пятница, 12 декабря 2014 г.

Профессионализм и дилетантство в поэзии



«Стихи – дарованная  милость»
Олег Бордовский.

В минувшую среду -10 12 14 – в библиотеке духовной семинарии  ташкентской и узбекистанской епархии состоялось совместное заседание ЛТО «Данко» и «ЛТО «Истоки». Ведущий литературного семинара режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, поэт, председатель ЛТО «Истоки» А.Е. Слоним предложил для коллективного обсуждения одну из важных проблем прошлого и современности: «Профессионализм и дилетантство в художественном творчестве, включая поэзию».


По мнению А.Е. Слонима, главная составляющая профессионализма является убеждённая жизненная и творческая позиция автора. Личностное начало в искусстве необходимо включает в себя «этический момент самоопределения» и характеризуется  системой взглядов, ценностных установок, предпочтений, проявляющихся в «действиях и поступках». Оценивание человеком самого себя и того, что не есть его «Я», определяется его ориентацией на универсальные ценности, приобщённостью к ним. Личность определяется целенаправленной деятельностью, которой присущи «свобода и сознание ценностей» (Н. Гартман), это деятель-профессионал, осознавший абсолютные ценности и  свой высший долг осуществлять их в своём поведении. Все великие профессионалы – классики имели  твёрдую жизненную позицию и были прекрасными собеседниками: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, С.В. Рахманинов,  И. С. Козловский и многие другие деятели литературы  и искусства. Время всё расставило на свои места.
В настоящую эпоху глобальной коммерциализации  и политизации искусства многие основополагающие понятия сравнялись и нивелировались. Альманах «Современная драматургия», за исключением единичных произведений, свидетельствует об отсутствии настоящей драматургии в современной пьесе, допущении мелкотемья, нецензурной лексики,  «чернухи». «Либеральная»  беспринципная оппозиционная элитарная интеллигенция допускает пропаганду идеологии фашизма, напрочь забыв о патриотизме и уроках истории, о спасении Европы от  вражеской фашистской чумы.
Есть два начала: прежде всего, чтобы что-то сказать, надо чтобы было, что сказать, и надо уметь слушать, воспринимать других людей. От дилетантства, когда молодой поэт,  во что бы то ни стало, хочет во всеуслышанье заявить о себе,  надо упорно идти тернистым путём к профессионализму, помня завет  немецкого классика: «Стремление важнее, чем обладание» (И.В.  Гёте).


С позиции профессионализма, А.Е.Слоним  дал высокую оценку коллективному альманаху  «Созвучие» ЛТО «Данко», выпущенному  в свет в этом году издательством «Национальная библиотека А. Навои».  Ценность такого совместного поэтического труда, несмотря на его неизбежные  недочёты,  - заключил соавтор сборника и автор  вступительного слова к нему А.Е. Слоним, - в несхожести, самобытности, индивидуальности почерков. Этот сборник собрал поэтов, порой полемизирующих, зачастую ответственно отстаивающих свою жизненную и творческую позицию, что придаёт особые свойства и новизну книге.
После такой преамбулы собравшиеся поэты, среди которых были участники  нового альманаха  «Созвучие»  Армануш Маркарян, Олег Бордовский, Алексей Кирдянов,  Александр Курышев, Евгения Абалян, Гуарик Багдасарова,  Леонид Сааков,  Марат Кадыров, откровенно дискутировали на  заявленную тему  и воодушевлённо читали  свои пейзажные стихи, в основном, о зиме и любовную лирику.  Раиса Крапаней украсила программу своими «детскими» стихами. Евгения Абалян прочитала акростих,  посвящённый Николаю  Ильину. Олег Бордовский поделился размышлениями о «сонете» как одном из видов сложной строфы из 14 стихов, пришедшей к нам из средневековой Италии, и прочитал своё произведение, тонко раскрывающее причуды магии стихосложения: ««Стихи – дарованная  милость».


В хор ветеранов ЛТО «Данко» органично влились молодые голоса Анны  Бубновой, Марины Храмовой, Павла Раевского, отличающиеся свежим взглядом на события окружающей жизни и представляющие новую «автопсихологическую лирику», назначение которой сегодня – прямое самораскрытие поэта.
Ярко и полно  воплощённое в поступках  личностное начало  делает  жизнь индивида, нас с вами, безусловно, серьёзной, напряжённо трудной, подверженной опасностям в большей мере, чем «безликое», пассивно-податливое  пребывание в  текущей повседневной реальности. Кстати, это личностное существование в жизни и в искусстве не исключает игровой лёгкости. Ярчайшее свидетельство этому  в истории литературы – творчество А.С. Пушкина, а в программе одного  поэтического вечера  - «Конкурс» (шутка) А. Слонима, самоироничные  стихи Алексея Кирдянова («Перед Новым годом  вновь листаю я старые-престарые года»),  Павла Раевского («Предновогоднее»), «детские стихи» о собачке Раисы Крапаней.



В заключение  литературного  вечера «Предсказание» Андрея Слонима обобщило «философию поступка»  и «долженствующую причастность» к истории и современности  каждого его участника, о чём  мы грешным делом в нашей суетной жизни на бытовом уровне серьёзно не задумываемся или попросту не замечаем:
«Всё то, что нам
дано в лихой черёд,
Всевышний Свод,
творя свои вершенья,
Попустит сам,
                   не зная наперёд, -
В чём наш исход?
                   В погибели? В спасенье?
И участь вся
                   злом напоит толпу.
Взломав весь ход,
                   вихрь молний пронесётся…
…Но занеся
                   над пропастью стопу,
Один замрёт…
И этим мир спасётся!..»


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий