суббота, 5 октября 2013 г.

Живопись в стиле «блюз»: «Времена года» в ТДФ


                                           Ко «Дню наставника»


Открытая  23 09 13 в ташкентском Доме фотографии персональная выставка живописных произведений художника и педагога Рихсибоя  Умаровича Аюпова привлекла к себе многих любителей изобразительного  искусства своей музыкальной поэтикой и камерным звучанием медленного меланхолического блюза со свойственной этому жанру импровизацией.
В своих работах Р. Аюпов утончённо,  скупыми художественными средствами  изображает живописную природу Хумсана, Чарвака, Ходжакента и величественную красоту городов Узбекистана. Архитектурные памятники Самарканда, Бухары и Хивы нашли своё неяркое «тихое» отражение в его полотнах. О своей любви к родному краю художник словно говорит шёпотом. Большая часть  живописи в стиле «блюз» посвящена пейзажам, в которых царит  красочная осень. Но и здесь художник не изменяет своей  доверительной интонации: в его осенних  пейзажах  преобладает серебристый колорит с редкими вспышками прощальных ярких красок увядающей природы. Оттого  здесь в выставочном зале так органично по вечерам звучат  джазовые переборы на гитаре Ташкентского КАП «Арча»: музыкантов и бардов  вдохновляет  живописная  аранжировка  - осенняя сюита Р. Аюпова.


Художник родился в 1941 году. Во времена   военного лихолетья  Ташкент напоминал «Стамбул для бедных людей»: он принял тысячи беженцев, эвакуированных  из Москвы, Ленинграда, Одессы, спасавшихся от угрозы фашизма в глубоком южном тылу. Взрослые и дети, часами стоявшие в очередях за куском хлеба, выдававшемся  строго по карточкам,  полуголодные,  однако ходили в театр Ленинского комсомола и  Русский драматический театр, чтобы послушать  Бабанову и  Раневскую,  увидеть живьём великого писателя А.Н. Толстого, читавшего со сцены под оранжевым абажуром страницы «Хмурого  Утра», заключительной части эпохальной трилогии о гражданской войне  «Хождение по мукам», которая  была  издана в Ташкенте в 1941 г.
Школьники имели счастье услышать сказку про «Крокодила» в спортивном зале, битком набитом народом, из уст самого автора К.И. Чуковского, чьё чтение само по себе было похоже на праздник и кукольный театр.  По воспоминаниям очевидцев,  «Он как-то двигался необыкновенно, говорил на разные голоса, как будто въехал целый трамвай: «Он вбегает в трамвай, всё кричит: «Ай-ай-ай».  В  бедной и однообразной жизни школьников, по полдня пропадавших в очередях за хлебом, это был какой-то совершенно необыкновенный номер. Как  в цирке[1].
Часто в школах и госпиталях или на митингах в честь открытия нового канала в Голодной степи А.А. Ахматова читала свои стихи из цикла «Ташкентские тетради» из своего нового поэтического сборника, изданного  в Ташкенте в 1943 г
В Среднеазиатском университете (ныне НУУ имени М. Улугбека) в литературном кабинете филологического факультета профессор В.М. Жирмунский  для студентов и вольнослушателей делал доклад об узбекском героическом эпосе. Он говорил о внутренней связи  народной поэмы «Алпамыш» и античной гомеровской поэмы об Одиссее. После таких лекций  молодые слушатели, среди которых были даже пятнадцатилетние подростки, как ставший позднее моим   университетским преподавателем Эдуард Бабаев и его друзья Валентин Берестов и Георгий Эфрон, не расходились  сразу же домой,  а шли в публичную (ныне  Национальная библиотека  имени А. Навои) и университетскую библиотеки, чтобы  до конца разобраться в выводах первого настоящего профессора, которого они видели, утверждавшего,  что  в двух поэмах «в подробностях (дифференциалах)  всё было различным, а в обобщениях (интегралах)  открывалось много общего»[2]. По воспоминаниям Э. Бабаева, для них это был первый опыт сраванительно-исторического литературоведения, которое разжигало любопытство к формам различных цивилизаций и вместе с тем обдавало холодом «надмирных сопоставлений».
Многие светила науки, искусства из эвакуированных россиян в годы  Второй мировой войны, обогретые   щедрым солнцем Туркестана и душевным теплом узбекистанцев,  остались здесь навсегда и в послевоенные годы внесли большой  посильный вклад в развитие  национальной культуры.
Р. Аюпов в 1959-1964 гг. обучался в Художественном училище  имени П.П. Бенькова, потом в 1973-1978 гг. на отделении «Прикладная графика» в Театрально-художественном институте имени А.Н. Островского. С 1978 г. по  настоящее время преподаёт  в Национальном институте искусства и дизайна имени К. Бехзада и яваляется доцентом кафедры «Прикладная графика».
Свою преподавательскую деятельность он совмещает  с художественным оформлением крупных республиканских проектов. Он один из авторов дизайна экспозиций Художественной мастерской на выставке Народного хозяйства Узбекистана, Музея истории народов Узбекистана, а также Музея военного командования Туркестана.

Сегодня художник Рихсибой Аюпов с благодарностью  вспоминает своих учителей:
«Жизнь человека - как текущая река. Кажется, совсем недавно, помню, приходил с отцом к художнику-педагогу  Шестякову в Дом молодёжи имени А.Н. Островского в старом Лобзаке. Слова отца: «Учитель, сынок, важнее, чем отец» до сих пор звучат в моих ушах.
На протяжении жизни меня обучали секретам мастерства такие выдающиеся живописцы и графики как В.П. Перов, Н.П. Шин, В.И. Кузнецов. Тысячу раз я отдаю низкий поклон моим наставникам за этот самоотверженный труд.
Благодаря их усилиям, мне также выпала высокая честь стать педагогом. От своих учителей я перенял такие  бесценные качества как умение легко и доступно обучать своих воспитанников сложным знаниям, поддерживать инициативу у молодёжи и вдохновлять их на новаторские творческие поиски.
В процессе обучения я уделяю особое внимание нашей национальной культуре и общечеловеческим ценностям мировой культуры, учу широко использовать опыт наших предков, создавших прославленные на весь мир образцы национального искусства.
Данную выставку я назвал: «Поклон учителям», тем самым я отдаю дань своим наставникам».

Похоже, нам ещё предстоит открыть для себя, чем был ХХ век не только для  Узбекистана, России, но и для всего человечества. Выставка живописи в стиле «блюз» «Времена года» в ТДФ  художника  Р. Аюпова, посвящённая его учителям и наставникам, может нам в какой-то степени помочь в этом.

Гуарик Багдасарова





[1] Бабаев Э. Воспоминания. – Спб: ИНАПРЕСС, 200. С.91

[2] Там же.  С. 97

Комментариев нет :

Отправить комментарий