Что заставляет людей – молодых и
преклонного возраста - каждый четверг приходить сюда под сени «Мангалочьего
дворика Анны Ахматовой»? Скоро
ахматовский музей отметит свой
семнадцатый День рождения (18 декабря 1999 г.). Нет, это не только любовь к русской литературе,
у каждого своя, но и общее желание воссоединиться хотя бы на время в этой
любви, получить от близких друзей по
интересам ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую
поддержку. Порой мы обнаруживаем личные разногласия, но в целом, нашим жизнелюбием и оптимизмом, непрерывным литературным и музыкальным
образованием мы обязаны нашей принадлежностью именно таким
литературно-общественным кругам, с которыми мы связаны многими духовными нитями.
Как много нам даёт общение с собратьями
по поэтическому цеху и авторской песне, как глубоко в душе отзываются
творческие встречи с интересными людьми, открывающими для нас глубинное
значение юбилейных дат, мимо которых мы могли бы пройти в
суматохе дней.
Ахматовский
музей при РЦНК в Ташкенте 24 11 16 отметил
305-летний юбилей М.В. Ломоносова в кругу своих преданных друзей и
молодых курсантов, обучающихся здесь с целью поступить в российские вузы: пока
это одиночки, но с каждым разом их будет
больше, судя по итогам прошлых лет и неподдельному интересу молодёжи к общественной просветительской деятельности
музея.
Литературное собрание открыла директор ахматовского музея А.В. Маркевич. Она осветила биографические страницы русского учёного и
общественного деятеля М.В. Ломоносова (1711-1765), подчеркнула практическое
значение его трудов в наше время и процитировала несколько строф из его
псалмов, од, в том числе «Вечернее размышление
о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти знаменитые поэтические строки, - подчеркнула А.В. Маркевич, -
знакомы нам со школьного детства:
Лице своё скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Литературовед и поэт, редактор журнала
«Преподавание языка и литературы» Николай
Ильин подготовил обширный научно-популярный доклад о революционной
реформе М.В. Ломоносова в русской поэзии. В XI-XII вв. русская литература достигла
потрясающей высоты… Но после «Слова о
полку Игореве» четыреста лет у нас не было письменной поэзии. В XYII веке возобладал рифмованный стих,
стремящийся не к перепеву греческих и
польских переводов, а к обретению собственного голоса. На примерах поэтов того
времени – основоположников «правильного» силлабического стиха, авторов ветхозаветных сюжетов и полного переложения
Псалтыри Симеона Полоцкого, Кантемира и других стихотворцев - Н. Ильин наглядно показал,
насколько голоса эти были «сдавленными» - и по форме, втиснутой в
виршевые неравносложные строки с произвольным ритмом, больше похожим на прозу,
и по содержанию, не выходящему за рамки церковных установлений о том, что
«можно» и «что нельзя».
М.В.Ломоносов знакомился с русским
стихотворством именно по этим книгам, которые в XYIII
в. уже казались архаикой. Русская поэзия
окончательно пробудилась в эпоху Петра I под грохот петровских пушек и созидательного
топора. Она вдруг обрела новый державный
голос, как и сама Россия, «заговорила громами», «блеснула отблеском европейских
наук», воспела величие царя и силу пробуждающейся нации.
Н.В.Гоголь писал об этом переломном моменте в
литературе: «Восторг этот отразился в нашей поэзии, или лучше – он создал
её… С этих пор стремление к свету стало
нашим элементом, шестым чувством русского человека, и оно-то дало ход нынешней
поэзии, внеся новое светоносное начало». Главным литературным жанром на долгие
годы стала ода в поэзии классицизма. М.В.Ломоносов придал ей невиданную прежде лёгкость, изящество,
наполнил стихи новыми темами, живыми ритмами, воспел науки, восславил Россию,
императора-преобразователя и Божие величество.
Ломоносовские переложения псалмов и
«Ода, выбранная из Иова», одно из лучших созданий Ломоносова, на долгие годы
стали образцами духовной поэзии для Державина и Пушкина, восхищавшихся ими и их
автором-новатором. Зато современники Ломоносова – Тредиаковский и Сумароков
- ещё долго оспаривали своё первенство на поэтическом Олимпе,
состязаясь с ним. Это состязание поэтов в 1743 г., решавшее формальный спор о
предпочтительности ямба или хорея, выявило гораздо более значимую проблему –
возможность определённой свободы не только в прочтении псалмов, но в целом, в
светской поэзии.
Очень скоро в XIX веке она заговорила о самоценности человеческой личности (Н.М. Карамзин, М.М.
Херасков) и не брезгала даже баснями (А. Крылов). В конце XYIII в. кризис классицизма стал очевиден: искусственная риторика не
могла соперничать с живыми образами басен, сказок, «лёгких» стихов, пародий,
эпиграмм и лирических стихов, передающих естественные переживания человека,
интимные чувства, искренние движения
души и жизнь сердца. Державин соединил высокую поэзию с прозой жизни. Право называться национальным
поэтом, - пророчески писал Н.В. Гоголь,
- принадлежит А.С. Пушкину: «Пушкин есть явление
чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
Поэтому логично программа литературного вечера, начавшаяся со
знакомства с «Риторикой » М.В.
Ломоносова и его поэзией, плавно перешла
к чтению стихов и высказываний А.С. Пушкина, посвящённых реформатору. Их выразительно декламировала Татьяна Касьяненко. Ташкентский
баснописец Сергей Слонов прочитал басню
«Десерт»; Николай Ильин – лирические
произведения из осеннего цикла и юмористические «О разумной дистанции», а также «Откровения
кота Мурзика»; автор этих строк – «На
Воробьёвых горах» - из поэтического
цикла "Alma
Mater»,
посвящённого Московскому университету, основателем которого был М.В. Ломоносов.
В дискуссии своими размышлениями о жизни
и многогранном творчестве М.В. Ломоносова поделились библиофил Александр Ступак,
поэт Олег Бордовский, активисты музея – Умида Каримова и Раиса Крапаней.
Праздник на этом не завершился. Юбилей М.В. Ломоносова, по инициативе
Представительства Россотрудничества в Узбекистане, общественность продолжила отмечать 25 11 16 в
филиале Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в
Ташкенте, но об этом мы расскажем в следующий раз…
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий