В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) на Руси
издревле праздновали проводы зимы -
Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На масленицу пекли блины,
катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизирует солнце, набирающее
силу.
На Масленицу молодожёны
катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая
горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу.
Ту же магическую цель преследовал и весь масленичный ритуал
– обильные пиры, весёлые игры, катание с гор. В последний день праздника –
прощёное воскресенье – устраивали проводы Масленицы – соломенной куклы в
женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по
полям, чтобы урожай был богатым. Только намного позднее чучело стали сжигать на костре.
Весной было несколько праздников, посвящённых птицам, - считалось, что птицы приносят весну: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Поэтому крестьянки пекли из теста «Жаворонков», выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.
Весной было несколько праздников, посвящённых птицам, - считалось, что птицы приносят весну: «Ласточка с весной в сени к нам летит». Поэтому крестьянки пекли из теста «Жаворонков», выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.
Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего
праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни,
поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху
обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны
были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы, распевали песни о
любви, - это тоже некогда было магическим обрядом, обеспечивающим благополучие
и плодородие.
В
этом году масленичная неделя (11 03 -17
03) на узбекской земле выдалась как раз после
неожиданных снегопадов – капризов уходящей южной зимы.
В Российском центре науки и культуры 14 марта состоялось театрализованное представление «Широкая Масленица».
В Российском центре науки и культуры 14 марта состоялось театрализованное представление «Широкая Масленица».
В
представлении приняли участие солисты Образцового хореографического
ансамбля Дворца культуры металлургов Алмалыка, ансамбль «Певуньи» Дома
культуры «Феруза» Мирзо Улугбекского района Ташкента, дипломант
Фестиваля «Русская песня» в Москве Луиза Болдеско.
Приятным сюрпризом для гостей праздника стало дебютное выступление детского коллектива РЦНК «Потешки»: маленькие артисты исполнили танец «Куклы-неваляшки», «Прощай, Масленица», прочитали стихи, а старшая хореографическая студия «Экспромт» выступила с танцем «Зима». В программе праздника также приняли участие курсанты РЦНК: они представилисценку «А баяре», исполнили частушки. Гостям вечера было предложено поучаствовать в русских народных играх: «Перетягивание каната», «Сбить колпак шариком», «Бой петухов».
Приятным сюрпризом для гостей праздника стало дебютное выступление детского коллектива РЦНК «Потешки»: маленькие артисты исполнили танец «Куклы-неваляшки», «Прощай, Масленица», прочитали стихи, а старшая хореографическая студия «Экспромт» выступила с танцем «Зима». В программе праздника также приняли участие курсанты РЦНК: они представилисценку «А баяре», исполнили частушки. Гостям вечера было предложено поучаствовать в русских народных играх: «Перетягивание каната», «Сбить колпак шариком», «Бой петухов».
Оригинальным
дополнением праздника стала выставка Файзий Улугбека «Модульное оригами». В
программе театрализованного представления: рассказ о праздновании «Широкой
Масленицы», выступления скоморохов, Бабы Яги, Зимы, Весны, танцы, песни, шутки,
игры.
В
четверг 14 марта в Общественном
клубе-музее А. Ахматовой собрались любители русской литературы отметить этот
древний языческий праздник, вдохновлявший
поэтов «серебряного века» на прекрасные поэтические произведения. В
«каминном зале» прозвучали классические
романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова, стихи поэтов прошлого века и нашего времени. Гости отведали вкусные блины,
различные напитки и наливки домашнего приготовления, обменялись друг с
другом самодельными сувенирами и добрыми пожеланиями, чтобы весна уже неизбежно по-настоящему вступила в свои права, как в стихах А. Ахматовой:
Перед весной бывают дни
такие:
Под плотным снегом
отдыхает луг,
Шумят деревья
весело-сухие,
И теплый ветер нежен и
упруг.
И лёгкости своей дивится
тело,
И дома своего не
узнаешь,
И песню ту, что прежде
надоела,
Проводы
«Широкой Масленицы» состоялись при
поддержке РКЦ Уз, Посольства РФ и Представительства
Россотрудничества в РУ в Ташкентском
государственном театре музыкальной комедии 16 марта накануне Прощёного
воскресенья.
Гуарик
Багдасарова,
фото автора и Евгения Белькова
фото автора и Евгения Белькова
Guarik-guhar.blogspot.com
Очень интересная статья! Я даже вспомнил как в детстве мне говорили, что моя прабабушка тоже пекла " Жаворонков" и раздавала детворе. . Узнал из статьи много нового о русских национальных традициях.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью Гуарик!
Спасибо за статью, Гуарик. Хотелось бы дополнить, что куклу-чучело Масленицы не разрывали на части, а принято было сжигать её, в субботу. Пепел действительно разбрасывали по полям, в ожидании хорошего урожая. В Россотрудничестве 14 марта был яркий красочный праздник. Огромную куклу сделали еще в первый день Масленицы, а в конце праздника, по сценарию, её, как и полагается, сожгли.Я фотографировала, загляни - много фотографий на моем блоге "Встречи с интересными людьми": http://danko-svetla.blogspot.com/2013/03/2013.html
ОтветитьУдалитьСпасибо, напомнила: жаворонков пекла и моя бабушка, а я крутилась возле неё - "помогала" и ждала, чтобы попробовать лакомство. В то время, а было это уже более пятидесяти лет назад, еще и кукол шили нам мамы и бабушки - тряпичных. Глаза, рот им рисовали или вышивали.
ОтветитьУдалить