светлую память о безответной
любви. Такая поэзия, несомненно, перекликалась со стихами Анны Ахматовой,
Ксении Некрасовой, Вероники Тушновой, Ольги Берггольц, Беллы Ахмадулиной и особенно
Марины Цветаевой. Н. Матвеева, поэт-одиночка,
вобрав в себя всё лучшее в женской поэзии, с годами обретала свою
неповторимую тональность. Точно также крепчал неподражаемый тембр необычного
завораживающего голоса Новеллы Матвеевой, самой природой предназначенного для
камерного исполнения авторских песен под гитару.
Новелла
Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи
русского Дальнего Востока: ее дед Николай Петрович Матвеев-Амурский, был поэтом и автором первой
"Истории города Владивостока".
Ее мать Надежда Тимофеевна Матвеева-Орленева, младший брат Роальд
Николаевич, ее дядя Венедикт
Николаевич, двоюродный брат — Иван
Елагин, супруг Иван Семенович Киуру (1934-1992) - тоже поэты... Родилась она 7 октября 1934 года в Царском Селе,
овеянном стихами А. Пушкина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва.
Она
начала писать в пятидесятые годы прошлого столетия. Первой ее публикацией в
1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С
1959 года ее стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах.
Молодую поэтессу поддержали Игорь Грудев и Давид Кугультинов, позднее в её
успешной литературной судьбе принимали участие С. Маршак, К. Чуковский, М.
Атабекян, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Б. Слуцкий, Ю. Воронов. Рассказывают, что
детский писатель Корней Иванович Чуковский особенно восторгался "Солнечным зайчиком" и даже прыгал
от радости через стул.
Широкая
столичная публика сразу заметила и
полюбила девушку из провинции с гитарой в руках
и необычным мягким тембром голоса, искренне и доверительно поющую о
любви в эпоху начавшейся оттепели, начале 1960-х годов. В них ощущался свежий
ветер перемен и раскованность человеческой интонации, бескомпромиссность
самодостаточной одиночки, до конца дней сумевшей в хоре поэтических и
бардовских голосов оставаться всегда
самой собой.
Ее
песни зазвучали сперва на любительских магнитофонах. Очень скоро в 1966 году
вышла в свет маленькая виниловая
пластинка фирмы «Мелодия» с
лирико-романтическими песнями Н. Матвеевой. Её на первый взгляд (слух!)
наивные и возвышенные песни отражали высший пилотаж мечты и женской фантазии;
передавали с нежной любовью окружающую нас и спрятанную от суетного взгляда
природу; они также заново открывали для нас немеркнущий сказочный мир детства.
В своих песнях автор умудрялась парадоксально соединить разные точки зрения на
предмет, прибегать к юмору и самоиронии,
привязать наш слух к непривычной раскованной игре звучаний, напоминающих рваные
ритмы поздней поэзии Марины Цветаевой, — с единственной целью, чтобы разглядеть
за видимым сущее: «Ищу под видимостью —
душу».
Это
была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, впоследствии неоднократно
выпускавшаяся, но так и оставшаяся её единственным песенным альбомом. Я бережно
храню до сих пор в своей фонотеке этот
раритет и песни Новеллы Матвеевой в замечательном исполнении Елены Камбуровой
на тонкой синей пластинке малого формата, воспроизводимой на скорости №45
(журнал «Кругозор», № 2, 1965).
С
1972 года Новелла Матвеева стала сочинять песни на стихи
Ивана Киуру.
Наиболее
известными и популярными песнями Новеллы
Матвеевой стали: "Песня погонщика
мула" ("Ах, как долго- долго едем..."),
"Ветер" ("Какой большой
ветер..."), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождь
вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся
зря..."), "Окраина" ("Летняя ночь была..."),
"Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."),
"Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."),
"Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии
гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...").
Новелла
Матвеева также успешно занималась переводами. В последнее время работала над
переводами сонетов Шекспира. Она писала пародии и эпиграммы, выступала в периодической печати со статьями
по вопросам литературы и искусства.
Выпустила более тридцати книг стихов,
прозы и переводов. В 1984 году в
Центральном детском театре в
Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная фантазия по мотивам А. Грина. В спектакле прозвучали тридцать три ее авторских песен.
С
годами наряду с лирическими мотивами в её поздних стихах пробивается очень острая злободневная гражданственная
тематика. Эти стихи вызывают у одних приязнь, у других — непонимание. Они
говорят о том, что их бескомпромиссный автор до конца выпила чашу финального
одиночества. Н.Н. Матвеева с достоинством прошла долгий тернистый творческий
путь от частого случавшегося в её жизни недопонимания и критиканства
злопыхателей в её адрес - к далёким
недостижимым звёздам всенародного признания.
В
1996 году вышла книга её воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 году она
была заслуженно удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии. В 2002 году — Государственной
премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Альбом из 14
песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году
и получил высокую оценку поэта.
В
последние годы Новелла Матвеева несколько раз посещала ЦСО «Фили-Давыдково» в
Подмосковье, где давала задушевные концерты авторской песни под гитару для
неизменных почитателей её таланта. Елена Камбурова, неоднократно посещавшая
Ташкент, всегда включала в свой репертуар песню Н. Матвеевой "Девушка
из харчевни" ("Любви моей ты боялся зря..."). Её
поэзия никогда не устареет. И сегодня, и в далёком завтра новые молодые
поколения будут пытаться разгадать секрет женского обаяния в песнях Новеллы
Матвеевой: «А что я с этого буду иметь –
того тебе не понять».
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий