понедельник, 20 июня 2016 г.

«Над полями, да над чистыми» - вечер русского романса, песни и лирической поэзии в Епархии




«Над полями, да над чистыми» -  вечер русского романса, песни и лирической поэзии завершил вокально-музыкальный сезон отдела по культуре «Сретенье» в Епархии. Он возобновится теперь только в сентябре. Нынешний музыкально-поэтический концерт, по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, Митрополита Ташкентского и Узбекистанского, Главы среднеазиатского митрополичьего округа,    
в конференц-зале Ташкентской  и Узбекистанской Епархии Православной церкви был приурочен к празднику св. Троицы – 19 июня 2016 года. Открывая праздничный концерт, Высокопреосвященнейший Викентий  рассказал об историческом значении великого праздника - Св. Троицы, или Пятидесятницы.


         Событие, память которого отмечается в этот день, произошло спустя 50 дней  после воскресения Господня. Деяния святых апостолов сообщают нам, что в то время ученики Христовы находились единодушно вместе и внезапно услышали с неба шум как будто от надвигающейся бури. Над головами апостолов зажглись огненные языки. С того времени их слушатели, к какому бы народу каждый из них ни принадлежал, хорошо понимали апостолов. Слово их стало доступным простым рыбакам, плотникам, земледельцам. В нём находили пищу для души и люди образованные. Чувствуя в себе великую силу, данную им Духом святым, апостолы  вышли на площади Иерусалима и стали проповедовать. В тот день к Церкви присоединились  около пяти тысяч человек. После пятидесятницы апостолы по повелению Господню  разошлись в разные концы вселенной, и везде им сопутствовал и укреплял их Дух Святой.
Троица соединяет в едином существе Божием трёх лиц: Бога-Отца, Сына Божия и Духа Святого. Учение о Троице  составляет один из основных догматов христианской религии, установленных на Никейском соборе (325 от  Р.Х.). В этот день до следующего дня св. Пасхи в свято-Успенском храме, украшенном зелёными дубовыми ветками и свежими цветами, поют тропарь св. Духу «Царю небесный…».
«Дух святой, - подчеркнул Высокопреосвященнейший Викентий , - даёт жизнь всему: и свежая зелень,  и цветы, и  русские романсы и песни артистов ГАБТ имени А. Навои, которые мы сегодня услышим, - напоминают нам о милости Божией и о действии Святого  Духа во всём творении Божием. Творите Добро!...»


Автор проекта – Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним (композиция, режиссура, авторская лирическая поэзия)  - его соавтор иеромонах Аввакум (Назаров) на празднике отсутствовал  по болезни - поблагодарил Митрополита ташкентского и узбекистанского Викентия за такое вдохновляющее благословение и начал концертную программу  авторским стихотворным посвящением  всесветлой иконе Андрея Рублёва «Троица»:

…О, как постигнуть в Тройственном и Целом
Всё, что несёт нам, смертным, Божество?
Смятеньем, неразумным и несмелым
Ответ мы ищем, не найдя его…
…И вдруг предстанут – явственней и краше,
Чем самая заветная мечта, –
Три Путника – три Ангела… И – Чаша,
Которая не может быть пуста!

Все изучают следствия, причины,
Лишь пепел вороша забот земных.
Мы разумом лишь чтим Отца и Сына,
И Дух Святой – не постигая Их!
Но – чем трудней земная тропка наша,
                    Тем чаще нам предстанут неспроста
                   Три Ангела – три Путника… И – Чаша,
В которой – кровь распятого Христа…

Шатаясь, оступаясь, спотыкаясь,
Дурманя дух лишь призраком Любви,
Мы думаем, что каемся – не каясь,
И верим – чист порыв! А он – в крови…
Мир озаряя Тайнами Святыми,
А скорбь за нас в молчанье затая, –
Глядят на нас три Ангела…  Пред ними –
Непознанная Чаша Бытия.

Вино ли, кровь ли в жизненном бокале,
Обвал иль Свет венчает наш удел? – 
Узнать дано нам  каждому в финале
У Двери, за которой – тот Предел…
…И всех надежд сиятельней и краше
Пред взором вновь предстанут в этот час
Три Путника – три Ангела… И – Чаша,
Что не минует каждого из нас…
     
              Этим исповедальным посвящением была задана высокая духовная тональность всей последующей  поэтической и вокально-музыкальной  программе вечера. В ней  классическая хрестоматийная поэзия А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Заклинание», «Памятник») и А. Блока («Когда в листве сырой и ржавой…»),  знакомая нам со школьных лет;   малоизвестные  утонченные стихи выдающегося политического и военного деятеля России, Великого князя Константина Романова («Уж гасли в комнатах огни», «Я вам не нравлюсь…», «Серенада», «Растворил я окно),  как и  стихи А. Блока («Когда в листве, сырой и ржавой…», а также -  В. Набокова («При луне, когда косую крышу…», «В хрустальный шар заключены мы были…») в оригинальной декламации А.Е. Слонима органично сочетались с возвышенными вокально-музыкальными произведениями, исполненными дипломантом международных конкурсов Анастасией Юдиной (меццо-сопрано) в сопровождении  музыкального руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним (фортепиано).
         Константин Романов был достаточно крупным поэтом, другом и коллегой  П.И. Чайковского и многих иных великих деятелей российской культуры. Он  скромно подписывал свои своеобразные стихи инициалами «К. Р.». Сегодня его поэзия чаще всего звучит в виде словесного текста ко многим известным романсам русских композиторов. А на вечере «Над полями, да над чистыми» она прозвучала в первозданном авторском виде.


         Анастасия Юдина, которую любители классической музыки и оперы  давно знают по ярким выступлениям на сцене ГАБТа имени А. Навои и по разнообразному участию в вечерах отдела «Сретенье», в этот раз показала тонкость разных стилей и форм исполнения. Она жила возвышенной жизнью своей героини в классических романсах; излучала особое обаяние, красоту и задор в полных жизнелюбия русских песнях. Порадовала и неожиданная, но оказавшаяся весьма нужной  яркая «горячая»  краска ее исполнения «испанского» романса Д. Шостаковича в сочетании с виртуозным владением самой певицей утонченным ритмом игры на кастаньетах. Каждый номер Анастасии Юдиной был своеобразен и интересен – не только по вокальной линии, но и по разнообразию драматургической жизни столь разных героинь исполняемых ею романсов и песен.


     Концертмейстер Людмила Слоним весь вечер за  фортепиано демонстрировала нерасторжимое единство мелодии и слов и органическую внутреннюю связь с вокалисткой. При этом музыка всегда подчинялась стихам и не столько сопровождала их, сколько выражала  и оттеняла, обогащала новыми красками различные чувства и настроения  – от  строгого классического  романса до  заводных плясовых песен.
В концерте прозвучали разные по настроению любимые русские романсы А.Варламова  «На заре ты её не буди…» (стихи А.Фета),  «Белеет парус одинокий…» (стихи М. Лермонтова);  А.Даргомыжского  «Я всё ещё его люблю…» (стихи Ю. Жадовской);  Песня Ильиничны из музыки к драме «Князь Холмский» М. Глинки (стихи Н. Кукольника); в преддверии 110 -летнего юбилея Д. Шостаковича – романс «Звёздочки» (стихи Т.Сикорской); А. Дюбюка «Не обмани…» (стихи Г. Гейне).


         Стихи армянского поэта-символиста  Аветика Исаакяна (1875-1957) обрели вторую жизнь в переводах В. Брюсова, А. Блока, А. Ахматовой, А. Кушнера, П. Антокольского, музыкальной обработке С. Рахманинова («Ивушка» в переводе А. Блока) и Г. Свиридова («Изгнанник» в переводе А. Блока). Анастасия Юдина, исполняя романс Г. Свиридова «Изгнанник»,
не просто пережила на сцене всю горечь странствующего ашуга (сказителя-певца), но сумела передать  свет молитвы матери лирического героя, прежде всего, обо всех изгнанниках в мире, чтобы все они нашли дорогу в отчий дом.
         Жанр русской народной песни существовал задолго  до того, как появились первые музыкальные инструменты, и в дальнейшем развивался параллельно с романсом. Они адресованы самому широкому кругу любителей музыки. В программе вечера горячий отклик в публике нашли разные по тематике и настрою русские народные песни, среди которых были как хорошо, так и малоизвестные произведения:  «Пошла млада за водой…»,  «Пряха», «Травушка-муравушка», «Я калинушку ломала…»,  «Катерина» (в обработке С. Прокофьева),  «Чернобровый, черноокий…», «Валенки», «Над полями, да над чистыми…», давшая название вечеру.


         На «бис» Анастасия Юдина с особой проникновенностью исполнила песню М. Фрадкина из кинофильма «Простая история»: «Но как же можно без любви прожить». Она посвятила её своей маме. В целом, программа музыкально-поэтического вечера «Над полями, да над чистыми…» призывала  дарить людям добро и свет, издревле заложенные в русском искусстве, поныне объединяющем людей разных национальностей и конфессий. И, казалось бы, столь разные по духу, строю и стилистике произведения, собранные авторами проекта и участниками концерта в целостную композицию – красноречиво говорили об истинной красоте духа, о высоких устремлениях, о всепобеждающей силе Любви.


Вечную ценность этих истоковых, основополагающих нравственных устоев и понятий в сегодняшнем неспокойном мире трудно переоценить.  Именно в объединении душ людей во имя Любви, Добра Красоты  -  залог совершенствования каждого из нас. Об этом говорят нам, сегодняшним свидетелям XXI века с его политическими катаклизмами и противоречиями,  безымянные авторы неумирающих народных песен и творцы великой поэзии и музыки. Глубоко символично, что очередной сезон концертов отдела «Сретенье» в зале Епархии завершился до новых осенних встреч - столь светлой и жизнеутверждающей нотой, призывающей людей не упускать из виду то главное, во имя чего жива душа человеческая. И несмотря ни на что – стремиться к полёту «над полями, да над чистыми» - в отрыве от наносной заземлённости и обыденности текущих дней…


Гуарик Багдсарова

Фото: Михаил Левкович

Комментариев нет :

Отправить комментарий