суббота, 2 марта 2013 г.

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ. На крыльях весны – цветочные акварели Анны Горобцовой





«Цветы в живописи – благодатная тема во все времена. Вглядываясь в цветок, мы восхищаемся и размышляем. Как передать состояние моей души, когда пишу я кистью – это счастье!»
А. Горобцова

В Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана открылась пятая  персональная выставка более чем сорока акварелей Анны Горобцовой. Она посвящена празднованию Международного женского дня 8 марта и Году благополучия и процветания.


Здесь собрались такие высокие  профессионалы как заслуженный деятель искусств Узбекистана, народный художник  РУ В.И. Бурмакин,  члены АХ  Уз:  А. Нур,  Р. Азизов, В. Ан,  М. Фазылов,  Л. Тиора,  Г. Ли и  просто  любители изобразительного искусства, люди разных профессий – поэты и писатели, музыканты и ваятели, преподаватели и журналисты.
Отечественный мэтр  живописи, автор знаменитой Байсунской Мадонны,  75-летний Владимир Бурмакин отметил, что в творчестве могут достичь  вершины Олимпа не  обязательно только профессионалы, но и самодеятельные художники, если они обладают внутренним чувством гармонии с внешним миром  и умеют выразить свою любовь к природе и людям художественными средствами.

- Жители Средней Азии, - заметил аксакал живописи, - занимают совершенно особое геополитическое положение в мире – мы наследники  Великого шёлкового пути, к которому издревле тянулись и где пересекались культуры  Востока и Запада. Поэтому нам надо идти прямо своим путём, заимствуя самое лучшее из обеих   кладезей, что и делает Аня Горобцова, свободная от канонов академического  искусства.
Увлечение автора народным традиционным искусством Кореи позволило ей освоить тонкости старинной техники Мин-хва — акварельной живописи на рисовой бумаге. Именно в этом направлении Анна начинала свой творческий путь в 2005 году. Он был связан с поиском  индивидуального самовыражения в искусстве изображения цветов и птиц.

Для неё не так важно было  передать точное подобие цветка -  сколько его дыхание, не нежное оперение птицы -  сколько  пение соловья, а это уже требовало от  художника  высокого мастерства и самоотдачи.  Шаг за шагом – от первой персональной выставки в 2009 году в Государственном музее Есенина до  нынешней в МКСК  - Анна, не успокаиваясь на достигнутом, осваивала новые запредельные виражи  в изобразительном искусстве. Сегодня  она  смело берётся за национальные, философские и фантастические темы.
Так, в нынешней экспозиции  наряду с  изображением флоры и фауны  появились  «Тумор – семейный оберег» и «Бильбок»  - мужской поясной платок; триптих  «Хлопок – белое золото» - символ  трудовых подвигов и национального богатства народа Узбекистана. Картина «На пороге жизни »   изображает  резные деревянные ворота и вкраплённые   в них  сакральные детали:  лепёшку – символ благоденствия в каждом  узбекском доме, национальный оберег. Это  всё то, что  возвращает  зрителей к воспоминаниям о детстве, семейном очаге, материнском тепле – тем простым человеческим ценностям, с которыми мы  не расстаёмся до конца своих дней,  даже  если судьба забрасывает нас далеко от своего дома и отчего края.  В этих  последних, в значительной степени,  «иллюстративных»  работах, более графичных и сухих,  на первый взгляд, всё философски  значительно и  выверено до мельчайшей художественной детали. Но, пожалуй, именно в этих традиционных национальных  образах не хватает художественной правды переживания, дыхания жизни: это неизбежно  придёт с  многолетним приобретением опыта. Всё великое  редко достигается быстро.

На рубеже 20-21 веков  человек продолжает интенсивно осваивать космос. В нашей современной жизни   даже  случаются такие казусы,  когда жители земли уже  могут воочию наблюдать падение метеорита, как в Челябинской области,  и  на экране телевизоров следить прохождение вблизи нашей планеты  неизвестного  небесного астероида. В такие времена  художницу, естественно,  волнует загадочная тема фантастики, нашедшая отражение в цикле картин: «Загадочный Марс», «Лунный пришелец», «Лунные озера», «Фантастический сон», «Размышление». Они словно созданы из снов или  грёз творца  и дополняют   реалистичный многогранный  художественный мир Горобцовой «четвёртым измерением». Это мир, которым правит гераклитовская молния или пифагорейский миг, мир, в котором исторический миг окружён хаосом и распадом, мир, в котором Страшный Суд – это не то, что случится после того, как уже прожита жизнь, а то, что подсознательно коренится в каждом моменте нашей жизни. Выразить его можно только философским понятием метафизической религиозной вертикали, метафорой – знаком структуры нашей духовной жизни, которая присутствует  в этих  работах.
Таким образом,  если раньше А. Горобцова приглашала зрителей в  умиротворённый  райский  «Сад любви» - в соответствии  с названием её первой книги стихов (Т., 2006) -  разнообразно воссозданный  в  акварельных работах, то сегодня она  замахнулась  на «небеса обетованные». Это и есть необузданный  полёт творческой фантазии художника на крыльях весны! За ним открывается  искреннее стремление к гармонизации и целостности мироустройства и  человеческих взаимоотношений между собой и с Космосом -  желание создать рукотворный мир Гармонии и Красоты!

Перед зрителями  доверчиво «раскрывали» свои нежные лепестки ирисы, маки, мальвы, лютики, порхали летние бабочки. Трепетно обдувала посетителей своим ароматом ветка сакуры. Плоды хурмы, облепившие  садовый куст, пылали  горячим цветом необработанного янтаря. Всё вместе ликовало и пело гимн жизни и наступившей долгожданной весне из-под лёгкой кисти художника, словно  она  была дирижёром этого необычного оркестра из полевых, садовых цветов и плодов.
         Искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа - через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение людей на духовном уровне. Здесь на необычном вернисаже люди не просто общались, они  радовались её величеству Красоте, оставив дома хлопоты и заботы о суетной жизни. Многие   даже напевали себе что-то под нос, ошеломлённые   многогранным явлением Красоты в нашей нелёгкой, зачастую не очень красивой окружающей жизни.
         Королева этого «сада любви» охотно рассказывала о своём преображении в тот  счастливый  для неё 2003 год, когда она, инженер-технолог с двадцатилетним стажем, начала  писать стихи и сказки. А спустя два года (с 2005 года по сей день)  кропотливо и успешно осваивает древнюю корейскую технику «мин-хва» -  «мокрую» акварель на рисовой бумаге.  Жители и гости Ташкента  помнят  работы Анны, представленные на различных художественных выставках в залах Академии художеств РУ и «Маданият ва Санъат».
         Это у нашей героини  мы  позаимствовали поэтическую метафору «Сад любви». Именно так назвала художница свою первую книгу стихов и сказок, выпущенную издательством "Фан" в 2006 году, повлекшую за собой новое творческое дерзновение автора. После выхода книги А. Горобцова стала учиться у мастеров  из Сеула  и в кратчайшие сроки - всего за 10 месяцев – достаточно хорошо освоила традиционную корейскую акварельную технику "мин- хва". Её особенность заключается в том, что приходится рисовать в два этапа  исключительно красками корейского производства и обязательно на рисовой бумаге. Когда рисунок почти закончен, для достижения фона уже готовая картина заливается водой с обратной стороны. Малейшая оплошность - и вся картина превращается в цветное пятно. Здесь необходимы чувство меры и  терпение, а значит, сила воли и целеустремлённый характер. 
         В который   раз  Анна Горобцова представляет на суд зрителей свои тщательно прописанные цветочные натюрморты,  и всегда  они вызывают восхищение и изумление у любителей тонкого акварельного искусства. Букет мальв под названием "Весенние краски", цветущая ветка сакуры ("Весна"), "Лотосы", "Ирисы"… Эти  фантастические цветочные композиции воспринимаются  не как натурные картинки для иллюстрации учебника ботаники, а как искусные, ювелирно точные изображения царицы-природы, символизирующие благородство, чистоту, стойкость. Кажется, именно об акварелях Анны Горобцовой в древнем китайском трактате по живописи было сказано:
"Небольшие цветы, и нет изобилия их - это изящество.
Тонкий ствол, а не толстый - вот утончённость.
В возрасте не особенно юном - вот элегантность.
Цветы полуоткрыты, а не полное цветение - в этом изысканность".
         Цветочные композиции напоминают зрителям "вышивку по шёлку -  живопись иглой". Сама Анна Горобцова так объясняет своё  увлечение: "Две замечательные энергии дали мне светлые силы, - голубую - это поэзия, а красную - живопись. Как описать состояние моей души, когда пишу стихи и сказки, когда создаю картины? Это счастье…"  Эту исповедь художник подкрепляет своими стихами:
"Я рада встрече и дорогому гостю,
Общенью рада - как родники в конце пути.
Я рада слову, жесту, взгляду,
Как лепестку красивой розы в капельках росы…"
… В первое десятилетие 21 века во всём мире заговорили об этнической толерантности как факторе политического пространства. Этническая идентификация стала фактором пространства толерантности. Мы находимся на грани нового уровня интеграции, где "актуальность Прекрасного" наиболее приоритетный и неоспоримый метод единения людей. И в этом процессе принципы священного искусства снова возвращаются на своё настоящее место в человеческом развитии.
Общечеловеческий язык высокого искусства без перевода может стать ключевым образом земной  символики, общим и органичным языком, так необходимым для объединения различных современных остатков того, что когда-то было братством или содружеством, ведь только большое настоящее искусство сближает людей и делает их братьями.

В ближайшем будущем, по замыслу художника, тематика её творчества значительно расширится: кроме фауны, флористики,  философской фантастики, она охватит архитектурные виды Бухары, Хивы, Самарканда и других древних азиатских городов.

Гуарик Багдасарова, искусствовед,
http://guarik-guhar.blogspot.com







1 комментарий :

  1. I think this іѕ one of the most significant infoгmаtion for mе.

    And i'm glad reading your article. But should remark on some general things, The website style is ideal, the articles is really excellent : D. Good job, cheers

    Feel free to visit my homepage; payday loans

    ОтветитьУдалить