суббота, 5 ноября 2016 г.

«Мы все из страны детства»: Детский музыкальный театр юного актёра из Москвы в гостях у ташкентской детворы






Как же повезло детям и их родителям, кто  в первый день осенних школьных каникул – 04 11 16 – оказался в Государственном русском академическом драматическом театре Узбекистана, где гастролировали их талантливые сверстники, артисты  Детского музыкального театра юного актёра из Москвы. Они привезли с собой музыкальную фантазию на тему русского фольклора с поэтическим названием «Сон о дожде», а также показали зрителям фрагменты сразу из  нескольких музыкальных спектаклей своего богатого репертуара: «Фантазии на тему Дунаевского», «Народные песни и частушки», «Ленинградский рок-н-ролл», мюзикл «Пеппи Длинный чулок», концерт «Считай, что мой дом – твой дом».


Созданный в 1988 году его бессменным художественным руководителем, режиссером и ведущим актером, заслуженным артистом России Александром Федоровым ДМТЮА стал безоговорочным лидером детского театрального движения в России и школой театрального искусства для многих юных москвичей. Бескорыстно преданные своему делу педагоги театра по авторской творческой методике развивают в своих юных воспитанниках понимание основ актерского мастерства, прививают любовь к сцене, открывают новые таланты. Режиссер постановки сообщил, что в основу сюжета спектакля положено не цельное художественное произведение, а  два десятка русских народных песен, привезенных коллективом из фольклорных экспедиций и затем тщательно переработанных для исполнения на театральной сцене.



Примечательно, что показ спектакля хронологически и идейно совпал с Днём народного единства, который в этот день праздновали россияне. Таким образом, юные артисты московского ДМТЮА вместе с художественным руководителем, режиссёром-постановщиком – заслуженным артистом РФ, лауреатом премии Правительства РФ в области культуры – Александром Фёдоровым со сцены  могли провозгласить в музыке, песнях, танце, пантомиме  заветную мечту миллионов людей о том, что нам всем надо держаться вместе, чтобы сохранить хрупкий мир на нашей планете. И первым выпала честь об этом заявить, пусть даже слегка простуженным голосом,  со сцены ГРАДТ  РУ  нашему гостю, обаятельному ведущему  программы – Александру Фёдорову:


- Сегодня для любого взрослого человека слово «государство» означает границу, таможенный контроль или визовый режим. Для ребёнка этих границ не существует, весь мир для него -  един. Так же, как и для театра не существует границ, театр универсален, он принимается всеми людьми, принимается сердцем и душой. 
     Наш детский музыкальный театр юного актёра, театр, где играют дети,  делает маленький шаг к единению мира, мира разных культур, народов и уникальных традиций. И в этом, конечно, нам помогает великое искусство театра и сила русской культуры.
    Сегодня в тёплом Ташкенте  мы завершаем  полумесячную  гастрольную поездку. Ей предшествовала неделя усиленных репетиций. Мы объехали с нашим репертуаром по странам СНГ и посетили  Баку, Тбилиси, Ереван, Сухум,  Сочи,  Алматы, Астана,  Бишкек.
         Что такое для нас Ташкент? Это, прежде всего, как в песне поётся, «столица дружбы и тепла». Сегодня мы на экскурсии проехали  по  вашему городу и восхищались его красотой, вспоминали, как строители со всех бывших республик поднимали его из руин после страшного землетрясения 1966 года. Здесь у вас стоят дома, кирпичики которого сложены тысячами и тысячами рук людей, заново возродивших  этот  удивительно красивый  и тёплый город. Мы даже успели побывать на рынке, чтобы получить представление о восточном базаре, а их, оказывается, у вас не меньше семи.
А ещё мы помним с детства, что «Ташкент-город хлебный» и он принял более двухсот пятидесяти тысяч осиротевших детей с эвакуированных фашистами российских городов во время Второй мировой войны. Я не хочу повторять банальную истину, что «вместе – мы сила», но мы в дружбе и любви, действительно, непобедимы.
Об этом наш сегодняшний  сводный спектакль, который мы для вас, дорогие зрители,  будем играть на этой большой сцене. В нём преобладает русская культура  - это русские  народные  песни под старинные живые инструменты и современные песни, русские хороводы и наигрыши. Пойте с нами!


Актёры пели живыми хорошими голосами, водили хороводы,  играли и танцевали в ярких пёстрых костюмах под «минусовку». Театральному коллективу сложно было бы в гастрольную поездку брать Президентский оркестр, который  иногда  аккомпанирует им в Москве, но даже в записи был слышен высокий профессионализм слаженного оркестрового коллектива московского Кремля и их органического слияния с театральной труппой.



Ещё  в зрительном зале не утихли все голоса возбуждённых ожиданием представления ребят, многие  из которых приехали из Ташкентской области и, возможно, впервые  оказались в театре, но как только раздались первые громкие аккорды «Увертюры» И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта» и на сцене появился вокально-танцевальный  ансамбль  –  все разом смолкли и устремили взгляд на сцену. У меня до сих пор в ушах звенит эта героическая музыка, в  глазах   бушуют морские волны, зычно кричат чайки, и по палубе носятся  в панике люди, боящиеся затонуть из-за сильного шторма.  Все они, конечно, выживут… Всю эту картину одной  пантомимой без слов передал детский коллектив московского театра, где было всё «по-настоящему» как в жизни: без единой фальшивой нотки,  наигранного жеста,  неловкого движения, неподходящей мимики. Дети лучше взрослых умеют проживать на сцене предложенные обстоятельства, даже если это крушение корабля. Потом накалённый волнением воздух и разогретую первыми эмоциями публику разорвали песни И. Дунаевского на слова В. Лебедева-Кумача  «Молодёжная», «Я вся горю» (солистка Ирина Уханова) – и каждый понял, что он не зря пришёл в театр и что с ним творится какое-то чудесное волшебство.



Спектакль «Фантазии на темы Дунаевского» был поставлен в 1999 г. к 100-летию со дня рождения композитора Исаака Дунаевского. Он сыгран 108 раз и имеет множество фестивальных наград, объехал полмира: города Германии, Швейцарии, Франции, Украины, Прибалтики и вот теперь побывал и у нас.
Между тем  на сцену снова и снова выходил ведущий Александр Фёдоров и рассказывал о следующем номере как о самом главном событии в жизни артистов и зрителей, что должно их объединить и породнить навсегда.




         «Сон о дожде», вынесенный в заглавие  представления, - необычный спектакль, составленный из русских народных песен в аранжировке М. Броннера. В спектакле наряду с фольклорными «Во субботу», «Щедрик» , «Ой, горе-горе» звучат такие популярные в народе песни как  «Когда мы были на войне», «Чёрный ворон», «Небо и земля» .  В постановке заняты, в основном, старшие ребята, выпускники ДМТЮА, которым придётся скоро по окончании школы делать выбор своей будущей профессии. Кем бы они ни стали, куда бы они ни пошли дальше учиться, уроки  формирования гражданственности и мужества они  уже получили здесь, играя в такой серьёзной  музыкально-драматической  постановке с такой же невыдуманной трагической историей её  существования на сцене, о которой зрителям рассказал Александр Фёдоров:



- Это знаковый спектакль – первый русский мюзикл в Москве. Идея принадлежит двум бардам - Иващенко и Васильеву (бардовский дуэт «Иваси»), написавшим либретто на  роман  «Два капитана» В. Каверина. Они назвали этот мюзикл «Норд-Ост» и предложили нашим юным актёрам и преподавателям поучаствовать в постановке этого  музыкального  спектакля. Первая творческая командировка закончилась трагически для исполнительницы главной роли – Кристины Курбатовой, навсегда оставшейся юной актрисой  в памяти людей.
Она погибла 23 октября 2002 года во время теракта в Театральном центре на Дубровке. Тогда группа террористов взяла в заложники зрителей и актеров мюзикла "Норд-Ост" — более 800 человек. Жертвами теракта стали 128 человек. Недавно мы отмечали  очередную годовщину этой трагедии.




 Премьера спектакля «Сон о дожде» состоялась в 2003 году. Спектакль посвящён памяти воспитанницы театра, исполнительницы роли юной Кати Татариновой в мюзикле «Норд-Ост» Кристины Курбатовой. Она погибла при захвате террористами Театрального центра на Дубровке. Вот почему в этой детской постановке, начинающейся с невинного дробного  шума дождя и весёлых игр подростков под дождём, - столько невыплаканных слёз отчаяния и горя, выраженных в песнях, сценографии,  пантомиме, паузах тишины и не детских, вполне взрослых  размышлений между  вокально-танцевальными номерами.
«Дети всё чувствуют так же,  как и мы, взрослые, а может быть, даже острее, поэтому я решился затронуть в этом мюзикле  темы любви, предательства, смерти…», - объяснил замысел своего спектакля режиссёр-постановщик А. Фёдоров. 
В 2004 г. А. Фёдорову за постановку «Сна о дожде» вручена Патриаршая грамота  Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II. В 2013 году режиссёр-постановщик спектакля А. Фёдоров и художник-постановщик Елена Бочкова удостоены Премии правительства РФ в области культуры за 2013 год. Театр выезжал на гастроли с этим спектаклем в Швейцарию, Прибалтику, страны СНГ и добрался до узбекской столицы.

Сюрпризом для  самых маленьких и взрослых зрителей  был номер под названием «Народные песни и частушки». Впервые для многих  «живьём»  зазвучали подлинно народные русские инструменты -  гусли и гармонь. Под аккомпанемент старинных русских инструментов широко и  задушевно звучали  русская народная песня  «Ах, ты степь широкая» в сопровождении гуслей и  весёлые частушки под гармошку.

Московские юные актёры театра также представили современный блок: «Ленинградский рок-н-ролл» (композитор Евгений Хавтан, автор текста – Жанна Агузарова),  куда дополнительно вошли песни «Как жаль» (Евгений Хавтан, текст Валерия Сюткина) и «Московский бит» (Евгений Хавтан и текст Валерия Сюткина) –  название блока говорит само за себя - это зажигательный рок-н-ролл. Все от мала до велика в зале подпевали: «Рига и Магадан… » - помните слова этой песни – так подпевайте!


 Спектакль «Пеппи Длинный Чулок» –  последняя премьера Детского музыкального театра юного актера. В ролях традиционно заняты дети, и в силе чувств и самоотдаче им может позавидовать любой взрослый. «Пеппи Длинный чулок» – замечательная история про девочку, которая смогла воплотить мечту всех детей: делать то, что хочется, а не то, что говорят старшие. Рыжие косички, смеющиеся глаза, веснушчатое лицо и доброе справедливое сердце – вот героиня, которую ташкентские зрители  увидели на сцене. Конечно, у Пеппи есть недостатки: она непоседа, неряха, лакомка, любит приврать, но кто из нас в детстве не страдал подобными «болезнями»? Однако именно она сумела положить на лопатки прославленного силача-тяжеловеса, а также перевоспитать забравшихся к ней жуликов. «Кто сказал, что нужно стать взрослым?». История о Пеппи полна оптимизма и веры в лучшее. «Песня жуликов»  из этого спектакля пришлась по душе всем ташкентским зрителям.




Однажды, - рассказал А. Фёдоров, - среди зимы к ним в театр забрели сорок детей – японцев просто погреться. В это время шла репетиция мюзикла. И японцы вдруг дружно заголосили с характерной для них национальной фонетикой:  «Пиппи хотим !..». Сперва было непонятно, потом очень смешно и трогательно, что этот спектакль знают во всём мире.
Завершал  полуторачасовое представление концерт «Считай, что мой дом-твой дом». В заключение представления Художественный руководитель театра сказал:
- В нашем театре играют дети, это позволяет создавать на сцене особую атмосферу искренности. Сегодня ташкентские  зрители ответили нам теми же чувствами теплоты, что особенно важно для всех нас.
 Дети актеры - детям зрителям!!! Вот уже более двадцати лет этот принцип определяет работу Государственного Детского музыкального театра юного актера. На всякий случай, запомните его московский адрес, чтобы при случае, посетить его вновь – вас же пригласили наши гости к себе своим концертом: «Считай, что мой дом – твой дом!».


В зале  Государственного русского академического драматического театра Узбекистана находилось много представителей Федерального агентства Россотрудничества в Узбекистане, созданного в сентябре 2008 года. Организация призвана реализовывать проекты, нацеленные на укрепление международных связей, тесное сотрудничество в гуманитарной сфере и формирование позитивного имиджа России за рубежом. "Гастроли в Ташкенте очередного театрального коллектива из России демонстрируют крепкую культурную связь между нашими странами. Особенно приятно, что приезд музыкального коллектива совпал с Днем народного единства", —  заявил глава представительства Россотрудничества в Узбекистане Виктор Шулика.

После  окончания спектакля Виктор Николаевич  сердечно поздравил всех собравшихся с Днём народного  единства и поблагодарил московских юных актёров за бесценный подарок, приуроченный к этому празднику. Он заверил москвичей, что в Узбекистане, и в частности, Ташкенте  -  «столице дружбы и тепла» - любят русский язык и русскую культуру. Узбекистан, как и Россия, многонациональная страна. Российская культура многонациональна, богата традициями других культур, и в этом её уникальность. Поэтому так тепло встретили  ташкентские зрители  спектакль «Сон о дожде» Государственного Детского музыкального театра юного актера из Москвы.



Руководитель Представительства Россотрудничества В.Н. Шулика подчеркнул, что узбекский  народ  не только  восприимчив ко всему Прекрасному (зрители тотчас подтвердили эти слова бурной овацией), но ещё  и гостеприимный и преподнёс в подарок  московским гостям очень красивый расписной ляган, обещая  непременно угостить   артистов настоящим узбекским пловом.
Так  успешно и по-родственному тепло в Ташкенте завершились начавшиеся 17 октября гастроли Государственного Детского музыкального театра юного актера  из Москвы.

Гуарик Багдасарова


  

Комментариев нет :

Отправить комментарий