четверг, 5 марта 2015 г.

Презентация книги Муяссар Раззаковой в Национальной библиотеке


         В Национальной библиотеке Узбекистана 3 марта 2015 г. состоялась творческая встреча с Народной артисткой Узбекистана, ведущей солисткой ГАБТа им. А. Навои Муяссар Раззаковой. В аннотации к этому событию  интернет-сайт «Культура.Уз» сообщал:
         «Сегодня это виднейший мастер оперного искусства нашей страны. Музыкальной общественности Ташкента и благодарному зрителю давно по душе встречи с певицей на многочисленных спектаклях и концертах. Обладательница очень индивидуального тембра голоса, экспрессивного темперамента и артистизма, Муяссар Раззакова представляет собой поистине знаковую фигуру в оперном искусстве Узбекистана. Её исполнение ведущих партий мирового репертуара вошло в сокровищницу оперных достижений узбекской оперной сцены».
         Конференц-зал на  пятом этаже  Национальной библиотеки имени А. Навои был переполнен  любителями классической оперной музыки. Среди зрителей  были не только профессионалы-музыканты и вокалисты, но просто  обычные читатели, завсегдатаи уютных  залов нового здания главного информационно-ресурсного  центра страны, где можно не только познакомиться с книжной новинкой или литературным раритетом, журнальной периодикой, но и побывать на творческих  встречах с интересными людьми и выдающимися деятелями культуры.
         Модератор встречи известный журналист, редактор сайта «Культура.Уз»  Борис Бабаев, представив  героиню вечера,  вспомнил  её совместный концерт на сцене ГАБТа  им. А. Навои с выдающимися певцами Е. Образцовой и З. Соткилава в 2004 г. и подчеркнул высочайший общепризнанный  мировой уровень вокального искусства Народной артистки Уз и Каракалпакстана М. Раззаковой. Её наставник с первых лет обучения певицы в консерватории, известный режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник  культуры Уз Андрей Слоним, являющийся  постановщиком этого своеобразного проекта, как и многих других,  совместных с М. Раззаковой,  отметил редкое сочетание в артистке  профессионализма, прекрасных внешних данных, целеустремлённости. Муяссар Раззакова успешно сплела в своем творчестве как бы «две золотые ветви искусства» - академизм мировой вокальной классики стиля «бельканто» - и утонченную исконную искренность и напевность традиционных народных напевов Узбекистана. 


Поклонники  творчества  М. Раззаковой  знают и любят  её страстную Виолетту в «Травиате» Верди, любящую и страдающую  Лючию в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, хитроумную и обаятельную  Розину в «Севильском цирюльнике» Россини, своенравную, но неотразимую  Адину  в «Любовном напитке» Доницетти, возвышенную  и чистую  душой Марфу  в «Царской невесте» Римского-Корсакова, поэтичную  Дилором в одноименной опере М. Ашрафи,  искреннюю  Ойхон в «Проделках Майсары»  С. Юдакова…  Эти и многие другие образы Муяссар Раззаковой давно по сердцу и душе многочисленным почитателям таланта певицы. Теперь она также заведующая кафедрой и профессор Государственной  консерватории Узбекистана. В последние годы проявился  несомненный педагогический талант певицы.
В работе над образами оперных героинь есть одна сложность – необходимо избежать однокрасочности, безликой «положительности» вне сильных черт характера, вне его драматизма.  По своему складу М. Раззакова несет заряд почти «ядерной» энергетики, она первая идет в любые инстанции, чтобы решать многие вопросы жизни и развития оперного искусства в нашей стране. «Эту же силу характера, - отметил в с воём выступлении А.Е. Слоним, -  мы с Муяссар искали и ищем в многочисленных ее образах – от любящей Лючии до поэтичной Дилором в одноименной опере М. Ашрафи. И вновь,  и вновь певица-мастер приходит на репетиционную площадку, готовая воспринимать и преломлять через свою индивидуальность все новые и новые задачи, которые как бы «зашифрованы» в композиторской партитуре…»
В настоящее время  М. Раззакова, преодолев грань полувекового жизненного пути,  не только успешно продолжает творческую карьеру в коллективе ГАБТа им. А. Навои, но и  передаёт свои знания студентам Государственной консерватории Уз. Одним из весомых итогов этой  преподавательской деятельности стала её  научно-методическая книга: «Основы академического пения», первый  в республике учебник вокального исполнения подобного рода.
         Автор книги кратко рассказала о себе, о своём увлечении пением с детства, о национальных корнях своего воспитания родителями. Родная мать Муяссар  долго не могла смириться с профессиональным выбором дочери  до её одной из первых безоговорочных побед на Международном конкурсе  имени М. Глинки в Риге в 1989 году,  где она заняла третье место среди  почти четырёхсот претендентов-вокалистов со всего мира.


М. Раззакова ответила на вопросы  гостей и журналистов, которых волновало, как успевает артистка сочетать творческую профессию с  научно-преподавательской работой в консерватории. Муяссар  заверила всех, что она успевает  в полной мере реализовать свой многогранный потенциал, на котором сегодня, однако,  не ставит  ни точку, ни восклицательный знак. Она намерена продолжить работу над второй частью книги об основах академического пения. Её голос будет вживую звучать для нас на оперной сцене ГАБТа им. А. Навои каждую неделю после того, как  в скором времени коллектив вернётся «на круги своя»  в родной театр после  его затяжного капитального ремонта. Ну, а пока  она готова петь на всех сценических  площадках – во Дворце Форумов «Узбекистон», концертном зале  «Туркистон»,  музее Мухтара Ашрафи,  здесь - в Национальной библиотеке им. А. Навои и на многих других площадках Ташкента и других городов Узбекистана.


Собравшиеся зрители бурными аплодисментами встречали каждое выступление М. Раззаковой  в сопровождении  Камерного оркестра Республиканского  специализированного музыкального академического лицея  имени Р. Глиэра под руководством дирижёра Мадата Худайберганова. В программе прозвучали  ритмичное, захватывающее, как  сам испанский танец, болеро Елены из оперы Дж. Верди «Сицилийская вечерня»; проникнутый восторженностью юности вальс Джульетты из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Нежный лирический романс  «Согинч»  под аккомпанемент автора – Председателя союза композиторов, профессора Рустама Абдуллаева (фортепиано) и  задушевная концертная  ария М. Ашрафи «Кашмирида» вдохновенно прозвучали  на национальном языке. Программу украсили  неаполитанская песня «Вернись в Сорренто» в исполнении народного артиста Нормумина Султанова и искрящаяся жизнелюбием «Ария с шампанским» из оперы В. Моцарта «Дон Жуан», исполненная заслуженным артистом Узбекистана Шукуром Гафуровым.  В финале  «Застольная» из оперы «Травиата», блестяще исполненная  трио (М. Раззакова, Н. Султанов, Ш. Гафуров) – по многочисленным просьбам публики была спета вторично, на «бис».
Директор Национальной  библиотеки имени Уз.  А. Ходжаев  в знак благодарности за прекрасный вокально-музыкальный вечер в честь  выхода уникальной книжной новинки и за культурный вклад её автора М. Раззаковой  в музыкальную жизнь страны преподнёс ей похвальную грамоту и подарок. Многочисленные зрители стали счастливыми обладателями именных календарей с портретом народной артистки Уз и её автографом, а также  весеннего настроения, навеянного прекрасной музыкой, вдохновенным   пением и цветущим миндалём в центре узбекской столицы в преддверии женского праздника и Навруза.


Гуарик Багдасарова

1 комментарий :

  1. Читая эту статью я вспомнил, как в 2008 году будучи студентом первого курса института Культуры я впервые в жизни попал в ГАБТ им. А.Навои на оперу " Лючия де Ламмермур" и был просто очарован. Голоса исполнителей арий, и декорации которые были очень реалистичны, произвели на меня сильное впечатление. Я слушал затаив дыхание, и тонко сопереживал то что происходило на сцене. До сих пор иногда героиня Лючия встаёт перед глазами. Желаю Муяссар Раззаковой здоровья, творческих удач и счастья.
    Спасибо интересную за статью Гуарик!
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить