В Российском центре науки и культуры в узбекской столице 26 сентября 2013 г . любители классической поэзии отметили
новоселье общественного клуба-музея А.А. Ахматовой (1889-1966). На 15 году
своего существования в ДК ТТЗ «Мангалочий дворик» под бессменным
руководством А.В. Маркевич обрёл новый
постоянный адрес и новое дыхание.
Ташкент был для Ахматовой лишь
половиной пути от блокадного Ленинграда до
Норильска, где в лагере отбывал
свой срок наказания политзаключённый Лев
Гумилёв, её сын. В «Поэму без героя» вошло упоминание о дороге на восток,
которая открылась перед Анной Андреевной во время её южной эвакуации
(1941-1943):
«И
открылась мне та дорога,
По
которой ушло так много,
По
которой сына везли…».
В Ташкенте Ахматова долгое время
жила на улице Жуковской, 54. Нужно было пройти в глубину двора и
подняться по «шаткой лесенке» на «балахану». Простота и строгость жилья были
монастырские:
«Как
в трапезной – скамейка,
стол,
окно
С
огроминою серебряной луною…»
О своей скромной «трапезной» она
упоминает в стихах о Блоке: «И белый дом на улице
Жуковской». Народный поэт
Узбекистана А. Файнберг в одном из своих «вольных сонетов» «Ташкент. 1943 г .» тоже упоминает об этом «Ноевом ковчеге», как его называли
в народе:
«Дом
в зелени. Приют любви и вере.
Раневскою
добытый керосин.
Ахматовой
распахнутые двери».
Этот дом не сохранился. Анна Ахматова, никогда не имевшая собственного
угла, переезжавшая с места на место, особенно в годы южной эвакуации,
наконец-то, будем надеяться, обрела постоянную прописку в Узбекистане в здании
представительства Россотрудничества на ул. В. Вохидова,
53. Её стихи из цикла «Ташкентские тетради» [i] оказались, несмотря на многие личные невзгоды автора и исторические перипетии, пророческими:
«Я не была здесь лет семьсот,
Но ничего не изменилось…
Всё так же льётся божья милость
С непререкаемых высот,
Всё те же хоры звёзд и вод,
Всё так же своды неба чёрны,
И так же ветер носит зёрна,
И ту же песню мать поёт.
Он прочен, мой азийский дом,
И беспокоиться не надо…
Ещё приду. Цвети, ограда,
Будь полон, чистый водоём»
Ахматова.
Луна в зените (6).
В честь этого знаменательного события в культурной жизни Узбекистана
Российский центр науки и культуры, вместивший в себя
музей Ахматовой, был освящён
митрополитом ташкентским и узбекистанским, главой среднеазиатского
митрополичьего округа. Литературно-музыкальный вечер был открыт по благословению высокопреосвященнейшего
Викентия.
Во дворе РЦНК на открытом воздухе,
в котором мелодично струились воды
декоративного фонтана, прозвучали гимн
«Мангалочьему дворику», стихи А. Ахматовой
в исполнении В. Осадченко, Елены Буровой, И. Парамоновой. Романсы на произведения А. Ахматовой и последователей
её «исторической живописи», отразивших «связь с временем и новой жизнью народа»
исполнили Г. Арефьев и Ширин
Курбанова. Всё читалось и пелось заново
и как бы впервые. Хореографический
дуэт студии «Пластика движения», знакомый
публике по многим выступлениям в ДК ТТЗ, представил нежный юношеский «Лирический вальс».
Вадим Фомичёв,
знаток поэзии «серебряного века»
выступил с рассказом о разнообразных и многомерных взаимоотношениях
А.Ахматовой с её современниками Н. Гумилёвым, Вл. Сологубом, М. Цветаевой, Н. Клюевым и др., а также
французским художником итальянского
происхождения Модильяни, в разное время
вошедшими в её «назначенный круг»:
«Наш
век на земле быстротечен.
И
тесен назначенный круг».
Подробно об отношении А. Ахматовой к Востоку рассказала доктор
филологических наук А.Н. Давшан. Известно, что А. Ахматова, переболев и
перестрадав и термезский зной, и чаткальские ледяные ветры, полюбила Ташкент и в ответ на
заявление знакомого поэта о том, что этот город оставался для неё чужбиной, возразила в своих стихах:
«Кто
мне посмеет сказать, что я здесь на чужбине?».
В то время, когда Анна Ахматова уезжала из Ташкента, комната её была полна провожающих. Абдулла Каххар. Хапмид Алимджан, Владимир Липко, Алексей Фёдорович Козловский
– все пришли проститься.
В 21 веке к Анне Андреевне пришли
новые поклонники её бессмертной поэзии:
В. Кайер, И.Г. Коваль, Г. В.
Мельникова, И. Ю. Хилкова, Д.С. Саъдуллаев, ташкентские поэты, барды, журналисты,
чтобы отпраздновать вместе с их кумиром новоселье, потому что
«назначенный круг» оставался прежним. Только сейчас, по словам И.
Хилковой, в современном Ташкенте А. Ахматова обрела два
крыла: любовь Узбекистана и России к себе.
В заключение
вечера директор общественного клуба-музея «Мангалочий дворик» А.В. Маркевич
ознакомила присутствующих с планом работы на ближайшее время, куда входили
литературно-музыкальные вечера, посвящённые дням рождения С. Есенина, М.
Цветаевой, А. Файнберга. Жизнь в новом доме продолжит лучшие традиции
«Мангалочьего дворика», которому в будущем году исполнится 15 лет.
Гуарик Багдасарова
[i] Ахматова. А. Избранное. – Т.: Советский писатель,
1943. Был отпечатан в ташкентской
типографии №2
Комментариев нет :
Отправить комментарий