пятница, 29 марта 2013 г.

«Поговорим о странностях Любви…»

«Весь мир – театр.
А люди в нём – актёры…»
Вильям Шекспир.

Самодеятельному театру «Золотой ключик» имени Б.Д. Панина  при  Ташкентской средней школе №10 имени А.С. Пушкина  прошлой весной исполнилось 30 лет. В честь международного Дня театра юные  служители Мельпомены в Российском центре науки и культуры  Узбекистана 28 марта 2013 г. представили на суд зрителей спектакль: «Поговорим о странностях   Любви…»  по мотивам пьесы О. Рывкина «Мама, я женюсь!» (комедия в двух действиях с одним антрактом).


Театр был создан в 1982 году. Мне посчастливилось побывать на одном спектакле «Ночь ошибок» (Оливер Голдсмит) и тогда побеседовать с уникальным человеком, руководителем школьного театра преподавателем математики  Б.Д. Паниным (1934-2009). Без малого тридцать лет он отдал  служению своей благородной идеи – образовывать и просвещать своих учеников не только  точными уравнениями алгебры и геометрическими теоремами, но и художественной литературой как средой обитания культуры. Театр был живым инструментом внедрения  литературы в сознание  подростков: «Роль требует не читки, а гибели всерьёз» (Б. Пастернак). Школьники искренне, непринуждённо и самоотверженно играли роли классических персонажей, готовя себя к взрослой осознанной жизни.
Эту преемственность лучших традиций творческий коллектив, где «один за всех и все за одного»,  сохранил по сей день  в трудных экономических  условиях нашего времени. Канули в прошлое фестивали  самодеятельного театрального искусства, когда  можно было обмениваться приобретённым опытом на бескрайних просторах бывшего Союза. Единственный школьный самодеятельный театр «Золотой ключик»  в Ташкенте  не финансируется никаким видом бюджета: ни городским, ни районным, но,  тем не менее, поддерживаемый  директором  школы №10 Ф.С. Рахимовой и  заместителем директора по духовности и просветительству Ф. А.Ахмедовой,  ежегодно радует зрителей новой премьерой.
Художественный руководитель театра и постановщик Е.А. Кузнецова, художник М.Г. Визгалова,  технический персонал (Заслуженный артист театра Бахтиер Исраилов иАлексей Риммер, звукооператор Рустам Болтаев),  исполнители главных ролей –  Умида Мусаева (мать Надежда Михайловна), Виктор Клепиков (отец Петр Аркадьевич), Эрнест Волков (Андрей, их сын, молодой человек 20-ти лет), Виктория Шульпина (Катя, его девушка), Дина  Маннакова (Света, секретарша), Абдуворис  Абдусалихов (Участковый врач),  а также  молодые артисты  Лидия Квасникова, Лилиана Мустафина,  Виктория Шульпина, Святослав Луговой, Зухра Абдурашидова, талантливо сыгравшие   второстепенных характерных персонажей  в сценах: «За-ну-да!», «Поликлиника»,  «Монолог учительницы»,  «Жилотдел»,  «На заре ты ее не буди…»,   наполнили  новый спектакль живым дыханием современной повседневной жизни. Дружный ансамбль после долгих трудных репетиций с  начала учебного года  сумел  достичь главной цели, которую перед творческим  коллективом и перед зрителями перед началом спектакля поставила режиссёр Елена Кузнецова:

-  Порой непросто определить грань, где кончается жизнь и начинается театр и наоборот. Настоящий спектакль должен быть таким, чтобы после спектакля у зрителей возникло непреодолимое желание заглянуть внутрь самого себя. Пьеса, которую вы сегодня увидите, вполне соответствует этому определению. Любовь – прекрасное загадочное чувство. Что оно значит для каждого из вас?
Из зала раздались реплики: «Понимание», «Радость», «Счастье», «Дети», «Всё…»
- Обо всём об этом мы с вами сегодня и поговорим! - продолжила Е. Кузнецова. – Но не только об этом, но и о том, как мы умеем слушать, а главное, слышать и понимать друг друга. Как мы относимся к тем,  кто с нами рядом. Наша история могла случиться  в любом городе, на любой улице с каждым из вас.

Действительно, на первый взгляд, на  сцене разворачивается вполне заурядная история о том, как молодой человек сообщает родителям о своём намерении жениться. Этому здравому решению единственного сына безоговорочно сопротивляется  глава семейства – мама, простая школьная учительница русского языка и литературы, но в своём доме лидер, харизматический  деспот. Она  привыкла одна решать  за всех все житейские проблемы. Ей  беспрекословно подчинялись её домочадцы, как, вероятно, в школе её подопечные ученики. В ходе пьесы единолично и потому  безуспешно прибегая к разным  «комичным» средствам противодействия сыну, в конце концов,  главная героиня  почти мирится  с  новыми обстоятельствам жизни, но не совсем.

Несмотря на философскую нагрузку и такой серьёзный подтекст, спектакль получился на удивление весёлым, лёгким, динамичным. Зрители без конца смеялись и аплодировали, реагируя на каждую остроумную шутку. В душе они были благодарны режиссёру-постановщику Е. Кузнецовой, что им доверили самим  решать, чем закончится это противостояние  - в данном случае - матерей и детей, живущих под одной крышей, изучивших досконально привычки и  капризы друг друга, но оказавшихся по разные стороны баррикады в битве за   счастливую жизнь своих близких. Ведь у каждого зрителя, пришедшего на спектакль, было   своё представление о счастье – в этом и заключалась загадка пьесы и  её драматургия.
По окончании  спектакля состоялась горячая дискуссия о том, как стать счастливым и  подарить это феерическое  состояние  души своим близким. В ней  приняли участие артисты и зрители.  В ходе этой беседы исполнительница главной роли Умида Мусаева поделилась своим рецептом счастья:
- Я поймала птицу счастья в 9 классе, когда мне было только 15 лет. Я пришла в школьную театральную студию  «Золотой ключик».
Моя первая роль была младшей сестры Раисы в пьесе А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова». После окончания школы я поступила в колледж имени П.Ф. Боровского, но продолжала играть в школьном театре, где получила главную роль  в спектакле «Мама, я женюсь!». Сейчас я учусь в колледже на 2-м курсе. Я  мечтаю стать профессиональной актрисой, но, к сожалению, мои родители не поддерживают меня в этом проекте. По иронии судьбы, моя роль в спектакле оказалась актуальной и в моей личной жизни: кстати, в работе над ней я много позаимствовала черт у моей мамы.
Спектакль закончился, но зрители ещё долго  не расходились, обсуждая, как могла закончиться эта история о любви, о  взаимоотношениях и взаимопонимании  близких людей в семье, дома, на работе не на театральных подмостках, а в самой  жизни?
Быть может, следующая премьера в мае в жанре  «скоморошино»:  «Потеха для смеха» (О. Разум)  - обо всём и разном  - даст ответ нам  на эти вопросы, забавные  и серьёзные? Ведь театр  - это то место, где мультиплицируется миф. А миф, помимо биологической и духовной сущности, - это  главное, из чего состоит человеческое существо и  наше общество.

Гуарик Багдасарова,
http://guarik-guhar.blogspot.com








Комментариев нет :

Отправить комментарий