понедельник, 13 февраля 2017 г.

Концерт авторской песни и поэзии «Зимние мотивы» в Русском культурном центре РУ согрел зрителей


          В минувшее  воскресенье 12 02 17, несмотря на холодную сырую погоду, сезонные простудные заболевания у многих людей, зрительный зал без признаков отопления и соответствующий собачий холод в нём,  народ потянулся в РКЦ Уз в Ташкенте, чтобы послушать любимые авторские песни, объединённые тематическим названием: «Зимние мотивы». В программе выступили активисты КАП и поэзии «Арча»:  ведущие  Елена Васильева-Чеботарёва и Светлана Бабёнышева (Серафима),  лауреаты  международного фестиваля авторской песни «Чимганское эхо» Геннадий Арефьев (композитор и исполнитель, акустическая гитара),  Руслан Шамсутдинов (баян, вокал-соло),  Бахтияр Нуритдинов (гитара-соло),  профессор ТГК Уз Ирина Галущенко (фортепиано), каждый со своим избранным репертуаром.


         Геннадий Арефьев исполнил под гитару  свои песни на стихи классиков Сергея Есенина, Николая Рубцова, Бориса Пастернака, Александра Файнберга, Владимира Баграмова, Степана Балакина, Рима Юсупова и ныне здравствующих ташкентских поэтов Александра Симонова,  Виктора Игнатикова, Софии Демидовой, автора этих строк,  вызвавшие мгновенную тёплую реакцию в зале.
         Трудно себе представить, но Геннадий Арефьев написал музыку к 200 стихам поэтов разных времён, если не более, - признаётся он сам. Его вокальное  творчество началось в художественной самодеятельности при ДК железнодорожников. После окончания службы в Армии, где он участвовал в концертах, Геннадий Арефьев  поступил в Ташкентское музыкальное училище им. Хамзы на вокальное отделение в класс известного педагога  Игоря Николаевича Брызгалова. Одно время работал в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.
В 2002 году неожиданно для себя увлёкся поэзией, которую он легко и разнообразно мог положить на гитарные аккорды. Начало композиторскому «стихопению» (неологизм принадлежит А. Маркевич) послужили произведения  «трагического тенора эпохи» Серебряного века – Александра Блока. Получив одобрение профессиональных и самодеятельных музыкантов, он расширил диапазон своего творчества и рискнул обратиться к поэзии столпов  «золотого века» - А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, А. Кольцова, Ф. Тютчева и позднее обратился к поэзии Серебряного века – А. Ахматовой, Б. Пастернака, В. Брюсова, М. Цветаевой, С. Есенина, О. Мандельштама.
С новым репертуаром поэзии Серебряного века он пришёл в клуб- музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», где при поддержке  общественного директора музея А.В. Маркевич стал участвовать во всех  творческих встречах и  вечерах  в музее, радуя его благодарных посетителей. Одновременно началась широкая концертная деятельность, участие в международных фестивалях авторской песни и поэзии, в которых он дважды становился лауреатом «Чимганского эха» в номинации «композитор-исполнитель». Геннадий часто выступает в РКЦ Уз, Государственном литературном музее Сергея Есенина, на других концертных площадках, а также его часто можно слышать на радио «Ташкент» с новыми интерпретациями  на стихи ташкентских поэтов.
Его не надо просить  об услуге: Геннадий сам выбирает полюбившиеся ему стихи ташкентских авторов, записывает их на диск и потом дарит поэту, становясь своеобразным музыкальным органом его Музы. Свой альбом из десяти песен на мои стихи Геннадий подарил мне в 2003 году, когда вышел мой первый сборник стихов «Близкое эхо». В концерте он исполнил песню на белые стихи «Падает снег» из этого альбома и ещё раз покорил слушателей  своим даром чувствовать  и выражать в музыке заложенный  в стихотворении даже без рифмы его «сакральный смысл», как отозвалась о нём ведущая Елена Чеботарёва. Неутихающие овации в зале на его выступление ещё раз подтвердили, что Геннадий  Арефьев неизменно пользуется заслуженным признанием его поклонников.


         Руслан Шамсутдинов своим бархатным баритоном в дуэте с Бахтияром  Нуритдиновым исполнил песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого,  Александра Розенбаума, песню  из телесериала  «Участок»  из репертуара «Любэ» («Ты неси меня, река…»),  вокально-музыкальную  композицию из кинофильма «Мусорщик» («Научи меня понимать красоту!») и  популярную задорную и глубокую по содержанию песню группы Чайф («Не спеши…») о безмерной ценности отчего дома, малых детей  и «просто пожить».
Тридцатилетнего Руслана, инвалида I  группы, любят в  Ташкенте не из сочувствия и сострадания к его трудной судьбе без ног и без зрения, а за его любовь и волю к жизни, за его трудолюбие, постоянный творческий рост и, конечно, талант от Бога, обделившего его в других человеческих радостях и естественных потребностях. С детства Руслану не дано было видеть красоту окружающего мира, и отец, узнав о страшной болезни сына, оставил семью. К сожалению, сегодня это далеко не единичный случай в семьях, где появляются на свет дети с ограниченными физическими возможностями.
Увлечение музыкой со школьного возраста стало для Руслана любовью всей его жизни. Несмотря на полную слепоту, Руслан, как и все дети, помогал маме по дому: мыл посуду, ходил за хлебом, выносил мусор.
У него было много друзей во дворе. Это не удивительно: общаясь с ним, понимаешь, насколько это открытый и светлый человек.
Однажды в жизни Руслана произошла непоправимая трагедия. Направляясь в музыкальную школу, где он занимался игрой на баяне,  Руслан оказался в метро без сопровождения кого-либо из взрослых близких людей. Пассажиры  не заметили, что перед ними незрячий человек, и толпа, буквально, снесла его под колеса приближающегося поезда. Но Руслан выжил, перенеся 18 сложнейших операций. Руслан сумел превозмочь  все эти беды и успешно окончить музыкальное училище имени Хамзы. 
Сейчас при поддержке близких его друзей  - Светланы Бабёнышевой,  Бахтияра Нуритдинова, Ольги Нугай, Ларисы Рассинской  и многих других - он успешно даёт сольные и в составе квартета концерты в Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви, в концертном зале «Туркестон»,  в ЛТО «Данко» и КАП и поэзии «Арча».
На концерте в РКЦ Уз Руслан снова радовал  людей своим  богатым жизнеутверждающим репертуаром и  необыкновенным сильным голосом, обращённым к небесам и к нашим сердцам. В каждую песню Руслан вкладывал свою душу и словно рассказывал легенды о самом себе произведениями  любимых бардов.  «Песенка об Арбате», «О Володе Высоцком»  Б. Окуджавы,  «Баллада о бане» Вл. Высоцкого,  «Покажите мне Москву» А. Розенбаума и многие другие вокальные произведения однозначно вызывали в зале  невольный единодушный возглас: «Браво! Бис! Ещё-Ещё!». Ему помогал  профессионал  в музыкальном исполнительском искусстве  Бахтияр Нуритдинов. Он  аранжировал  мелодии чуткими и точными гитарными переборами, на одной волне, в унисон баяну и вокалу Руслана. Как отрадно было  слышать это единение не только музыкальных инструментов, но и сердец спетого и сыгранного  за последние годы дуэта. Зрители в концертном зале, по доброй воле, собрали средства,  кто сколько мог, на поддержку любимого артиста-инвалида: «Храни вас, Бог!».


         Ирина Галущенко воспроизвела на фортепиано музыкальные пьесы романтического характера: «Масленица. Февраль» из  цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Мазурка»  Михаила Глинки и  «Ноктюрн» Фридриха Шопена. Прикосновение к  живому исполнению музыкальной классики  всегда эмоционально потрясает слушателей, особенно, если  за фортепиано  играет профессиональный мастер исполнительского искусства  и его игру предвосхищают такие стихи, как  те, что озвучила на концерте Елена Чеботарёва:

Когда твои чуткие пальцы / Волшебных касаются клавиш  / И звуки чистейшей молитвы / Ушей достигают земных, / Ладонью, порхающей в танце,/  Ты музыку в Cердце заманишь / И спросишь его: не болит ли, / Пока это чудо звучит./ А Cердце  шепнёт: помолчи-ка, / Дай музыкой мне насладиться!/  Ведь это – свидание с небом,/  Что может быть выше него?/ Как тьму освещает лучинка, / Так светятся музыкой лица./  А если ты с музыкой не был, / То ты не познал ничего! (Степан Балакин. Рождение музыки).


Ведущие   Елена  Чеботарёва и Серафима между музыкально-вокальными номерами наизусть весь вечер читали стихи Степана Балакина и справедливо утверждали, что в эти часы он был с нами и вместе с нами прославлял ташкентскую капризную зиму, как в этом стихотворении «Февраль»:

От зимы остался месяц.
Да и тот - короче нет.
Пешеходы снег размесят -
Станет серым белый снег.

 Луч весенний всё пронижет.
Тёплый ветер, словно пёс,
Языком шершавым слижет
Колеи от всех колёс.

Нет прекраснее стихии -
Чистоты небесных сил!
Потому пишу стихи я,
Зиму в слово воплотив:

 И бескрайнее мерцанье
Запорошенных дерев,
Годовых колец бряцанье,
Проводов тугих напев...

 Но утоптан снег поблекший,
Белый снег души моей.
Напишу - не станет легче.
Промолчу - не веселей.

Вот и жду, чтоб умер месяц,
Мой Февраль - короче нет...
Пусть растает - не замечу -
Позабывший небо снег!


Геннадий Арефьев, открыв концерт песней «Снежинка» на стихи Степана Балакина, органично завершил программу песней  «Зима»  на стихи Рима Юсупова. Концертная программа всем присутствующим напомнила яркую мозаику поэзии и музыки и, как февральский  неожиданный снегопад, подаренный нам южной капризной природой, очистила и омыла наши души  свежестью образов, возвышенным настроением и светлой грустью, с которой мы прощаемся с зимой и в глубинах подсознания уже предвкушаем начало весны. Весь концерт  шёл воображаемый снег, он падал на наше сознание и заставлял по-новому ощущать ритм  уходящей зимы и неумолимое приближение весны. Накопленная в стихах и песнях духовная энергия призывала к согласию и особому родству душ, поэтому после двухчасового концерта зрители  ещё долго не могли разойтись по домам.
В заключение концерта  Елена Чеботарёва  уместно вспомнила выражение М. Салтыкова-Шедрина, но только без сарказма писателя-сатирика, она обратилась к зрителям: «Господа ташкентцы! До новых вдохновенных встреч!» и благодарила всех присутствующих  за то, что  смогли собраться вместе в канун Масленицы, отдать дань памяти ушедшим поэтам и дань уважения и любви ныне здравствующим служителям муз. Но главное было даже в другом!.. Каждый зритель и участник уносил с концерта с собой  в промозглую  уличную сырость сухую искру  любви, внутренней свободы, раскованности и  невидимого божества из  услышанной поэзии и музыки – источника божественного вдохновения. Мне невольно показалось:  «Я уже заболеваю летом, еле выздоровев от зимы» (М. Цветаева).

Гуарик Багдасарова


Комментариев нет :

Отправить комментарий