пятница, 4 декабря 2015 г.

«Радение с гранатом»: «Удивительная красота»!



«Радение с гранатом» - так назывался спектакль (2006 г.) в репертуаре художественного коллектива  Марка Вайля, приуроченный к  110 –летию Александра Николаева (Усто Мумина) и 30-летию культового театра  «Ильхом». Это была театрализованная фантазия на темы исчезнувшего времени и живописи  Усто Мумина. Главным экспонатом нынешнего вернисажа (02 12 15) керамики и инсталляций Назиры Кузиевой в Ташкентском доме фотографии был гранат и его производные - плод, который символизирует в  культуре Востока многочисленное потомство и успех в деятельности, а также честь, славу и семейное благополучие. Скрывающий под своей кожурой сотни красных зернышек плод граната считается символом плодородия. Во многих семьях молодоженам советуют размещать в супружеской спальне картины с изображением граната или фарфоровые плоды. Это приносит удачу и здоровье будущим детям и внукам.



Назира Кузиева в душе поэт и неистощимый художник-новатор. Она уверена, что «любой человек, занимающийся творчеством, проецируется в своих произведениях». «В искусстве нельзя открыть ничего нового, и каждый раз я заново открываю только себя», - говорит Назира. Это уже её седьмая персональная выставка, и каждый раз её автор способна удивлять зрителей своим  непостижимым мастерством волшебства, умением  из простого материала -  глины создавать возвышенные поэтические образы и, в целом, новое эстетическое пространство, в котором всё дышит Красотой и полётом души. Её художественные образы свежи, метафоричны  и богаты ассоциациями. 
Они продиктованы любовью к родине – солнечному  красочному Узбекистану, семье, детям Назире и Анвару Латыповым, тоже художникам, а также ко всем людям нашей общей планеты, для которых мастер прикладного искусства создала рукотворный «Сад любви» с декоративным фонтаном в центре его. Приблизьтесь к нему и почувствуете свежесть струй Кастальского  источника, что и сделали первые посетители вернисажа, хотя здесь в помине не было никакой воды – такова магия настоящего искусства.




Известный  художник-график Марат Садыков сказал о своей коллеге и  выставке её работ:
- Это очень трудолюбивый ищущий  художник, который находится всё время в творческом поиске новых форм, но при этом она остаётся постоянной в одном: каждый экспонат выставки представляет собой художественную ценность. Это очень современный художник. Я вижу в этом зале по своей новации первую такую неподражаемую  выставку.
На мой вопрос, как художник  пришла к «весенней» не по календарю  по своему настроению  выставке, Назира Кузиева, очень красивая, стильная, обаятельная женщина без возраста, не скрывающая свой  60-летний рубеж зрелости, улыбчиво ответила:
- Вам так показалось? Я очень рада: значит,  у меня живёт  весна в душе. Это моё радостное мироощущение выливается в моих работах, во всём, что я делаю.  Творение должно быть выше рук мастера. Он возьмёт в руки глину, и она выпорхнет из его рук птицей. Не работать я не могу – это моё жизненное и творческое кредо. Я уже вынашиваю новую выставку и новые образы, но это пока секрет для окружающих. Чем меньше об этом будут знать – тем больший гарантирован успех моему новому проекту!



На вопрос о любимых произведениях и кумирах в мировой живописи Назира назвала «Девушку с жемчужной серёжкой»,  одну  из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера XYII века. Её часто называют северной или голландской Моной Лизой. Первое название картины было «Девушка в тюрбане».  Назира её увидела в голландском музее Маурицхёйс, бывшем королевском дворце,  и с тех пор полюбила за изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, чуть лукаво направленного на зрителя.







В откровенной беседе Назира объяснила её внутреннюю связь с живописью. В душе она живописец, но  судьба художника сложилась так, что она стала заниматься керамикой. Это объясняет, почему на её декоративных тарелках, предназначенных для украшения интерьера, так живописно растут и переплетаются пышные кусты многоцветного граната и совершенно преображают изначальный бесцветный материал в фонтанирующую палитрой керамику, национальную по форме и совершенно свободную от этнографических элементов. Рисунок словно лепит форму, настолько он пластичен и органично слит с глубокой поверхностью  тарелок. В декоративных тарелках росписи вырастают  из характера форм и одновременно поражают  многообразием рисунка и цветового решения.



Другое дело  - разнообразные  монохромные светильники,  штучные и представленные в ансамбле в виде гранатов,  шаров, диковинных рыб; пластические в переосмысленной художественной форме «эллинистических голов», напоминающих представителей Кушанской династии  и архитектурные в форме ажурных пирамидок и  минаретов; стационарные и подвесные, установленные и развешенные симметрично, соответственно ковровой мозаике.




К этим предметам убранства добавлены  декоративные вазы с характерным для них геометрическим и растительным орнаментом. В них рисунок словно лепит форму, настолько он пластичен. Иногда формы светильников и ваз вырастают из орнамента, достигая безупречного единства всей композиции. Это даёт полное слияние формы, росписи, материала вещи. 



В целом, открытая в ТДФ персональная выставка декоративно-прикладного искусства Назиры Кузиевой отражает  её индивидуальную творческую линию в современном искусстве Узбекистана и соответствует названию и предназначению вернисажа: «Удивительная красота»!

Гуарик Багдасарова




Комментариев нет :

Отправить комментарий