воскресенье, 17 марта 2013 г.

«ТЕАТР - ЭТО ЖИЗНЬ»



                                         

В этом году  Ташкентский Государственный театр музыкальной комедии (оперетты)  подарил зрителям  три премьерных спектакля. Впервые в Узбекистане был поставлен мюзикл  «Любовь в стиле блюз»  (автор либретто В. Борисов, композитор В. Сапаров).   В апреле  публика увидит  и по достоинству  оценит  музыкальную комедию по пьесе Б. Томаса:  «Здравствуйте, я ваша тётя!» (композитор У. Салихов). До конца театрального сезона любителям  «лёгкого опереточного  жанра»  предстоит испытать на себе  «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (композитор У. Салихов).


      Театр – это одно из немногих вечных искусств. Столько, сколько существует человечество – существует и театр.  Рассказать о  настоящей жизни театра или даже об одной  современной  постановке без экскурса в историю создания «храма искусств» невозможно. Но кратко изложить историю театра в нескольких ключевых фразах - задача не из простых. Театр - это люди, судьбы, взлеты и разочарования, поиск новых форм. История театра - это традиции, а традиции -  это то, чем театральный коллектив  богат сегодня.
    Свою жизнь Ташкентский Государственный театр музыкальной комедии
(оперетты) начал с августа  1972 г., когда он был создан по решению Правительства Республики Узбекистан. Народный артист Узбекистана, профессор А.И Гинзбург,  долгие годы возглавлявший прославленную труппу Академического национального театра Узбекистана, был назначен художественным руководителем, а директором театра -  А.И Водченко. На них легли все заботы по организации нового театрального коллектива, не имевшего тогда  еще своего здания. Костяк творческой труппы составили выпускники Московского музыкального училища имени Гнесиных (курс профессора А.И. Гинзбурга)  и творческих ВУЗов Узбекистана.
      Вместе с опытными мастерами труппу пополнили молодые артисты: дирижер А.Серебряник, С. Шадманов, Б. Расулов, режиссёры Г. Спектор,  Л. Вилькович, балетмейстеры И. Тимме, А. Лян, Ф. Исаева, художники В. Факторович, А. Батыков, Т. Мирова, артисты Л. Бессарабова,  А. Каримов, Н. Каприелова, Э. Каприелов, Ю. Летов, В. Митрофанова, В. Мишин, З. Соловей, Ф. Оленева, Н. Шацкий, Н. Шибаева, Г. Шумский, А. Шульга, артисты балета А. Абдурахманов, Ф. Исмаев, Р. Бектемирова и другие. Многие из них в процессе своей творческой деятельности были отмечены почётными званиями: «Заслуженный деятель искусств Узбекистана», «Заслуженный работник культуры Узбекистана», «Заслуженный артист Узбекистана», «Народный артист Узбекистана».
   Почти сорок лет назад   4 августа 1973 года на сцене Ташкентского театра имени Мукими опереттой «Веселая война» И. Штрауса в постановке А. Гинзбурга театр отпраздновал свой День рождения, открыв первый театральный сезон. Торжественная и, в конечном счете, триумфальная премьера «Веселой войны» с непреложной убедительностью известила о том, что Ташкентский театр оперетты не только родился, но и сумел покорить сердца своих зрителей.


Об этом событии нынешний художественный  руководитель  и главный режиссёр Театра оперетты (так  кратко его величают в народе) Сергей Сергеевич Каприелов вспоминает:
- Мы стали свидетелями чуда. Декорации, выполненные художником, Г. Бримом в светлой праздничной тональности,  соответствовали нашей настроенности на чудо. С этих первых секунд мы прониклись твердой уверенностью - театр покорит сердца даже самых закоренелых скептиков. В спектакле было  много выдумки, богатой фантазии, ярко выстроенных мизансцен.
 Сорок лет тому назад пресса столицы Узбекистана на факт рождения нового творческого коллектива откликнулась положительными отзывами.
В  1974 году  театр получил свое  новое здание на Чиланзаре, в котором встретил своих первых зрителей зажигательной праздничной «Фиалкой Монмартра» И. Кальмана. Эта классическая оперетта  и в наши дни украшает репертуар Театра музыкальной комедии.
           В 1981 году театр возглавил  главный режиссер,  Заслуженный
деятель искусств России К. Васильев. Он  является автором пьес и первых постановок, широко идущих в странах СНГ музыкальных комедий: «Бабий бунт» (по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова), «Сладка Ягода» (по мотивам произведений В. Шукшина). Музыку к этим спектаклям написал известный композитор Е. Птичкин. Свою творческую деятельность в Узбекистане К. Васильев начал с постановки первой узбекской оперетты,
написанной в содружестве с композитором  Э. Салиховым  «Ходжа Насреддин», впоследствии ставшей визитной карточкой театра. Пресса эпохи перестройки писала: «Ташкентскому театру оперетты принадлежит честь создания первой узбекской оперетты. Поистине солнечная музыка, сочетающая красоту узбекских мелодий и современные ритмы, созданная Э. Салиховым, послужила основой подлинно народного спектакля».
         Многое изменилось с тех пор в политической и театральной жизни Республики. Бывали времена, когда интерес к  театру падал, бывали всплески  успеха и популярности -  как раз потому, что как вечное искусство, театр воздействует на человека и различные поколения волнообразно.
Театр оперетты никогда не был образцом элитарного искусства. Это искусство скорее  не элитарное, а народное, быть может, поэтому ни один  праздник в Узбекистане  - новогодние торжества, Международный женский праздник,  Навруз, День Победы, памяти и почестей, «Широкая масленица», День защиты детей  и другие -  не обходится без благотворительного концерта-спектакля   в Театре музыкальной комедии.   Такая добрая традиция уходит в глубь веков, когда в Древней Греции и позднее в средневековой Европе все ходили в театр под открытым небом, а также у нас  в Центральной Азии ни один субботний или воскресный рынок не обходился без балагана, без заезжих актёров, канатоходцев и кукольников.

        В 2008 году художественным руководителем и главным режиссёром Театра оперетты утверждён Сергей Каприелов, многогранный, высококвалифицированный режиссёр и талантливый руководитель, который привнёс новое жанровое направление в репертуар театра -  мюзикл. За время работы в театре им поставлены  и с успехом идут заново восстановленные такие спектакли как «Сильва» (И. Кальман), «Свадьба Кречинского» (А. Колкер), «Аршин Мал Алан» (У. Гаджибеков), «А у нас во дворе», «Снимается кино», или «А у нас во дворе – 2» (спектакль-концерт), «Эхо любви»  по сценарию В. Вавиловой (музыка и тексты песен Салиха Абсалямова), «Двадцатилетние.uz» (У. Салихов), «Любовь в стиле блюз» (В. Сапаров).

Либретто мюзикла «Любовь в стиле блюз» написано по рассказам американского писателя О. Генри. Каждый человек в своей жизни мечтает встретить свою половинку и в любви, и в дружбе. Герои мюзикла ищут и находят свою родственную душу в самых  чрезвычайных обстоятельствах.
Старшее поколение помнит удачную советскую чёрно-белую  экранизацию одного из рассказов О. Генри «Деловые люди». Вор в блестящем исполнении Ю. Никулина ночью проникает в квартиру  старого одинокого обывателя (эту роль превосходно  играет Р. Плятт) с целью ограбить его. По ходу развития сюжета в момент кульминации грабитель  узнаёт, что  объект его злых намерений  страдает таким же недугом, как и он, - ревматизмом. Вот тогда происходит катарсис – очищение совести. Оба  соперника – злоумышленник и потенциальная жертва –  неожиданно становятся закадычными друзьями на почве взаимного понимания чужой боли и одиночества.
Режиссёр-постановщик С. Каприелов развил дальше эту сюжетную линию, подключив к ней историю молодых людей далеко  «не из высшего общества» - проститутки и уголовника, которых соединила,  очистила  и избавила от прошлой греховной жизни Любовь.

Музыкальный руководитель,  дирижёр В. Сапаров;  художник- постановщик Н. Глубокина; балетмейстер А. Шаякубов; артисты К. Морозов (обыватель), В. Юлдашев (вор), Н. Баратова (Руби), И. Бухаидзе (Эдди Мак Манус), О. Зварцева (мамаша Руни), С. Норматов (полицейский), Р. Акубжанова (певица в баре); занятые в танцевальных и массовых сценах  артисты балета и хора театра сделали всё, чтобы  мюзикл в двух действиях смотрелся на одном дыхании и отвечал главной идее спектакля, прозвучавшей в финале:
«Кто такие родственные души?
Те, кто никогда не подведёт
Кто тебя заметит и  найдёт!»
Новый мюзикл  «Любовь в стиле блюз» в репертуарном плане марта и апреля  значится как премьерный спектакль, а значит, ещё не совсем обкатанный. Со временем, думаю, он избавится от некоторых погрешностей технического свойства. Зрителям не придётся напрягать слух, чтобы  слышать все слова главных и второстепенных  партий исполнителей: плохой микрофон часто во время спектакля выходил из строя. Их избавят от неэстетичного зрелища, когда в первом действии главный персонаж -  «Обыватель»,  пожилой больной человек с грузной фигурой, резко вскочив с постели в нижнем несвежем белье, долго и неуклюже  одевается на глазах у зрителей, тщательно застёгивая ширинку на  мятых брюках. Художественная правда  на сцене достигается не внешним правдоподобием, а внутренним проживанием героев объёма бытия.
Несмотря на эти мелкие исправимые казусы в ходе спектакля, мюзикл, прежде всего, захватывает зрителей потоком  разнообразной джазовой музыки, переносящей нас на улицу Нью-Йорка. Мюзикл полностью соответствует музыкально-сценическому жанру, сочетающему в себе  признаки оперетты, драматического спектакля и в музыкальном отношении опирается на выразительные приёмы и средства современной эстрадной и бытовой музыки. Чтобы в полной мере оценить все достоинства  нового мюзикла – надо вспомнить  историю этого жанра.
Мюзикл получил распространение в начале 20 века в США, позднее в Англии и других европейских странах на основе лёгких музыкально-театральных программ. Оформился он как жанр в 20-30-х годах 20 столетия и органически соединял в себе элементы джаза, фольклора, оперетты и литературной основы. Не случайно сюжетами многих мюзиклов явились творения У. Шекспира, М. Сервантеса, Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу.
Среди американских мюзиклов особой известностью до сих пор пользуются «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна 50-х годов, а также рок-опера конца 60-х годов «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера. Чертами мюзикла отмечены некоторые музыкальные комедии русских композиторов Г. Гладкова, А. Колкера, Е. Птичкина. К лучшим мюзиклам можно отнести «Юнону и Авось» А. Рыбникова и «Обыкновенное чудо» Г. Гладкова.
Настроенный на развлечение, мюзикл «Любовь в стиле блюз» обладает острым музыкальным языком и, на наш взгляд,  скорее приближается к серьёзной оперной музыке, чем к оперетте. Не зря спектакль начинается и заканчивается мизансценой: одинокий  джаз-музыкант играет соло  на кларнете. Исполнитель играет не в оркестровой яме, а на сцене - посреди  ночной улицы в Нью-Йорке возле Бруклинского моста рядом с  ночным баром  с условным названием «Сезам», где  происходят основные события. В этой мизансцене сказалась хорошая режиссёрская находка, подчёркивающая  первичное значение в постановке   музыкальной составляющей. У этого мюзикла большое будущее. Зал был заполнен, несмотря на то, что днём  здесь тоже был аншлаг:  всем миром провожали «Широкую масленицу» -  яблоку негде было упасть.

Что  продолжает  вызывать  массовый интерес у зрителей к театру оперетты? Прежде всего, его репертуарная политика. Об этом мы побеседовали  с главным режиссёром  театра С.С. Каприеловым перед началом премьерного  спектакля «Любовь в стиле блюз».

- История обязывает соблюдать преемственность  лучших культурных традиций. Но театр – живой организм. Какие основные направления  определяют  репертуарную политику вашего театра сегодня?

       С.С. Каприелов:
- Первое - классика жанра,  произведения, принадлежащие к Золотому фонду мирового музыкального театра. Спектакли классического наследия всегда во все времена пользуются большим зрительским успехом, дают огромный простор для творчества актеров. В зале всегда возникает особая атмосфера одухотворенности, музыка  дарит эстетическую радость. Можно ли представить афишу нашего театра без «Цыгана-премьера», «Голландочки», «Баядеры», «Принцессы цирка»,  «Сильвы»,  «Марицы» (И. Кальман); «Летучей мыши», «Цыганского барона»  (И. Штраус); «Веселой вдовы», и «Графа Люксембурга» (Ф. Легар), « Прекрасной Елены» (Ж. Оффенбах),  мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Аршин Мал Алан» (У. Гаджибеков).  Они расширили  творческий  диапазон актеров,  помогли их росту, обогатили репертуар театра. Эти постановки принадлежат  к  числу лучших спектаклей, завоевавших немалые симпатии  зрителей и прекрасные отзывы критики.

        Второе  направление - оригинальные произведения узбекских авторов. Огромным успехом у зрителей  пользуются музыкальные комедии «Ходжа Насреддин»  (композитор Э. Салихов)  «Крошка» (композитор А. Эргашев), «Тетя, я женюсь!» (композитор: А. Икрамов, пьеса:  В. Баграмов),  «Сердце на ладони» - спектакль, посвященный памяти народного артиста
Узбекистана Б. Закирова по сценарию В. Баграмова на музыку Б. Хамидова,  «Однажды в Нью-Йорке»  (композитор И. Берлин), «Двадцатилетние.
uz» (У. Салихов), «Эхо любви» (композитор  С. Абсалямов, пьеса  В.Вавиловой).
        Третье направление - это лучшие произведения современной оперетты стран Содружества (СНГ).  В их числе «Севастопольский вальс» Д. Листова, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина,  «Любовный вертеж»  Д. Ильина и В. Лукашева, «Украденная невеста» Г. Канчели, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова и другие.
      Четвёртое  направлениеОсобое внимание уделяется детскому репертуару. Наш театр единственный в Среднеазиатском регионе, специализирующийся в этом жанре. Мы   предлагаем детям музыкальные сказки на русском и узбекском языках. Сегодня театр плодотворно работает с  композиторами  А. Икрамовым, У. Салиховым, В. Сапаровым, драматургами: В. Баграмовым, В. Вавиловой.
В результате сотрудничества коллектива с этими авторами пополнилась репертуарная афиша театра музыкальными спектаклями для детей. Особым успехом у юного зрителя пользуются такие спектакли как: «Сказка о жадном Хасане» (Д. Вильданов), «Обыкновенная горошина»
(А. Канаки), «Волшебная хурма» (У. Салихов),    «Подарки феи Айгуль», «Чудесная дойра (Э. Салихов) « Мамат-гончар» (А. Икрамов), «Олтин куш» (У. Салихов), «Зачарованный кристалл» (У. Салихов), «Озорной джин» (У.Салихов), «Тюбетейка 3D» (В. Баграмов), «Бременские музыканты» (Г. Гладков) «Волшебная Серна» (А. Икрамов) и  другие. Шесть спектаклей для детей идут на двух языках.

-  Многие нынешние театральные критики говорят, что  бренд «Станиславский» остался в музее середины 20 в.   Молодёжная аудитория  в условиях  стремительного технического прогресса    ждёт  инноваций и на театральных подмостках. Как вам  удаётся  сохранять преемственность основного классического репертуара   и одновременно не отставать от мировой театральной моды?

       С.С. Каприелов:
 -   Труппа нашего театра за последние годы помолодела – это  обязательное требование времени. Омоложение штата  предполагает привлечение к театру и композиторов, и драматургов, тонко понимающих вкусы современной молодежи, создающих  те произведения, которые ей близки.  Это спектакли – «Любовь в стиле блюз» (композитор В. Сапаров, автор либретто В. Борисов), «Тетя, я женюсь!» (композитор А. Икрамов, драматург и режиссер-постановщик В. Баграмов), «Цилиндр» (У. Салихов,  Б. Хамидов),  «Легендарный шут» (Е. Комарова, Б. Хамидов), «Дорогая Памела» (У. Салихов,  Б. Хамидов), «Здравствуйте, я ваша тётя»  (У. Салихов,  Г. Нажидова).  На сцене ярко показан сегодняшний день и тонко передан юмор, плавно переходящий в гротеск, без которых жанр музыкальной комедии существовать не может.
       В этом же году в Государственном институте  искусств и культуры Узбекистана  под моим руководством состоялся целевой набор студентов для пополнения труппы театра молодыми талантливыми специалистами.  Дипломные спектакли «Аршин Мал Алан» У. Гаджибекова и мюзикл «Нотр дам де Пари» Р. Коччанте,  поставленные со студентами моего курса, получили замечательные отклики со стороны театроведов, зрителей и СМИ.

- Как вам живётся в эпоху независимости в условиях товарно-рыночных отношений и всеобщей коммерциализации искусства, когда  очень часто зрелище  превращается в пошлость, психологизм в скуку, злободневность – в трескучую публицистику? Какие творческие цели сегодня стоят перед театральным коллективом?

С.С. Каприелов:
- В годы независимости в Узбекистане поистине созданы все условия для свободного творчества и развития всех направлений искусства и культуры. Руководство страны уделяет особое внимание духовно просветительской работе, а также  укреплению материально-технической базы театров, обеспечению их современными и отвечающими всем передовым мировым стандартам театральным инвентарем и техническими средствами. От нас – деятелей театрального искусства - требуется творческий и современный креативный подход к своей работе. Ведь у нас особый театр: для нас важны не только и даже не столько драматургия, как  либретто  оперетты.
Театр оперетты и в наши дни продолжает радовать зрителей новыми  яркими, актуальными, мобильными  музыкально-зрелищными постановками. Широка география гастрольных поездок театра. С творчеством артистов
Ташкентской оперетты знакомы зрители России, Украины, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и стран Балтии. Его любят  не только у нас в Ташкенте, но и в  области. Недавно театральный коллектив побывал  в гастрольных поездках в Кибрае, Чирчике, Ахангаране, Алмалыке, Бустанлыке. В апреле  планирует дать спектакли в  Гулистане и Джизаке.
Творческие цели нашего театра – это, прежде всего, воплощение задач, поставленных руководством страны перед театрами в свете сохранения и пропаганды богатого культурно-исторического наследия - узбекского театрального искусства.
       В творческие цели нашего театра входит популяризация богатого культурно-исторического наследия,  узбекского народного зрелищного искусства. Говорить со сцены с юмором о серьезных нравственных проблемах, нести радость, улыбку, хорошее настроение - в этом мы видим свой долг, в этом - наше творческое и человеческое счастье, в этом - наша жизнь!

Гуарик Багдасарова,
фото автора и Раисы Краполей
http://guarik-guhar.blogspot.com

Комментариев нет :

Отправить комментарий