пятница, 25 ноября 2016 г.

305-летний юбилей М.В. Ломоносова отметили в ахматовском музее


         Что заставляет людей – молодых и преклонного возраста - каждый четверг приходить сюда под сени «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой»?  Скоро ахматовский музей  отметит свой семнадцатый День рождения (18 декабря 1999 г.).  Нет, это не только любовь к русской литературе, у каждого своя, но и общее желание воссоединиться хотя бы на время в этой любви, получить  от близких друзей по интересам ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Порой мы обнаруживаем личные разногласия, но в целом, нашим жизнелюбием и оптимизмом,  непрерывным литературным и музыкальным образованием мы обязаны нашей принадлежностью именно таким литературно-общественным кругам, с которыми мы связаны многими духовными нитями. Как много нам даёт общение с  собратьями по поэтическому цеху и авторской песне, как глубоко в душе  отзываются   творческие встречи с интересными людьми, открывающими для нас глубинное значение  юбилейных  дат, мимо которых мы могли бы пройти в суматохе дней.


          Ахматовский музей при РЦНК в Ташкенте 24 11 16 отметил  305-летний юбилей М.В. Ломоносова в кругу своих преданных друзей и молодых курсантов, обучающихся здесь с целью поступить в российские вузы: пока это одиночки, но с каждым разом их  будет больше, судя по итогам прошлых лет и неподдельному интересу молодёжи к  общественной просветительской деятельности музея. 


       Литературное собрание открыла директор  ахматовского музея А.В. Маркевич. Она осветила  биографические страницы русского учёного и общественного деятеля М.В. Ломоносова (1711-1765), подчеркнула практическое значение его трудов в наше время и процитировала несколько строф из его псалмов, од, в том числе «Вечернее размышление  о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти  знаменитые поэтические  строки, - подчеркнула А.В. Маркевич, - знакомы нам  со школьного детства:
Лице своё скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

    

         Литературовед и поэт, редактор журнала «Преподавание языка и литературы»  Николай  Ильин подготовил обширный научно-популярный доклад о революционной реформе  М.В. Ломоносова  в русской поэзии. В XI-XII вв. русская литература достигла потрясающей высоты…  Но после «Слова о полку Игореве»  четыреста лет у нас  не было письменной поэзии. В XYII веке возобладал рифмованный стих, стремящийся  не к перепеву греческих и польских переводов, а к обретению собственного голоса. На примерах поэтов того времени –  основоположников  «правильного» силлабического стиха, авторов  ветхозаветных сюжетов и полного переложения Псалтыри Симеона Полоцкого, Кантемира и других  стихотворцев - Н. Ильин наглядно показал, насколько голоса  эти были  «сдавленными» - и по форме, втиснутой в виршевые неравносложные строки с произвольным ритмом, больше похожим на прозу, и по содержанию, не выходящему за рамки церковных установлений о том, что «можно» и «что нельзя».


         М.В.Ломоносов знакомился с русским стихотворством именно по этим книгам, которые в  XYIII в. уже  казались архаикой. Русская поэзия окончательно пробудилась в эпоху Петра I под грохот петровских пушек и созидательного топора. Она вдруг обрела  новый державный голос, как и сама Россия, «заговорила громами», «блеснула отблеском европейских наук», воспела величие царя и силу пробуждающейся нации.
         Н.В.Гоголь  писал об этом переломном моменте в литературе: «Восторг этот отразился в нашей поэзии, или лучше – он создал её…  С этих пор стремление к свету стало нашим элементом, шестым чувством русского человека, и оно-то дало ход нынешней поэзии, внеся новое светоносное начало». Главным литературным жанром на долгие годы стала ода в поэзии классицизма. М.В.Ломоносов придал ей  невиданную прежде лёгкость, изящество, наполнил стихи новыми темами, живыми ритмами, воспел науки, восславил Россию, императора-преобразователя и Божие величество.


         Ломоносовские переложения псалмов и «Ода, выбранная из Иова», одно из лучших созданий Ломоносова, на долгие годы стали образцами духовной поэзии для Державина и Пушкина, восхищавшихся ими и их автором-новатором. Зато современники Ломоносова – Тредиаковский и Сумароков -  ещё долго оспаривали  своё первенство на поэтическом Олимпе, состязаясь с ним. Это состязание поэтов в 1743 г., решавшее формальный спор о предпочтительности ямба или хорея, выявило гораздо более значимую проблему – возможность определённой свободы не только в прочтении псалмов, но в целом, в светской поэзии.
         Очень скоро в  XIX веке она заговорила о самоценности  человеческой личности (Н.М. Карамзин, М.М. Херасков) и не брезгала даже баснями (А. Крылов). В конце XYIII в. кризис классицизма  стал очевиден: искусственная риторика не могла соперничать с живыми образами басен, сказок, «лёгких» стихов, пародий, эпиграмм и лирических стихов, передающих естественные переживания человека, интимные чувства, искренние движения  души и жизнь сердца. Державин соединил высокую поэзию  с прозой жизни. Право называться национальным поэтом, -  пророчески писал Н.В. Гоголь, -  принадлежит  А.С. Пушкину: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится  через двести лет».


         Поэтому логично программа  литературного вечера, начавшаяся со знакомства  с «Риторикой » М.В. Ломоносова и его поэзией,  плавно перешла к чтению стихов и высказываний А.С. Пушкина, посвящённых реформатору.  Их выразительно декламировала  Татьяна Касьяненко. Ташкентский баснописец  Сергей Слонов прочитал басню «Десерт»;  Николай Ильин – лирические произведения из осеннего цикла и юмористические  «О разумной дистанции», а также «Откровения кота Мурзика»;  автор этих строк – «На Воробьёвых горах»  - из поэтического цикла "Alma Mater», посвящённого Московскому университету, основателем которого был М.В. Ломоносов. 





      В дискуссии  своими размышлениями о жизни и многогранном творчестве М.В. Ломоносова поделились библиофил Александр  Ступак,  поэт Олег Бордовский, активисты музея – Умида Каримова и Раиса Крапаней. Праздник на этом не завершился. Юбилей М.В. Ломоносова, по инициативе Представительства Россотрудничества в Узбекистане,  общественность продолжила отмечать 25 11 16 в филиале Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в Ташкенте, но об этом мы расскажем в следующий раз…


Гуарик Багдасарова 

Комментариев нет :

Отправить комментарий