воскресенье, 27 октября 2013 г.

III-ий Ташкентский международный кинофорум «Золотой Гепард»: Векторы реальности и художественного вымысла




Два дня подряд – 20 и 21 октября 2013 г.  «Золотой гепард»  порадовал любителей европейского кино программой французских фильмов.


Примечательно, что перед показом  и после демонстрации  документального фильма «Жюльет Бинош нашими глазами» (2009) состоялась  встреча с режиссёром-документалистом, фотографом Марион Сталенс. Зрители получили ответы на самые волнующие вопросы, связанные  не только с историей создания фильма – от замысла к  результату её воплощения, но и проблемами современного документального кино, его маргинального места  в современном  кинематографе и перспективами развития, а также первыми впечатлениями нашего зарубежного гостя об узбекской земле и её жителях.

-  Это мой четвёртый документальный фильм, после него я сделала пять  краткометражных и один  полнометражный художественный фильм. Героиня этой документальной ленты – моя родная сестра, французская актриса с мировым именем, обладательница премии  «Оскар» за главную роль в фильме «Английский пациент», работавшая с разными режиссёрами и никогда не повторявшая себя ни в одном фильме.
Мы обе из семьи артистов,  поэтому главным творческим  кредо, объдиняющим   нас в этом фильме -  режиссёра и мою главную героиню –  и объясняющим  замысел этой  документальной эпопеи  - это  самоотверженное служение искусству без остатка. Мы выросли на театральных подмостках, поэтому с детства впитали в себя  театральную систему К.С.  Станиславского.  Моя сестра  в 25 лет сыграла главную героиню в пьесе «Чайка» А.П. Чехова.
Я считаю, каждый человек достоин правдивого  кинорассказа о нём, потому что в каждом из нас есть изюминка, нечто необычное, что отличает нас от других людей. В каждом  кроется индивидуальность, свой собственный  жизненный и духовный опыт – всё то, что способно в хорошем профессиональном воплощении   расширить  наше познание не только жизни в её обыденном смысле, но открыть для себя сверхличные законы бытия. Для моей героини важно самовыражение. Творческая самореализация  – для этой высшей задачи для  неё не существует  никаких преград.
Именно по этим возвышенным законам  внутреннего горения, неудовлетворённого  ТВОРЧЕСТВА живёт моя экстравагантная героиня, которую в фильме  я старалась приблизить к народу.  Она, прежде всего, человек-созидатель, желающая жить в гармонии с самой собой и высокими требованиями искусства.  Я пытаюсь  показать мою героиню не только через фрагменты её киноролей и публичного триумфа,  её всенародного признания, но и в обыденной жизни - без всякого грима, непосредственную, в простых диалогах, в молчании и в мучительном непрерывном творческом поиске.

С этой целью по требованию режиссёра  оператор не боится снимать известную французскую актрису  крупным планом без скидки на возраст после сорока…   в домашней будничной одежде и обстановке. Режиссёр пытается  приблизить к нам свою героиню в бытовых сценах – на кухне во время готовки простой пищи или  на репетиции; на ходу за рулём легковой машины;  в домашней обстановке, когда она фиксирует молниеносными, скупыми мазками тушью эскизы её любимых сыгранных киноперсонажей. Роли со временем забываются, но остаётся память о внутреннем их переживании в этих точных стремительных  рисунках, словно просвеченных   рентгеновыми лучами, зафиксировавших душевное состояние актрисы и её героинь.
Режиссёр по просьбе героини отказалась снимать успешную персональную выставку её рисунков. Перед ними стояла другая задача – показать  муки  и радости актёрской профессии,  раскрыть психологию художественного творчества в целом. Благодаря многомерному показу героини документальной ленты,  большинство зрителей  смогли понять внутреннюю пружину самореализации Жюльет Бинош не только в чисто актёрском искусстве, но и в живописи, и в хореографии. Она не просто актриса с мировым именем – она художник. Эту психологическую и духовную многомерность показа героини документальной ленты углубляет классическая музыка в фильме.
Режиссёр вместе со своей героиней и зрителями открывают в документальном фильме в течение чуть менее часа тайну творческого начала, тайну свободы воли и загадку творческой личности, а этот процесс никого не может оставить равнодушным, несмотря на разность восприятия массового зрителя. Для молодой ташкентской  аудиторией,  не искушённой в   шедеврах классического европейского кино, отличного от голливудских блокбастеров, предназначенных для попкорнового просмотра, фильм показался грустным, а его героиня очень одинокой. Для других, относительно подготовленных зрителей,  как и для самого режиссёра, напротив, фильм воплощал жизненный оптимизм, а «героиня была пронизана семицветной радугой», как  её необыкновенные  глаза и доверчивый лучистый взгляд, обращённый  к миру с вечным вопросом о своём личном предназначении  в нём и  детским доверием.
Поэтому на вопрос журналистов, есть ли правила в искусстве, режиссёр уверенно ответила: «Правила в искусстве есть, но я стараюсь им не подчиняться.
 Документальное кино в наше время незаслуженно уступает коммерческому. Для меня же  это более свободный вид киноискусства, т.к. он требует меньше затрат, а значит, меньше зависит от государства или частного заказчика, с  которым я всегда стараюсь найти консенсус и при этом не предать своих идей, не изменить  своему мировоззрению на тот период: оно  у меня тоже меняется с каждым новым фильмом. По натуре я, как и моя героиня, в жизни и в  искусстве – борец.
Я от каждого нового  фильма, как моя героиня, жду внутренних перемен: для меня не существуют границы эволюции сознания. А значит, для меня нет  никаких клише в киноискусстве.
В этом году мы  Вам покажем ретроспективу французских фильмов. Я рада сегодня представлять Францию в моём фильме, который обошёл уже пол-Европы. Надеюсь,  он заразит  ташкентских зрителей своим творческим  вирусом. Тем более, что с первых часов пребывания в Узбекистане мне показался ваш народ, как и здешний климат, очень тёплым. Я благодарна организаторам III-го международного кинофорума «Золотой гепард» за такую счастливую возможность – вновь представить в Узбекистане вне конкурса  моё  документальное кинотворчество и вам,  зрителям, благодарна  за  активный обмен мнениями после завершения показа моего фильма. Мои фильмы были показаны в Узбекистане и на предыдущих кинофорумах в 2011-12 гг. Поэтому я с вами не прощаюсь, а говорю до свидания, до новых встреч на гостеприимной узбекской земле!

В рамках программы  нынешнего международного кинофорума зрители посмотрели художественные фильмы французского производства: 
- «Три цвета: Синий» (1992), реж. Кшиштоф Кеслевский;
- «Летнее время» (2008), реж. Оливье Ассайяс; «Шахматистка» (2009), реж.Каролин Боттаро; короткометражный фильм «Будь что будет»(2012). реж. Максим Мэйерс.
Европейское кино с французским «лица необщим выраженьем»  показалось очень интересным и разнообразным. Его счастливо обошёл кризис сценариев со сплошными спецэффектами и ничего больше, характерным для Голливуда. Оно  смотрится легко, как читается хорошая книга.  Одновременно французское кино западает в сознание зрителей не только своей эмоциональной наполненностью, общечеловеческими проблемами дефицита общения и взаимопонимания людей, но и философским осмыслением жизни и притяжением высокого классического искусства. Значит,  не всё в современном мире и  кинематографе – зеркале жизни  - сводится к бесконечному потреблению, обогащению и жажде наживы.
Значит, можно надеяться, что «задача нынешнего кинофорума – камертона правды и лжи, слабости и  силы, ломки старых стереотипов в искусстве, одновременно зрелищном и философском, –  как заметил А.А. Хакимов, - даст реальный  импульс национальному кинематографу многообразной и глубокой палитрой мирового кино и заодно привлечёт молодёжь в кинотеатры. Мы готовы  заимствовать зарубежный опыт, чтобы поднять национальный уровень нашего кинематографа».

Гуарик Багдасарова










Комментариев нет :

Отправить комментарий