«Радение с гранатом»
- так
назывался спектакль (2006 г.) в репертуаре художественного коллектива Марка Вайля, приуроченный к 110 –летию Александра Николаева (Усто Мумина)
и 30-летию культового театра «Ильхом».
Это была театрализованная фантазия на темы исчезнувшего времени и живописи Усто Мумина. Главным экспонатом нынешнего
вернисажа (02 12 15) керамики и инсталляций Назиры Кузиевой в Ташкентском доме
фотографии был гранат и его производные - плод, который символизирует в культуре Востока многочисленное потомство и
успех в деятельности, а также честь, славу и семейное благополучие. Скрывающий
под своей кожурой сотни красных зернышек плод граната считается символом
плодородия. Во многих семьях молодоженам советуют размещать
в супружеской спальне картины с изображением граната или фарфоровые плоды. Это
приносит удачу и здоровье будущим детям и внукам.
Назира Кузиева в душе поэт и неистощимый
художник-новатор. Она уверена, что «любой человек, занимающийся творчеством,
проецируется в своих произведениях». «В искусстве нельзя открыть ничего нового,
и каждый раз я заново открываю только себя», - говорит Назира. Это уже её
седьмая персональная выставка, и каждый раз её автор способна удивлять зрителей
своим непостижимым мастерством
волшебства, умением из простого
материала - глины создавать возвышенные
поэтические образы и, в целом, новое эстетическое пространство, в котором всё
дышит Красотой и полётом души. Её художественные образы свежи, метафоричны и богаты ассоциациями.
Они продиктованы любовью
к родине – солнечному красочному
Узбекистану, семье, детям Назире и Анвару Латыповым, тоже художникам, а также
ко всем людям нашей общей планеты, для которых мастер прикладного искусства
создала рукотворный «Сад любви» с декоративным фонтаном в центре его.
Приблизьтесь к нему и почувствуете свежесть струй Кастальского источника, что и сделали первые посетители
вернисажа, хотя здесь в помине не было никакой воды – такова магия настоящего
искусства.
Известный
художник-график Марат Садыков сказал о своей коллеге и выставке её работ:
- Это очень
трудолюбивый ищущий художник, который
находится всё время в творческом поиске новых форм, но при этом она остаётся
постоянной в одном: каждый экспонат выставки представляет собой художественную
ценность. Это очень современный художник. Я вижу в этом зале по своей новации первую
такую неподражаемую выставку.
На мой вопрос, как художник пришла к «весенней»
не по календарю по своему
настроению выставке, Назира Кузиева,
очень красивая, стильная, обаятельная женщина без возраста, не скрывающая свой 60-летний рубеж зрелости, улыбчиво ответила:
- Вам так показалось?
Я очень рада: значит, у меня живёт весна в душе. Это моё радостное мироощущение
выливается в моих работах, во всём, что я делаю. Творение должно быть выше
рук мастера. Он возьмёт в руки глину, и она выпорхнет из его рук птицей. Не работать я не могу – это моё жизненное и
творческое кредо. Я уже вынашиваю новую выставку и новые образы, но это пока
секрет для окружающих. Чем меньше об этом будут знать – тем больший
гарантирован успех моему новому проекту!
На
вопрос о любимых произведениях и кумирах в мировой живописи Назира назвала «Девушку с жемчужной серёжкой»,
одну из наиболее известных картин
нидерландского художника Яна Вермеера XYII века. Её часто называют
северной или голландской Моной Лизой.
Первое название картины было «Девушка в тюрбане». Назира её увидела в голландском
музее Маурицхёйс, бывшем
королевском дворце, и с тех пор полюбила
за изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, чуть лукаво направленного
на зрителя.
В
откровенной беседе Назира объяснила её внутреннюю связь с живописью. В душе она
живописец, но судьба художника сложилась
так, что она стала заниматься керамикой. Это объясняет, почему на её
декоративных тарелках, предназначенных для украшения интерьера, так живописно
растут и переплетаются пышные кусты многоцветного граната и совершенно
преображают изначальный бесцветный материал в фонтанирующую палитрой керамику,
национальную по форме и совершенно свободную от этнографических элементов.
Рисунок словно лепит форму, настолько он пластичен и органично слит с глубокой
поверхностью тарелок. В декоративных
тарелках росписи вырастают из характера
форм и одновременно поражают
многообразием рисунка и цветового решения.
Другое
дело - разнообразные монохромные светильники, штучные и представленные в ансамбле в виде
гранатов, шаров, диковинных рыб;
пластические в переосмысленной художественной форме «эллинистических голов»,
напоминающих представителей Кушанской династии
и архитектурные в форме ажурных пирамидок и минаретов; стационарные и подвесные,
установленные и развешенные симметрично, соответственно ковровой мозаике.
К этим предметам убранства добавлены декоративные вазы с характерным для них геометрическим и растительным орнаментом. В них рисунок словно лепит форму, настолько он пластичен. Иногда формы светильников и ваз вырастают из орнамента, достигая безупречного единства всей композиции. Это даёт полное слияние формы, росписи, материала вещи.
В целом,
открытая в ТДФ персональная выставка декоративно-прикладного искусства Назиры
Кузиевой отражает её индивидуальную
творческую линию в современном искусстве Узбекистана и соответствует названию и
предназначению вернисажа: «Удивительная
красота»!
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий