вторник, 22 апреля 2014 г.

Этот мир придуман… нами. Репортаж с открытия фестиваля изобразительного искусства в Выставочном зале АХ Уз



                        


В яркое солнечное апрельское утро – 21 04 14 – на главной площадке перед АХ Уз  по всей округе расплескалось море звуков и красок. Молодые танцовщики громко  и дружно отстукивают  руками захватывающую дробь на дойрах и пляшут под эти  зажигательные стремительные ритмы. Артисты ГАБТ имени А. Навои поют арии из мирового классического репертуара.  Юные красавицы в атласных платьях, преимущественно нежно-розового и небесно-голубого оттенков, словно сошедшие с холстов  Чингиза Ахмарова, плавно кружатся в национальном танце. Красавицы-модели горделиво и одновременно не по-европейски сдержанно демонстрируют новейшие модели национальных традиционных костюмов Узбекистана и современных летних  шёлковых платьев необыкновенной красоты в восточном стиле, дополнив их  характерной национальной бижутерией и красочными  головными убоами.  Так сказочно в центре узбекской столицы на преображённой  художниками  территории Любви и Красоты открылся традиционный фестиваль  ИЗО, посвящённый «Году здорового ребёнка». Кстати, в нём были задействованы выставочные площадки не только Ташкента, но и других регионов Узбекистана.

Вокруг здания Центрального выставочного зала АХ Уз по всей окружной орбите кипела жизнь. Молодые художники прикладного искусства, преподаватели и учащиеся  Республиканского художественного колледжа демонстрировали свои изделия из дерева, бисера, рукодельные сюзане, красочные золототканые коврики, восточную миниатюру,  акварельные этюды и живописные работы. Здесь же поодаль в мемориальном парке-музее К. Бехзода среди  скульптур декоративно-прикладного характера японских и узбекских мастеров расположились в тени деревьев юные художники с их мольбертами. Любознательные посетители вернисажа под открытым небом невольно  замедляли шаг, наблюдая за таинством творческого процесса. Одни живописцы  писали постановочный натюрморт с фруктами, другие старались передать акварелью и масляными красками  во всей  подвижной красоте  окружающий архитектурный пейзаж. Это был настоящий феерический праздник, где  люди в неофициальной обстановке на пленэре обменивались не только добрыми улыбками и пожеланиями, но и плодами своего творческого вдохновения.

Вернисаж объединил сто работ около пятидесяти художников разных направлений и видов искусства из Коканда, Ферганы, Намангана, Нукуса, Хорезма, Андижана, Риштана, Карши, Самарканда, Бухары. Среди них:  известный мастер прикладного искусства  Мухаммаджон Таджимирзаев;  живописец «солнечной палитры»  Дониёр Сохибов из Намангана; ведущие художники -   мастер из далёкого Нукуса Сарсенбай Байбасинов и автор динамичных по композиции и тёплых по колориту картин Азамат Сатаров  из знойного Карши; мастер вышивки Рахмон Тошев из Бухары;  керамисты из Гиждувана и Риштана.


Экспозицию гостей дополнили ташкентские художники, известные далеко за пределами  нашей Республики. Эксперты справедливо называют их лидерами современного изобразительного искусства: Алишер Мирзаев, Файзулла Ахмадалиев, Бабаур Исмаилов и Бабур Мухаммедов, Валерий Енин, Алишер Аликулов, Тохир Каримов, Ш. Кузиев («Полевые цветы»), Г. Артыков («Мелодия осени»), набойщики ткани Абдурашид и Равшан Рахимовы и многие другие.
В своей поздравительной речи Председатель АХ Уз А. Нуритдинов отметил исключительную важность эстетического воспитания молодёжи, особенно в условиях независимости Узбекистана. Он подчеркнул, что  традиционный фестиваль ИЗО в Узбекистане служит не только эстетическому развитию личности и общества, с которым связан прогресс человечества во всех сферах деятельности. Он также способствует дружбе народов и объединяет художников и  любителей ИЗО разных стран, вырабатывает  единую систему ориентаций в современном глобальном мире эстетических и художественных ценностей, помогает нам лучше понимать и ценить друг друга, уважать эстетический вкус и представления об идеале  нас самих и наших соседей.

Первый день Фестиваля был отмечен открытием  недели культуры Японии в Мемориальном парке–музее имени К. Бехзода, а также двух персональных выставок – мастера из Самарканда, академика АХ РУ  Шарифа Азимова, много лет возглавляющего Самаркандскую школу керамики (на первом  этаже  ЦВЗ) и гостя из Баку – скульптора  и графика Гусейна Ахвердыева, мастера офортов с глубоко философским подтекстом (на втором этаже ЦВЗ).

Художник из Баку (1956 г.р.) коротко рассказал о себе  и о  давних художественно-культурных связях Узбекистана и Азербайджана. Гусейн Ахвердиев окончил Бакинское художественное училище имени А. Азимзаде (1975) и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной (1980). С 1983 года он является членом СХ Азербайджана и в 2005 г получил звание «Заслуженного художника» Азербайджана. Г. Ахвердиев – участник многочисленных международных выставок и симпозиумов по скульптуре. Его работы представлены в Музее современного искусства и Министерстве по культуре  Азербайджана, а также в зарубежных коллекциях.



Гусейн рассказал о своей дружбе с Акмалем Нуром и другими узбекскими художниками  с 1985 года, когда произведения наших земляков часто  экспонировались в Баку в середине 80-х годов. После долгого  перерыва он счастлив был по приглашению   Дирекции художественных выставок приехать в узбекскую столицу, поразившую его красотой  новых современных жилых и административных зданий, зелёными цветущими пышными садами и добрыми улыбчивыми лицами молодых людей, любящих и ценящих изобразительное искусство.
Г. Ахвердиев ответил на вопросы журналистов и рассказал о некоторых секретах своего мастерства. Графические чёрно-белые и цветные листы Гусейна далеки от агитационной графики прошлых лет: они  идеально-обобщённые, как бы поднятые на пьедестал времени. В них отсутствуют конкретные черты наших современников, тем самым они отличаются от призывных плакатов В. Рождественского  советской эпохи: «Окон», «Агитационных витрин», психологически ярких плакатов Д. Шмаринова,  от  газетно-журнальной графики его предшественника-соотечественника  П. Гаджиева или эпической графики современного известного  узбекистанского художника Ривката Азиханова. Основу такого рода композиций, как правило, составляли жизненно правдоподобные, живописно-картинные решения, где факты были типизированы, спрессованы, очищены от случайного, фигуры героев монументализированы и помещены в реальную пространственную среду. При всём стилистическом различии этих художников, их  объединяет художественное кредо, усвоенное из уроков легендарного мастера ксилографии В. Фаворского, который заставлял своих учеников размышлять над законами композиции: «В гравюре надо  как бы бить пятью выстрелами в одну точку, дабы достичь должного эффекта: это цвет, форма, светотень, а в результате  - общая гармония листа». Лишь немногим графикам удаётся  добиться этого: в их числе Гусейн Ахвердиев. В отличие от своего  монументального мозаичного панно «Хазар», посвящённого открытию трубопровода Баку- Тбилиси- Джейхан, каменных скульптур в Бакинском парке Аджеми, в графике он  не стал художественным летописцем своего края. Скульптор из Баку покорил посетителей вернисажа художественным решением чисто графических задач: пластичностью, весомостью рисунка и  метафоричностью образов (серия «Пластика», «Вход», «Декорации к ненаписанному (точнее было бы сказать, «несостоявшемуся») спектаклю» и другие.

Внимание  зрителей также привлекла огромная  симбиозная композиция «Портрет Бога», в которой  скульптура дополнена графическими цветными листами, расположенными  прямо  на полу у подножия нескольких декоративных монументальных композиций. Их автор, молодой скульптор авангардного направления – Нурмурад Нигманов, студент четвёртого  курса Национального института художеств  и дизайна имени К. Бехзода. Со свойственной молодости категоричностью и максимализмом, он заявил, что первый в художественном мире, исходя из суфийского направления исламской религии, не нарушая её канонов,  попытался изобразить Всевышнего через свой символический автопортрет: «Бог внутри нас». Насколько  это удалось  молодому ваятелю – пусть судят сами зрители. Можно сказать только одно: искусство не может стоять на месте, оно всегда сопровождается поиском новых форм для самовыражения художника.
Президент Уз. И. Каримов писал, что «государство с великим будущим, в первую очередь, должно заботиться о том, чтобы его будущие граждане были культурными, образованными и духовно богатыми»[1]. Систематическое знакомство  с произведениями разных направлений и стилей  развивает воображение и способность суждения. Люди уходили с вернисажа с желанием вернуться сюда вновь, чтобы лучше и глубже понимать природу искусства и  разбираться в нём. Гости фестиваля  в галерее ЦВЗ АХ Уз в течение пяти дней смогут наслаждаться богатством талантов больших мастеров и студентов художественных школ, колледжей, институтов, где формируются будущие мастера кисти и резца. Фестиваль изобразительного искусства завершится 25 апреля в ЦВЗ церемонией вручения наград и дипломов его активным участникам.

Гуарик Багдсарова




[1] Каримов И. Г. Мечта о совершенном поколении. – Т., 1999. С. 109

Комментариев нет :

Отправить комментарий