воскресенье, 27 октября 2013 г.

ЖИВАЯ ЖИЗНЬ. Выбранные места из переписки с ведущим библиотекарем АХЛ НГУ А.Ф. Побединой





«Культура – это соответствующий эпохе уровень интеллектуального развития 
человека, обеспечивающий его способностью ориентироваться в окружающем социальном 
хаосе, отыскивая собственный путь»
Х. Ортега-и-Гассет.


***
«Так пусть же долг мой честно платит
 больная совесть, а не страх.
Да будет мне всю жизнь распятьем
 горчинка хвои на губах.
Да не погаснет надо мною
 непреходящий свет вины,
 как над сибирскою тайгою
 кайло извечное луны»

А. Файнберг. Сибирь.


"Оазис культуры" – так часто называют абонемент художественной литературы Научной библиотеки Новосибирского государственного университета (АХЛ НБ  НГУ) многие поколения университетских читателей. Здесь можно получить литературу на дом и позаниматься в небольшом красивом читальном зале с его особой «художественной» атмосферой. Можно полистать популярные журналы, познакомиться с литературными новинками, получить квалифицированную консультацию библиотекаря.
Вниманию читателей представлена мировая классика и современная литература, лучшие серии русской и зарубежной прозы и поэзии. На абонементе собраны годовые подписки отечественных литературно-художественных журналов, начиная с 60–70-х годов ХХ века по сегодняшний день.
Подсобный фонд абонемента насчитывает более 50 тысяч томов. Большая его часть находится на стеллажах со свободным доступом, что важно для любителей чтения. Прекрасное собрание книг по искусству представлено в 7 разделах и насчитывает более 5 тысяч томов. Это собрание включает в себя альбомы, являющиеся образцами полиграфического искусства, а также коллекцию миниатюрных книг. Наиболее ценные издания выдаются только для работы в зале.
Традиционные книжные выставки, посвященные различным областям искусства, погружают читателей в определенную эпоху, знакомят с интереснейшими страницами мировой культуры, создают "живую" картину мира. Сотрудники отдела разрабатывают интересную рекламную информацию для читателей. Тематические выставки и расширенные просмотры литературы пользуются заслуженной популярностью у студентов и преподавателей университета. В настоящее время отдел представляет на сайт библиотеки выставки нового типа – виртуальные.
В 2000 году на абонементе художественной литературы была создана видеотека. Основу коллекции составили отечественные художественные и образовательные фильмы: экранизации произведений мировой классической литературы, записи театральных спектаклей; фильмы, посвященные поэтам «серебряного века», цикл "По музеям мира" и другие фильмы. В последующие годы фонд абонемента значительно пополнился отечественными художественными и учебными кинофильмами на кассетах и компакт-дисках.
В 2010 году абонемент художественной литературы перешел на современную электронную систему книговыдачи, дающую новые возможности для расширения и совершенствования услуг в библиотечно-информационном обслуживании читателей. Использование новых технологий в культурно-просветительной деятельности отдела развивает культурное пространство литературно-музыкальных вечеров, творческих встреч, лекций, книжных выставок и вернисажей.
         Время летит быстро. Здесь пятнадцать  лет назад я обрела своих близких друзей по духу – культурологов -  Ю.В. Лихачёву и ведущего библиотекаря  А.Ф. Победину; заведующую  отделом – Е.И. Ваганову; библиотекаря Ольгу Аникину и  зам. директора библиотеки (НБ НГУ) Людмилу Дистанову. Здесь я неоднократно участвовала в вечерах поэзии, посвящённых ташкентским страницам жизни  и творчества А. Ахматовой и её  близкому окружению (А.Ф. Козловскому, Ф.Г. Раневской, Е.С. Булгаковой, Н.Я. Мандельштам, Ксении Некрасовой), армянским поэтам Г. Нарекаци, О. Туманяну, А. Исаакяну,  Г. Эмину, С. Капутикян;  русским поэтам «серебряного века» А. Блоку, М. Цветаевой, О. Мандельштаму, Н. Гумилёву и классикам  советской эпохи – А. Тарковскому, Н. Заболоцкому. Б. Пастернаку, Е. Евтушенко, А. Вознесенскому, Г. Тюрку.
Наша переписка с моими новосибирскими друзьями  длится  с 2000 года. Часть  её была опубликована в моей книге: «Жизнь в свете бытия.  Диалоги любви в письмах» (Т., 2008). Не скорректированные на чужой взгляд и официальной цензурой, эпистолярные произведения проясняют нравственный климат рубежа XX-XXI вв. порой ярче, нежели пространные эпопеи. С высоты 21 столетия мы расцениваем мемуары – эпическое описание 20-30-х годов Н.Я. Хазиной-Мандельштам словами М. Поливанова: «Она заглянула в зрачки зверю-веку и склеила своею кровью позвонки двух столетий»[1].
Переписка   с российскими друзьями -  бесспорно, благотворно  скажется на росте   культурного   и духовного  потенциала  соотечественников,  будет содействовать   расширению и упрочению  литературных, культурных, творческих связей Узбекистана и России.
***
ГУАРИК:

***
Алла, слушаю твой аудиодиск с волшебной музыкой и молитвами, читаю не совсем и во всём мне понятную книгу - "Новую землю... и новое небо (по сути)" и постепенно заполняю вакуум, образовавшийся внутри после отъезда из Академгородка, многое переосмысливаю и пытаюсь понять в пережитом с новой точки зрения. Своим новым настроениям ищу подтверждение в  стихах Баха Ахмедова:
***
 Все знают, как звучит хлопок двух ладоней.
 А как звучит хлопок одной ладони?
 Дзенский коан.
 Как звучит хлопок одной ладони?
 Так же, как стихи, в которых нету слов.
 Разум в океане света тонет,
 Оставляя разума весло.
 А хлопок ладони будет длиться.
 Тает в пустоте неслышный звук.
 Небо, словно чистая страница,
 Где ни встреч, ни боли, ни разлук.

С новым настроением готовлюсь к своему творческому вечеру в доме-музее М. Ашрафи в Ташкенте. Буду читать другие стихи, по возможности, и идти в одиночестве с утраченными иллюзиями, оставленными за последним порогом к новым духовным берегам.
Вчера была в молодёжном театре, слушала песни на стихи Тимура Зульфикарова в исполнении Ирины Ванн - это было очень проникновенно.
Чем ты сейчас занята, что читаешь? Привет нашим общим друзьям!
9 10 10

***
Привет! Скоро полночь. Хочу тебе на ночь почитать стихи, которые мне сегодня попали на глаза совершенно случайно вместе с другими бумагами. Шахид Балхи, ученик Рудаки, 10 в. (в переводе Е. Бертельса):
***
"Учёность и богатство - нарцисс и роза - вместе никогда они не распускаются. У кого есть учёность - нет богатства, у кого есть богатство - учёности мало".
 ***
О, знание, как мне отказаться от тебя? Ты лишено цены, и вся цена от тебя. Пусть не будет у меня сокровищ без тебя, пусть лучше такая же жалкая жизнь, но с тобой.
Для образованного человека достаточная свита - его образованность, а неуч со свитой в тысячу человек - одинок".
         Всё это звучит поразительно современно. В подтверждение этой истины "аифовцы" ("АиФ") говорят: " Нравственность - неконвертируемая валюта". А ты согласна с этим? 
         В моей комнате распустился букет из пяти роз. Я их сегодня рано утром срезала в махалле. Зрелище необыкновенное, аромат тонкий, божественный. Что они символизируют? По крайней мере, точно скрашивают моё одиночество. Спокойной ночи!

АЛЛА:



Спасибо, Гуарик! Чудесные слова, я нашла много созвучных и любимых мыслей! Как сущность религий едина, так и мудрость -  источник един при всем богатстве оттенков! Пишу коротко, у нас суета, готовимся к Юлиному вечеру:  армянский дудук, русская поэтесса Майя Шеремеева. Тебя не хватает. Спасибо за поздравления с маминым самым великим праздником.
Алла с добрыми пожеланиями.
9 05 2003
***
Милая Гуарик! Радуюсь, читая твои  поэтичные статьи! Всей душой откликнулась на твою статью (эссе),  проникновенную, написанную с тонким пониманием поэзии Файнберга   и поэзии вообще, с любовью и какой-то внутренней силой[2]! Да, для меня большая радость чувствовать, как растет твоя душа и твой дар восприятия и слова. Вторая статья о фестивале бардов понравилась не меньше…  В ней другое настроение, чудесное настроение единения с людьми и природой. Целую.  Твоя Алла.
***
Милая Гуарик! Какая же ты молодец!!! Браво, браво, пиши, пиши еще, пиши так же проникновенно и вдохновенно, как сейчас! Тебе есть что сказать! Не хочется писать рецензию Я уверена: ты знаешь, я оценила все бесчисленные достоинства твоего эссе об А. Файнберге. Замечательное чтение – чтение, которое доставляет радость! Чего же большего желать? Какое одобрение может быть больше, чем это: я испытала большую радость, читая твои возвышенные стихи поэта.
Читала ли ты «Россию распятую» И. Глазунова? Читала ли ты Э. Толле «Новая земля», «Сила настоящего», «Практика», «Голос тишины», особенно «Новую землю»? Есть на ozone.ru.
         Высылаю тебе статью о саммите в Канаде с участием Э. Толле. Читая его книги, я не подозревала о мировой его известности. Э. Толле находится на второй строчке списка 100 самых влиятельных духовных лидеров современности за 2012 год после Далай-Ламы XIV по версии журнала Watkins' Mind Body Spirit.
         С каким восторгом я восприняла  известие о работе с детьми, обучение детей осознанности, умению понимать свои чувства, эмоции и правильно их выражать.
Твоя Алла, с любовью.
6 10 09

***
Гуарик, привет! Прости, что сразу не смогла ответить. Сайт «Культура.Уз»  посмотрела, всё мне было очень интересно, всё очень понравилось. Еще больше прониклась чувством, что твой  творческий вечер  26 10 12 с друзьями  - презентация пятой книги «Есть лишь путь…» был удивительным, неповторимым, действительно  волшебным. И ты такая красивая - в чудесном наряде!..
***
Дорогая Гуарик! Прочитала твое письмо  и подумала с радостью: «Какое чудо!»  «Жизнь может быть полна благословений, если знаешь, как получать их»*.  Благословенна женщина-поэт!.. Твоя любовь, твоя благодарность людям объединила  всех -  в книге,  в духе и на вечере. Замечательное единство!  Единение в  любви к искусству, в радости прославлять красоту жизни, красоту духа... «Любовь – это божественные материнские руки, и когда объятия открыты, каждая душа падает в них»*. Я счастлива, что вы все вместе смогли создать атмосферу чуда, которое всегда происходит с участием  Неба… Поздравляю! Обнимаю.
Алла, с любовью
27 10 12
***
ГУАРИК, всегда восхищаюсь твоей способностью трудиться! Люблю Ксению Некрасову (годы жизни?), к 100-летию вышел фильм о ней и много статей:
«Вам посчастливилось встречаться с творчеством нашей землячки - поэтессы Ксении Некрасовой? Неужели нет? Автор фильма Анатолий Омельчук познакомит вас с необыкновенной судьбой поэтессы с Ирбитских Вершин! Едва ли вы слышали, что о Ксении Некрасовой упоминал великий Михаил Пришвин, как о человеке, душа которой парит в красоте?! Вас удивит, что о ней упоминали Анна Ахматова? Корней Чуковский? Надежда Мандельштам? Знает ли гениальную Ксению Некрасову в ее родной деревне? Помнят ли ее? Феномен Сибири? Явление самой природы? Ее первозданное творчество ценили Асеев, Щипачев. Слуцкий, Евтушенко! Невероятно! А мы не знаем! Понимала ли сама Ксения Некрасова свою самобытность? Свою гениальность? Есть у нее строчки: «Я долго жить должна, я  - часть Руси!». О загадках и тайнах судьбы и поэзии родниковой чистоты Ксении Некрасовой -- фильм Анатолия Омельчука «Невеста человечества».
http://www.youtube.com/watch?v=rIL5e4wMWkU  фильм «Невеста человечества».

«Спустя годы в фильме «Невеста человечества» фантазией режиссёра Марины Тугариновой буквализированы и обрели дополнительную прелесть многие поэтические образы К.Некрасовой. Некрасовские, алтынайские места сняты сочно и нежно. С ощущением первооткрывателя представляя зрителям речку, берёзовые колки, старую изгородь, облака, «озеро с отпитыми краями». Вот так же, словно первой на земле начала писать стихи, Ксения Некрасова воскликнула однажды открывшемуся небу — «великий немой!». - 

Ксения Некрасова — золушка русской поэзии http://www.oblgazeta.ru/culture/11372/
Она умерла на восьмой день после того, как получила наконец комнатку в Москве. От инфаркта. «Осиновый кол в груди моей. Сердце всё в синяках...». Слишком многое было пережито. Смерть первенца. Муж, потерявший в годы войны рассудок. Вынужденная разлука и со вторым сыном, тем самым Кирюшенькой: не имея своего угла, Ксения отдала сына на время в детский дом, а на одной из встреч он не признал маму... «Невеста человечества» — фильм-реквием. Поэтесса, мыкавшая горе и горести, среди которых непризнание — самое горшее, оставила нам мир родниковой, младенческой чистоты. «И хоть сто раз живи — нагляденья нет глазам...».
К счастью, в соавторах-собеседниках А. Омельчука по фильму — люди, влюблённые в творчество Ксении Некрасовой. Литературный критик Леонид Быков. Сотрудники Музея писателей Урала ХХ века. Земляки-алтынайцы. Поэт Дмитрий Шеваров и художник Илья Глазунов. Даже о поведенческих несуразностях поэта, склонности к мистификации собственной судьбы (например, нет доказательств, подтверждающих работу К.Некрасовой на Уралмашзаводе) они говорят с пиететом к человеку, который видел мир не так, как мы. Как ребёнок.
«Я долго жить должна.
Я часть Руси...
Ручьи сосновых смол
В моей крови» —
писала Ксения Некрасова. Подчас — с вопиющими грамматическими ошибками, потому что писала, как слышала. Но кто ещё так величественно-житийно мог бы сказать: «Я пальцем тронула рассвет...»?
Её мало знают. Её помнят те, кому благословлено это. Но авторы фильма хотят, чтобы Золушка русской поэзии вышла, наконец, из пространства забвения. Фильм планируется показать в Сухом Логу 10 августа, приурочив показ ко Дню города. Единственная тревога: среди обычных по такому случаю шоу, вроде конкурса колясок или забега на каблуках, не потерялся бы этот кинорассказ о женщине-Поэте, что носила на груди ожерелье из натуральной фасоли...


«Лежали листья на земле, // Как слова несоставленных песен...»
 «Опечатала печатью слез я божий дар из вышних слов…»
Ксения  Некрасова

«День осенний,
Обнажая замыслы растений,
Удлиняя мысли человечьи,
От земли до неба
встал перед людьми»
Ксения Некрасова 
Алла, с любовью.                 
14 10 13

ГУАРИК:
О Ксении Александровне Некрасовой (1912-1958) я впервые услышала от Э.Г. Бабаева и потом от И. Глазунова (он приходил к нам в Московский университет на Воробьёвых горах). Впоследствии  подолгу сидела в библиотеке А.Н. Некрасова на Тверском бульваре, изучала, перечитывала вдоль и поперёк её единственный прижизненный сборник простых, нерифмованных, на первый взгляд,  наивных, но  с глубоким философским подтекстом стихов. Где-то среди черновиков лежат мои «заметки на полях» об этой книге. Она ведь  жила в Ташкенте во время эвакуации рядом с А. А. Ахматовой,  Н.Я. Мандельштам, Е.С. Булгаковой и Эдуардом Бабаевым. По воспоминаниям Бабаева,  о ней А. Ахматова говорила, что такие стихи, какие пишет Ксения Некрасова, может писать только она, и никто другой.
Мой  Учитель, профессор кафедры русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ, научный руководитель моей  выпускной работы,   рассказал уникальный эпизод, который потом вошёл в его книгу «Воспоминания», изданную посмертно его дочерью Елизаветой  Бабаевой[3] и подаренную мне с автографом: «Дорогой Гуарик с любовью ко всему, что нас связывает» (25 01 2002).
Как-то вечером в Ташкенте Ксения Некрасова впервые  читала свои стихи у Анны Ахматовой в присутствии Вл. Липко и Нины Пушкарской. Это были именно те стихи, которые звучат в фильме  «Ксения, птица небесная»:
«Лежало озеро с отбитыми краями…». А. Ахматова оценила первую строчку стихов  «как драгоценность». Тогда Э. Бабаев понял, что рифма не так обязательна в стихах.
Сидели допоздна. Вл. Липко и Э. Бабаев вызвались проводить Ксению  домой до улицы Аккурганской, где она остановилась у своих друзей. Бедно и даже нелепо одетую, её украшал подаренный почитателями её таланта красивый шёлковый веер с чёрными драконами, который она не выпускала из рук. Ночью осенней в  южном тылу было темно, не горели фонари, окна домов были изнутри занавешены тёмными шторами. Было достаточно боязно, так как по Ташкенту ходили слухи о прыгунах-грабителях, у которых на башмаках колодки с пружинами. Они, как драконы, могли перелететь через изгороди, заборы,  дувалы или даже крыши низких приземистых домов.
Чтобы отогнать страх, Эдуард Бабаев стал насвистывать мелодию английской солдатской песенки, входившей тогда в моду: «Зашёл я как-то в кабачок – фу-фу-фу – вино там стоит пятачок --- фу-фу-фу». Вл. Липко подхватил мотив: «Прощай и друга не забудь ---- фу-фу-фу – Твой друг уходит в дальний путь – фу-фу-фу…». Ксения Некрасова топала своими грубыми башмаками с ушками,  дирижировала китайским веером и, кажется, даже подпевала или присвистывала: «фу-фу-фу…». А когда они пришли на улицу Аккурганскую, где жили её друзья, она церемонно поблагодарила их за прогулку и сказала: «В Китае есть предание, что свист разгоняет драконов».
На улице XXI век. Общественный транспорт, в основном, работает до 20 часов: 21-я маршрутка и 33-й автобус в это время уже не ходят. Ночь в Ташкенте, как и более полувека назад, в начале осени всегда наступает внезапно. Мои соседи пенсионного возраста по этой причине редко выезжают куда-либо из дома,  на ночь глядя. Я частенько  поздно,  по нынешним не менее опасным временам, возвращаюсь домой мимо братских могил по бывшей Волгоградской улице, ныне Чопанатинской, где по одну сторону находится Мемориал воинского кладбища, открытого в 1975 году на месте захоронения полутора тысяч воинов, погибших в госпиталях Ташкента, глубокого южного тыла на фронтах Великой Отечественной войны, а по другую - заброшенные дома с тёмными пустыми окнами, и только пару фонарей бледно горят на всём протяжении целой остановки. В этот момент  я  включаю  спасительный маленький китайский фонарик на батареях, подаренный мне  моей приятельницей Е.И. Абаловой и бормочу себе под нос: «Фу-фу-фу…» в память о счастливой прогулке трёх поэтов по ночным ташкентским улицам. Время и пространство в истории культуры,  искусства и литературы, в частности, непрерывно и бесконечно: то, что было вчера и отмечено  живой жизнью людей и их художественного воплощения, будет волновать современников будущего спустя сто и двести лет.
Нам очень важно сегодня осознавать, как, может быть, никогда: пережитое становится фактом культуры и истории только после того, как оно записано.
20 10 13





[1] Хазина-Мандельштам Н.Я., вдова поэта О. Мандельштама, умерла в 1988 г. Её мемуары были опубликованы в «Юности» в 1989 г.
Цитирую по книге: Победина А. «Избери Любовь, Любовь!» - Новосибирск, 2012. Глава «Любовь-Бог». С. 120
[2] Багдасарова Г. Поэты не только приходят – они остаются. – www.Kultura.uz
[3] Бабаев Э. Вечер с чёрными драконами. – В книге «Воспоминания» - СПБ: ИНАПРЕСС, 2000. С. 158

Комментариев нет :

Отправить комментарий