«Для слёз нужны простые зеркала»
А. Файнберг.
«Надежды мне достаточно вполне.
Да и могила – не конец дороги…»
А. Файнберг.
«Лист с неровными краями, сохрани мои стихи…» - под таким
названием вышла в свет в Ташкенте в июне 2016 г. долгожданная книга
воспоминаний о народном поэте Узбекистана
Александре Аркадьевиче Файнберге
(1939-2009).
Александр Файнберг
– автор 15 поэтических сборников, включая посмертный двухтомник, изданных в
Ташкенте, Москве и Санкт-Петербурге. Печатался в журналах «Новый мир»,
«Юность», «Мегаполис», «Интернешнл», «Звезда Востока», «Новая Волга», «Арион»,
а также в периодических изданиях по обе стороны Атлантики. Они увековечили
творческий портрет большого мастера художественного слова.
Книга
воспоминаний о поэте Александре Файнберге, куда вошли 48 авторов, открывает нам
коллективный правдивый жизненный портрет не только поэта, талантливого эссеиста,
киносценариста. Она разностильно и многогранно воспроизводит, прежде всего,
нашего современника и земляка-ташкентца. Александру Файнбергу ничто человеческое не было чуждо. На страницах книги друзья поэта рассказывают о его достоинствах
и слабостях, рискованной воле к победе
над испытаниями судьбы, кротком покаянии
за вольные и невольные грехи, беззаветной любви к родине, привязанности к нашим
«братьям меньшим» и преданности главному своему призванию - Поэзии.
Эта исповедальная
мемуарная книга с первых стремительных шагов к читателям вошла в историю
русской и узбекской литературы как многоликий
портрет эпохи А. Файнберга рубежа XX-XXI веков:
Какого времени приметы
Сквозят в реалиях поэта?
(Зоя Туманова) -
- она будет интересна не только нам, но и нашим
потомкам. Очень важно для любого читателя точное, доскональное воспроизведение
примет эпохи литератора: в книге
воспоминаний налицо реалии быта – как и чем жили люди, сколько зарабатывали,
как одевались и как принимали долгожданных и незваных гостей по восточным
законам сверхгостеприимства, что пили и чем закусывали и как мог, подобно фламандским живописцам, ярко и
вкусно воспевать плотские радости изобилия и довольства скромной жизнью А. Файнберг:
Дрожит громада
холодца.
Мерцают кольца огурца.
На них летят снежинки соли
И перца чёрная пыльца.
По
этой краткой энциклопедии жизни одного выдающегося Поэта можно будет изучать, как жили, любили,
творили и делились радостями открытий и горестями бед, новыми творческими
идеями и выношенными трудными плодами
ночного вдохновения Александр Файнберг и его соседи по дому; его близкие и далёкие друзья; собратья по литературному и
кинематографическому цехам; просто случайные знакомые на бесчисленных
дорогах и тропах топографических экспедиций, о которых он писал:
Дороги, дороги, которые мы выбираем,
сулят нам тревоги, грозят нам и адом, и раем.
Все они, избранники
судьбы, испытали на себе, как Александр Колмогоров об этом пишет,
фантастическое обаяние и артистизм,
который был у Александра Файнберга в крови. Поэта со всеми авторами,
несмотря на разность их возраста, положения в литературе, социального статуса, объединяла
«одна, но пламенная страсть» к Слову, о
котором он писал: «Где слова не дано, там
нет и прав». Наконец, книга отвечает на вечный вопрос нашего мироздания:
«Зачем ты на этой земле, человек?»:
Поведай, чем за всё ответишь,
Когда качнётся свет в ночи
И тихим шагом некто вечный
Придёт к огню твоей свечи…
- «Мы родственники средь мирской тщеты» (перевод А.
Файнберга), - словно отвечает ему его
близкий друг и соратник Народный поэт
Узбекистана Абдулла Арипов, назвавший в
книге воспоминаний А. Файнберга «истинным другом узбекского народа и по-настоящему
народным поэтом – всей своей жизнью и творчеством открывшем себе путь в Рай»[1].
Бесценны
воспоминания режиссёра Джасура Исхакова «Поющий тростник», снявшего
биографический фильм «Александр Файнберг»
в виде монолога поэта с музыкальным сопровождением Румиля Вильданова.
Трогательны
откровения Назима Туляходжаева о «ночных телефонных звонках», когда Саша
Файнберг, разбудив его среди ночи, читал ему с хрипотцей в голосе новые стихи,
и о том, как он их ждёт до сих пор:
«Привет, волчонок! Ты не сердись. Давай я тебе почитаю…»[2]
Журналист Рустам
Шагаев захватывающе интересно рассказал о фуршете на своей персональной фотовыставке в честь
50-летнего юбилея, на которой был и Александр Файнберг. Тогда он обещал поэту
сделать выставку в 60 лет, где он покажет и его уникальные снимки. Рустам
сдержал своё слово, но только ему было горько до слёз, что Файнберг не был на
этом весёлом фуршете. Его фотопортрет А. Файнберга с пронзительным взглядом
грустных глаз помещён на обложку книги воспоминаний о поэте. Автор «Фуршета» в весёлом ключе, с братским
пристрастием, рассказал о судьбоносном событии – Указе Президента
страны о присвоении А. Файнбергу в августе 2004 года звания Народного поэта
Узбекистана и о других неоднозначных и
ярких невыдуманных эпизодах из жизни А.
Файнберга. Один из них связан с последней фотосессией в квартире Файнберга в
2008 году, другие – с утончёнными
поздними переводами А. Файнберга из узбекской поэзии М. Юсуфа и А. Арипова.
Поэт Александр
Колмогоров внёс в книгу воспоминаний высочайшую исповедальную минорную
тональность своим очерком «Нарисую, как смогу…» и своими трогательными
элегическими посвящениями А. Файнбергу:
«О чём вы там шумите без меня?»,
«Встреча», «И его любила осень».
Учёный-лингвист
Давлатбек Саъдуллаев, широко известный не только в нашей стране, но и в России
в своём кратком очерке «Всё памяти моей знакомо…», похожем на молитвенный
коврик воспоминаний, признаётся как на
духу:
- Александр
Файнберг – моя совесть. Я поверяю им мои слова-мысли, мои поступки. Обертоном
звучит во мне его голос, не даёт сфальшивить[3].
Писатель
Александр Устименко в одноимённом очерке с названием книги со свойственными
только ему чеканным отработанным стилем и простотой слога пересказал биографию
Алексанра Файнберга в лицах, фактах, именах и сравнил своего героя с восточными
кочевниками, лишь временно остановившимися со своим литературным караваном на
ночлег, чтобы утром уйти во всемирное и
вневременное странствование… В
своём очерке писатель объясняет
одноимённое название книги и своего очерка стихотворением А. Файнберга, которое
было опубликовано в сборнике «Лист» и прочитано
автором Алексею Устименко по телефону вслед за подаренной ему в этот
вечер книгой незадолго до его ухода в вечность: «Над глубокими морями // звёзды в небе высоки. // Лист с неровными
краями, // сохрани мои стихи. // Не для чтенья без запинки. // Строки жизни -
// для души. // Как в тайге живут тропинки, // как в озёрах – камыши. // Каждый
стих // лесной поляне, птице, облаку сродни. // Лист с неровными краями, //
сохрани их, сохрани. // Не потомкам на закланье, // не для ропота молвы. // Как
улыбку, // как дыханье // ветра, моря и листвы».
«На таких
листах, - делает вывод А. Устименко, - пишутся завещания. Он и написал его
когда-то давно, чтобы теперь, вынув из библиотеки всех своих стихов, сделать
названием книги – последним завещанием для всех»[4].
Особое место в
книге воспоминаний занимают страницы Инны Коваль: «Познакомились мы в
зазеркалье», записанные Алиной Дадаевой. Они отличаются нежным светом преданной
женской любви как рока, как Божественного промысла – от прообраза поэта в
её вещем сне до последних минут его бытования на земле и жизни после жизни (простите,
читатель, за невольную тавтологию). Александр Файнберг эту хрупкую, но сильную
прозорливую и заботливую женщину шутливо называл «Мурзилкой в свитере»,
«Инкой-льдинкой», «Инкой-журналисткой».
Инна Коваль,
корреспондент многотиражки «Ташкентский университет» с первой минуты знакомства
с о стихами молодого худенького дембиля
Файнберга, готового служить машинисткой в университетской многотиражке
Таш ГУ из-за неодолимой тяги к литературному творчеству, сразу разглядела в нём
большого настоящего поэта. Всю жизнь она трепетно относилась к нему, лелеяла его талант
и мужественно принимала удары судьбы до той роковой трагической ночи с 13 на 14
октября, когда А. Файнберг признался ей
о том, что он чувствует, что двухтомник его избранных стихов, который он
тщательно готовил к своему семидесятилетнему юбилею (02 1109), выйдет, но только он его не увидит. Так и
случилось. Свой очерк о единственном
любимом человеке и друге жизни, с которым она вместе прошла большую часть своего жизненного пути, Инна Коваль завершила
оптимистично словами из автобиографии А. Файнберга: «Родился по собственному желанию. Умру по сокращению штатов. Надеюсь
жить»[5].
Книгу замыкает
стихотворение А. Файнберга, которое он в своё время посвятил родительскому дому
своей невесты Инны Коваль на улице Жуковской, 42, в котором часто звучали
классическая музыка, арии из опер и оперетт,
романсы и стихи. Как всё, талантливо написанное А. Файнбергом, это
личное стихотворение приобрело всенародную масштабность, и частное в нём стало
всеобщим:
Есть на свете один удивительный дом.
Там друзья собрались за весёлым столом.
Там в окошке весна. Там сирень и жасмин.
Кто-то песню поёт. Зажигает камин.
Там вино на столе. Там душа не во мгле.
Дай, Господь, чтобы помнили там обо мне.
Александр
Файнберг остался жить в своих стихах,
киносценариях художественных, документальных, мультипликационных фильмов,
воспоминаниях друзей о нём, настоящих и будущих. На всех страницах книги
воспоминаний об Александре Файнберге
рассыпаны цитаты из его поэзии, его глубокомысленные изречения и просто
шутки-прибаутки по разному поводу: это придаёт
особую жизненность главному герою повествования. Так, Рэма Волкова,
соседка по писательскому дому, чья семья
прожила коммуной в удивительной близости с Сашей и Инной Файнбергами тридцать пять лет, благодаря
особой планировке - общей сушилке,
соединяющей соседние квартиры, приводит
в своих откровенных мемуарах «И нежность, и буйство, и доверчивость, и
разочарования» одно мудрое высказывание
Александра Аркадьевича о главном деле жизни поэта - о золотой поре поэтического
творчества, когда, словно наитие, обрушивалась на него сладкая неизбежность
писать стихи. Хрупкое это время, – отмечает автор, - требовало полной отдачи
сил, напряжения души.
- Происходит что-то невероятное, - не мне одной
рассказывал Саша. – Впечатление такое,
что не только слова, целые строки идут откуда-то, что какой-то голос их
диктует, а ты лишь записываешь на бумагу. Словно ты какое-то связующее звено,
чуткая камышинка, улавливающая сигналы. Другой раз до утра не отпускает.
К утру обычно и
вырастала стопка исписанных страниц[6].
Рэма Волкова до
сих пор с благоговением вспоминает и весёлые розыгрыши, и мрачные
предчувствия.., и доверчивость, и
разочарования.., и бесчисленные строки его прекрасных стихов.
Невозможно
пересказать в одной статье всю гамму чувств авторского коллектива, в зеркале
которых заново с невероятной полнотой
освещается знакомое до боли открытое
лицо Александра Файнберга с русым чубом непокорных вьющихся волос над
чистым высоким лбом, в белой водолазке и джинсах читающем свои стихи из первого
сборника «Велотреки» в 1968 году, когда я впервые с ним познакомилась на его
творческом вечере в нашей 79-ой школе на Чиланзаре.
В зазеркалье мемуаров это лицо меняется, приобретает новые черты, пружинящую походку, когда он выходит на сцену и по три часа держит в очаровании и неслыханном оцепенении всю разноликую аудиторию слушателей в Академическом русском драматическом театре, Молодёжном театре Узбекистана, «Ильхоме», «Ахматовском музее», Ташкентском доме фотографии, Еврейском общинном центре, а исписанные листы с его стихами отлетают от него, как пули, в разные стороны.
И на закате дней – 6 июня 2009 года - возле памятника А.С. Пушкину, - когда на моё поздравление с присвоением ему за большой вклад в развитие культурных связей между Россией и Узбекистаном 3 декабря 2008 г. медали Пушкина, он, уже весь седой и не совсем здоровый, но как мальчишка, радостный и живой, с крепкой сигаретой в зубах, чуточку навеселе, широко улыбается и, гордым взглядом указывая на медаль на груди, говорит, что с утра уже отметил и это событие, и День рождения любимого русского поэта. Рядом официально чествовали его великого пращура и тёзку узбекские поэты, многие из которых стали его близкими друзьями: Абдулла Арипов, Сиражиддин Саид, Рустам Мусурман и другие.
В зазеркалье мемуаров это лицо меняется, приобретает новые черты, пружинящую походку, когда он выходит на сцену и по три часа держит в очаровании и неслыханном оцепенении всю разноликую аудиторию слушателей в Академическом русском драматическом театре, Молодёжном театре Узбекистана, «Ильхоме», «Ахматовском музее», Ташкентском доме фотографии, Еврейском общинном центре, а исписанные листы с его стихами отлетают от него, как пули, в разные стороны.
И на закате дней – 6 июня 2009 года - возле памятника А.С. Пушкину, - когда на моё поздравление с присвоением ему за большой вклад в развитие культурных связей между Россией и Узбекистаном 3 декабря 2008 г. медали Пушкина, он, уже весь седой и не совсем здоровый, но как мальчишка, радостный и живой, с крепкой сигаретой в зубах, чуточку навеселе, широко улыбается и, гордым взглядом указывая на медаль на груди, говорит, что с утра уже отметил и это событие, и День рождения любимого русского поэта. Рядом официально чествовали его великого пращура и тёзку узбекские поэты, многие из которых стали его близкими друзьями: Абдулла Арипов, Сиражиддин Саид, Рустам Мусурман и другие.
Они проводят его
в последний путь 15 октября 2009 года. Рустам Мусурман для своих воспоминаний
выберет заключительную грустную строку из шутливого сонета А. Файнберга
«Зеркала»: «Для слёз нужны простые
зеркала». Он расскажет о муках и радостях перевода из поэзии своего
русскоязычного собрата и сделает очень важное признание-наставление другим: «Вот
и выходит – без преувеличения – чтобы изменилось мировоззрение человека, чтобы
он осознал себя на какой-то более высокой жизненной ступени, для того, чтобы
мелодия души достигла совершенства и обогатила внутренний мир, для всего этого
поэзия Александра Файнберга жизненно необходима»[7].
Никто из авторов
воспоминаний в книге не умалён: все
значительны в этом хоре искренних, нестройных голосов, не отрежиссированных, не
подогнанных под общий знаменатель – иероглиф судьбы. Книга убеждает, что
Народный поэт Узбекистана Александр Файнберг оставил после себя не только
прекрасные стихи, полные лирики и гражданского мужества, но и добрую память –
увековеченная в Слове, она теперь
останется на все времена. Сбылось
заветное желание поэта:
Встаньте, родные, подальше,
Слово надгробное – дым.
Дайте уйти мне без фальши,
Дайте остаться живым.
Этот отзыв на коллективный
сборник воспоминаний об Александре Файнберге позволю себе завершить своим
посвящением любимому поэту:
Созвездие Скорпиона
Памяти Александра Файнберга
Александр
Файнберг остался навек азиатом
В «вольных
сонетах», поэме «Струна Рубайата».
Пророчески
сокровенно звучали Поэта стихи
В Молодёжке,
Драматическом и Ахматовке.
И светит нам
созвездье Скорпиона,
Соловушкой
свистит, ничуть не охая,
Струна
живая балалайки скомороха,
И вторят грустно
ей рубаб и бедана.
И надо всем
«Прощальная Поэта» -
Ушёл Творец и
смертным дал завет:
«Даже попранный
прахом, поэт остаётся поэтом,
В этом высшая
правда. И музыка высшая в этом».
Ташкент, 13 10
15
Гуарик Багдасарова
Ташкент, 2016
[1] Лист с неровными краями, сохрани мои стихи… Книга воспоминаний. – Т.:
Издательско-полиграфический творческий дом Гафура Гуляма, 2016. С. 10
[2] Указ. соч. С.81
[3] Указ. соч. С.
235
[4] Указ. соч. С.
276
[5] Там же. С. 328
[6] Указ. соч. С.
336
[7] Указ.соч. С.
367
Статья очень ёмко и чётко раскрывает суть книги. А именно то, что всех авторов в ней объединяет одно - добрая память о замечательном Поэте и Человеке. При этом автор статьи не углубляется досконально в содержание книги тем самым, статья вызывает желание прочесть эту книгу не просто поверхностно, а сердцем.Книга написана простым и доступным языком, от неё как бы веет тем теплом которое было в отношении людей близко знавших Файнберга. В ней не " замазано" ничего и не заретушировано. Всё чисто, откровенно без прикрас и пафоса.У каждого из нас Файнберг свой, но он и после ухода в вечность продолжает помогать нам своими стихами. Очень органично в статье подобраны выдержки из стихов Файнберга ну и конечно великолепное стихотворение в завершении этой статьи. Статьи, в которой дан анализ не просто книге, а прежде всего того что значит для всех нас Народный Поэт Александр Аркадьевич Файнберг и его творческое наследие.
ОтветитьУдалитьСПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНУЮ СТАТЬЮ ГУАРИК!
Александр Евсеев г. Чирчик.