В
яркое солнечное апрельское утро – 21 04 14 – на главной площадке перед АХ
Уз по всей округе расплескалось море
звуков и красок. Молодые танцовщики громко
и дружно отстукивают руками
захватывающую дробь на дойрах и пляшут под эти зажигательные стремительные ритмы. Артисты
ГАБТ имени А. Навои поют арии из мирового классического репертуара. Юные красавицы в атласных платьях,
преимущественно нежно-розового и небесно-голубого оттенков, словно сошедшие с
холстов Чингиза Ахмарова, плавно
кружатся в национальном танце. Красавицы-модели горделиво и одновременно не
по-европейски сдержанно демонстрируют новейшие модели национальных традиционных
костюмов Узбекистана и современных летних
шёлковых платьев необыкновенной красоты в восточном стиле, дополнив
их характерной национальной бижутерией и
красочными головными убоами. Так сказочно в центре узбекской столицы на
преображённой художниками территории Любви и Красоты открылся
традиционный фестиваль ИЗО, посвящённый
«Году здорового ребёнка». Кстати, в нём были задействованы выставочные площадки
не только Ташкента, но и других регионов Узбекистана.
Вокруг
здания Центрального выставочного зала АХ Уз по всей окружной орбите кипела
жизнь. Молодые художники прикладного искусства, преподаватели и учащиеся Республиканского художественного колледжа
демонстрировали свои изделия из дерева, бисера, рукодельные сюзане, красочные
золототканые коврики, восточную миниатюру, акварельные этюды и живописные работы. Здесь
же поодаль в мемориальном парке-музее К. Бехзода среди скульптур декоративно-прикладного характера
японских и узбекских мастеров расположились в тени деревьев юные художники с их
мольбертами. Любознательные посетители вернисажа под открытым небом
невольно замедляли шаг, наблюдая за
таинством творческого процесса. Одни живописцы писали постановочный натюрморт с фруктами,
другие старались передать акварелью и масляными красками во всей
подвижной красоте окружающий
архитектурный пейзаж. Это был настоящий феерический праздник, где люди в неофициальной обстановке на пленэре обменивались
не только добрыми улыбками и пожеланиями, но и плодами своего творческого
вдохновения.
Вернисаж
объединил сто работ около пятидесяти художников разных направлений и видов
искусства из Коканда, Ферганы, Намангана, Нукуса, Хорезма, Андижана, Риштана,
Карши, Самарканда, Бухары. Среди них: известный мастер прикладного искусства Мухаммаджон Таджимирзаев; живописец «солнечной палитры» Дониёр Сохибов из Намангана; ведущие
художники - мастер из далёкого Нукуса
Сарсенбай Байбасинов и автор динамичных по композиции и тёплых по колориту
картин Азамат Сатаров из знойного Карши;
мастер вышивки Рахмон Тошев из Бухары; керамисты из Гиждувана и Риштана.
Экспозицию
гостей дополнили ташкентские художники, известные далеко за пределами нашей Республики. Эксперты справедливо
называют их лидерами современного изобразительного искусства: Алишер Мирзаев,
Файзулла Ахмадалиев, Бабаур Исмаилов и Бабур Мухаммедов, Валерий Енин, Алишер
Аликулов, Тохир Каримов, Ш. Кузиев («Полевые цветы»), Г. Артыков («Мелодия
осени»), набойщики ткани Абдурашид и Равшан Рахимовы и многие другие.
В
своей поздравительной речи Председатель АХ Уз А. Нуритдинов отметил
исключительную важность эстетического воспитания молодёжи, особенно в условиях
независимости Узбекистана. Он подчеркнул, что
традиционный фестиваль ИЗО в Узбекистане служит не только эстетическому
развитию личности и общества, с которым связан прогресс человечества во всех
сферах деятельности. Он также способствует дружбе народов и объединяет
художников и любителей ИЗО разных стран,
вырабатывает единую систему ориентаций в
современном глобальном мире эстетических и художественных ценностей, помогает
нам лучше понимать и ценить друг друга, уважать эстетический вкус и
представления об идеале нас самих и
наших соседей.
Первый
день Фестиваля был отмечен открытием недели
культуры Японии в Мемориальном парке–музее имени К. Бехзода, а также двух персональных
выставок – мастера из Самарканда, академика АХ РУ Шарифа Азимова, много лет возглавляющего
Самаркандскую школу керамики (на первом
этаже ЦВЗ) и гостя из Баку –
скульптора и графика Гусейна Ахвердыева,
мастера офортов с глубоко философским подтекстом (на втором этаже ЦВЗ).
Художник
из Баку (1956 г.р.) коротко рассказал о себе
и о давних
художественно-культурных связях Узбекистана и Азербайджана. Гусейн Ахвердиев
окончил Бакинское художественное училище имени А. Азимзаде (1975) и Ленинградское
высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной (1980). С 1983 года
он является членом СХ Азербайджана и в 2005 г получил звание «Заслуженного
художника» Азербайджана. Г. Ахвердиев – участник многочисленных международных выставок
и симпозиумов по скульптуре. Его работы представлены в Музее современного
искусства и Министерстве по культуре
Азербайджана, а также в зарубежных коллекциях.
Гусейн
рассказал о своей дружбе с Акмалем Нуром и другими узбекскими художниками с 1985 года, когда произведения наших
земляков часто экспонировались в Баку в
середине 80-х годов. После долгого
перерыва он счастлив был по приглашению
Дирекции художественных выставок приехать в узбекскую столицу,
поразившую его красотой новых современных
жилых и административных зданий, зелёными цветущими пышными садами и добрыми
улыбчивыми лицами молодых людей, любящих и ценящих изобразительное искусство.
Г.
Ахвердиев ответил на вопросы журналистов и рассказал о некоторых секретах
своего мастерства. Графические чёрно-белые и цветные листы Гусейна далеки от
агитационной графики прошлых лет: они идеально-обобщённые,
как бы поднятые на пьедестал времени. В них отсутствуют конкретные черты наших
современников, тем самым они отличаются от призывных плакатов В.
Рождественского советской эпохи: «Окон»,
«Агитационных витрин», психологически ярких плакатов Д. Шмаринова, от газетно-журнальной
графики его предшественника-соотечественника П. Гаджиева или эпической графики современного
известного узбекистанского художника Ривката
Азиханова. Основу такого рода композиций, как правило, составляли жизненно правдоподобные,
живописно-картинные решения, где факты были типизированы, спрессованы, очищены
от случайного, фигуры героев монументализированы и помещены в реальную
пространственную среду. При всём стилистическом различии этих художников,
их объединяет художественное кредо, усвоенное
из уроков легендарного мастера ксилографии В. Фаворского, который заставлял
своих учеников размышлять над законами композиции: «В гравюре надо как бы бить пятью выстрелами в одну точку,
дабы достичь должного эффекта: это цвет, форма, светотень, а в результате - общая гармония листа». Лишь немногим
графикам удаётся добиться этого: в их
числе Гусейн Ахвердиев. В отличие от своего монументального мозаичного панно «Хазар», посвящённого открытию
трубопровода Баку- Тбилиси- Джейхан, каменных скульптур в Бакинском парке
Аджеми, в графике он не стал
художественным летописцем своего края. Скульптор из Баку покорил посетителей
вернисажа художественным решением чисто графических задач: пластичностью,
весомостью рисунка и метафоричностью образов
(серия «Пластика», «Вход», «Декорации к ненаписанному (точнее было бы сказать,
«несостоявшемуся») спектаклю» и другие.
Внимание зрителей также привлекла огромная симбиозная композиция «Портрет Бога», в
которой скульптура дополнена
графическими цветными листами, расположенными
прямо на полу у подножия
нескольких декоративных монументальных композиций. Их автор, молодой скульптор
авангардного направления – Нурмурад Нигманов, студент четвёртого курса Национального института художеств и дизайна имени К. Бехзода. Со свойственной
молодости категоричностью и максимализмом, он заявил, что первый в
художественном мире, исходя из суфийского направления исламской религии, не
нарушая её канонов, попытался изобразить
Всевышнего через свой символический автопортрет: «Бог внутри нас».
Насколько это удалось молодому ваятелю – пусть судят сами зрители.
Можно сказать только одно: искусство не может стоять на месте, оно всегда
сопровождается поиском новых форм для самовыражения художника.
Президент
Уз. И. Каримов писал, что «государство с великим будущим, в первую очередь,
должно заботиться о том, чтобы его будущие граждане были культурными,
образованными и духовно богатыми»[1]. Систематическое
знакомство с произведениями разных
направлений и стилей развивает воображение
и способность суждения. Люди уходили с вернисажа с желанием вернуться сюда
вновь, чтобы лучше и глубже понимать природу искусства и разбираться в нём. Гости фестиваля в галерее ЦВЗ АХ Уз в течение пяти дней
смогут наслаждаться богатством талантов больших мастеров и студентов художественных
школ, колледжей, институтов, где формируются будущие мастера кисти и резца.
Фестиваль изобразительного искусства завершится 25 апреля в ЦВЗ церемонией
вручения наград и дипломов его активным участникам.
Гуарик Багдсарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий