Борис Пастернак (29 января (10 февраля) 1890 – 30 мая
1960) – крупнейший русский поэт XX-го столетия. Чтобы понять его
творчество, необходимо рассмотреть его
на фоне противоречивой исторической эпохи, иначе наше восприятие будет
произвольным и поверхностным. Мы не
сможем до конца его разгадать, как не хотели это сделать его современники в силу официальной государственной тоталитарной идеологии.
Опустим биографические подробности жизни литератора и обратимся к переломным моментам его
творческой биографии, связанным с созданием романа «Доктора Живаго» и стихам
его главного героя, составившим самостоятельный поэтический цикл во всех стихотворных сборниках Б. Пастернака – это 25
лирико-философских стихов, заглавному из
которых («Гамлет») было посвящено
интересное исследование проф. Н. Миркурбанова[1].
Поэтический путь Б.Л. Пастернак начал в 20-ые годы. Широкую
известность ему принесла книга стихов «Сестра моя – жизнь» (1922), посвящённая
М. Лермонтову. Позднее выходят сборники «Темы и вариации», роман в стихах
«Спекторский», поэмы о первой русской
революции «Девятьсот пятый год» и
«Лейтенант Шмидт», которые всецело одобрили Марина Цветаева и Максим Горький, каждый на свой лад.
Проникновенным лиризмом и духом
социалистического строительства отличался последующий сборник «Второе рождение»
(1932).
Вторая мировая война застала Б. Пастернака в подмосковном посёлке Переделкино и потом
вынудила его эвакуировать в Чистополь на Каме. Летом 1943 г . ему удаётся в
составе писательской бригады выехать на
фронт: он участвует с патриотическими стихами в литературных сборниках, газетах
«Красная звезда» и «Красный флот».
Все послевоенные годы
Б. Пастернак занимается
переводами из грузинской (Т. Тобидзе), армянской (Аветик Исаакян), узбекской поэзии (Алишер Навои), драм Шекспира, «Фауста» Гёте и многих стихов Шандора Петефи.
В 1956 г .
выходит очередной том его стихов с автобиографическим очерком «Люди и
положения». Циклом «Когда разгуляется» (1956-1959) завершается поэтический путь
Б. Пастернака с их проникновенным финалом «Единственные дни», который
свидетельствует о том, что в жизни поэта ничего значительней и возвышенней
Любви не было:
«И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день,
И не кончается объятье».
1959
Поэзия Пастернака в равной мере живописна и музыкальна,
очень динамична и метафорична, богата ассоциациями. Она полна звуковых
аллитераций, стремительного натиска образов, стихийного потока красок и напора света. Она всегда волнует читателей в любом
возрасте своей естественной интонацией. Она завораживает нас прозрением
природы, благоговением перед чудом жизни и чувством благодарности к ней. Пастернак
смог передать в пейзажных и любовных стихах сокровенную ценность всего живого особой
неповторимой манерой: тут «образ входит в образ» и «предмет сечёт предмет».
Тютчевское
удивление перед «божьим миром» не покидало Пастернака до самой его кончины. Парадокс заключается в том, что, несмотря на кажущуюся прозрачность его поэзии, откровенное стремление автора к
простоте выражения, «раскованному синтаксису», сцепленью схожих звуков в строке, она сложна в
восприятии глубинных потаённых мыслей и чувств творца. Их можно разгадывать всю жизнь, и в их числе
поэтическую канву романа «Доктор Живаго» (1946-1953).
«Пастернаком надо переболеть – не так, как корью или гриппом, не ради
иммунитета, а так как болеют высокой идеей, мучаясь от невозможности до конца
постигнуть…» (А. Филиппов)[2] – быть может, тогда он
откроется нам до конца. Анна Ахматова писала о нём: «Он, сам себя сравнивший с
конским глазом, косится, смотрит, видит, узнаёт…».
Роман «Доктор Живаго» охватывает
события с 1903 по 1929 гг. Он повествует
о сложной судьбе русской интеллигенции в
переломную эпоху. Главным в романе является «путь возвращения»:
«И через
много-много лет
Твой голос
вновь меня встревожил…»
Получив отказ из редакции журнала «Новый мир», куда
был отдан роман, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому
издательству. Выход романа за рубежом и последующее присуждение Нобелевской
премии (от которой Пастернак отказался) вызвало со стороны политических и
литературных деятелей резкое осуждение
его творчества. Пастернаку предложили покинуть страну – он отказался,
мотивируя тем, что не мыслит себя вне Родины - России.
Чувство «исторической порчи» привело Пастернака с 1936 г . почти к полному
разрыву с официальной литературной средой.
В 1946
г . 17 сентября на общемосковском собрании писателей в
Доме учёных А.А. Фадеев[3] предупредил, что «безыдейная аполитичная поэзия Пастернака не может служить идеалом для
наследников великой русской поэзии». В своём докладе «Наши идейные противники
«генеральный секретарь СП А.А. Фадеев резко осудив Пастернака за «отход от
жизни», употребил безошибочный «полемический приём» тех лет – ссылку на
панегирические статьи о нём в зарубежной прессе.
На эти выпады Пастернак отвечал Нине Тобидзе 4 декабря 1946 г . :
«Милая Ниночка, осенняя трепотня меня ни капельки не
огорчила. Разве кто-нибудь из нас так туп, чтобы сидеть и думать – с народом он или не с
народом». И в другом письме от 21 марта 1947 г . он писал Н. Тобидзе:
«Мне кажется. На этот раз сговорились меня слопать. Вы
знаете, как легко это у нас делается. Я себя чувствую объеденным с головы и с
хвостика, как селёдка»[4].
Поэт дорого заплатил за преследование
и массовое огульное осуждение его творчества. Весной 1960 г он заболел раком
лёгких и умер в яркий весенний день 30
мая, не расставаясь с пером (работал над пьесой «Слепая красавица»). Похоронен
в Переделкино. Его роман в России был издан в 1988 г . спустя тридцать лет после
выхода его в свет за рубежом.
Стихи в романе – главного героя Юрия
Живаго – посвящены Ларе. Под этим псевдонимом скрывалась Ольга Ивинская – последняя любовь Б.
Пастернака. Она вошла в жизнь Пастернака в 1946 г ., когда писателю было
56 лет, а ей – 34 года, и о ней он
говорил: «Оля – это золотое солнце, олицетворение жизнерадостности и
самопожертвования… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские
дела».
О. Ивинская работала в журнале «Новый мир», там и
познакомилась с Б. Пастернапком. Она была наполовину полька и на четверть
немка, страстно увлечена поэзией
Пастернака и сама писала стихи. У Ольги от двух её бывших мужей остались дети – Ира и Митя. Она дала почитать
тетрадку своих стихов Борису
Леонидовичу, после чего он написал: «Я не хочу, чтобы вы когда-нибудь плакали
обо мне. Но наша встреча не пройдёт даром ни для вас, ни для меня». Не прошла.
Это он ей посвятил свои знаменитые стихи, ставшие популярным романсом:
«Мело, мело по
всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…»
***
Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком». -
Четырнадцать лет,
проведённых вместе, дадут великого позднего Пастернака – с циклом стихов
«Когда разгуляется…», с романом «Доктор Живаго» и письмами-признаниями в любви:
«Это всё ты, Лелюша! Никто не знает, что это всё ты, ты водила моей рукой,
стояла за моей спиной – всем-всем я обязан Тебе, - писал Б. Пастернак О.
Ивинской. Они оба дорого заплатили за
эту любовь: Ольга дважды была арестована, в первый раз в 1949 г . за связь с
неблагонадёжным поэтом. Б. Пастернак перенёс инфаркт. Но когда она выйдет из тюрьмы
в 1953 г ,
он не захочет с ней встретиться, боясь
увидеть постаревшую незнакомую женщину. Но они снова случайно увидятся и снова бросятся в объятья друг друга, их
роман возобновится с новой силой. А. Ахматова сказала о Б. Пастернаке:
«Божественный лицемер».
Полюбив Ивинскую, Пастернак продолжал жить на два дома, на две семьи, на две дачи – «большой» в Переделкино, где обитала Зинаида
Николаевна, хранительница очага, и
«малой», что сняла Ольга Всеволодовна, его Муза, Душа и Любовь: «И манит
страсть к разрывам».
Его конец приблизила травля. Ольга Ивинская, узнав о
смерти Пастернака 30 мая 1960
г . в шесть
утра, тотчас явилась на «большую» дачу
проститься с ним.
Ивинскую вторично арестуют осенью 1960 г . за «контрабанду» (гонорары Пастернака из-за границы).
Она получит восемь лет лагерей. Её дочь Ирина – три года. Впоследствии напишет
книгу «В плену у времени» об их романе с Б. Пастернаком. Умерла 4 марта 1995 г ., на треть века пережив своего
возлюбленного.
Судьба произведения должна отличаться от судьбы
писателя. Она должна быть самостоятельной и более счастливой, чем судьба
его творца. Пастернак жил и выжил в ту тоталитарную эпоху, когда идеология постаралась разрушить художника в человеке и
поработить в нём личность.
Читатели в романе «Доктор Живаго» узнали ранее знакомый по поэзии целостный мир
Пастернака и его лирического героя без мелочной суеты. Творчество Пастернака –
это постижение гармонии мира, пусть даже через его дисгармоничность и выражение
этой гармонии. В прозе поэт решал ту же задачу, что в своей жизни и в стихах: отыскать человеку место в едином
меняющемся мире, в котором превыше всего нравственная оценка героя. Сам поэт
никогда не пробивался к государственной кормушке, никого не отталкивал и всуе
не осуждал – это была счастливая особенность его воспитания, характера и таланта. В этом было
оправдание жизненного предназначения Б. Пастернака. И потому имя его остаётся в
литературе, а не в её истории.
Для Б. Пастернака
библия есть не только книга с твёрдым текстом, сколько записная тетрадь
человечества: что такое всё вековечное? Оно жизненно не тогда, когда оно
обязательно, а когда оно восприимчиво ко всем уподоблениям, которыми на него
озираются исходящие из прошлого века. Б. Пастернак любил и ценил живую суть
исторической символики, на которой поэты, художники построили огромное гнездо, слепленное из
земли и неба, жизни и смерти и двух времён, наличного и отсутствующего. Этому миру мешает развалиться
сила сцепления, заключающаяся в сквозной образности всех его частиц, в данном
случае: Христос-Гамлет-Пастернак.
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Аве Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль,
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один. Всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти»
1946
Именно в этой
нравственной всепобеждающей цепочке вековой
духовной преемственности заключается смысл и значение стихотворения «Гамлет» Б.
Пастернака. Только таким путём может распространяться дальнейшая энергия
жизненного порыва. Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей
природе и самим фактом своей идеальной реальности она непосредственно
утверждает объективное существование Бога как истинной личности. Всё остальное
– «от лукавого…».
Гуарик Багдасарова
[1] Опубликовано на сайте
«Культура.Уз» (Н. Миркурбанов) 01 11 13
[2] Предисловие к
двухтомнику Б. Пастернака «Миры» - Тула,
1993. С. 5
[3] А. Фадеев застрелился днём 13 мая 1956 г . на своей даче в
Переделкино, написав за 5 минут до смерти письмо в ЦК КПСС – что в нём было – миру до сих пор
неведомо.
[4] Борисов В. . Пастернак Е. Материалы к творческой
истории романа. - //Новый мир, №6, 1988.
Гуарик, благодарю за статью. "Все, что было, все, что живо..." Еще раз ожили в памяти и жизнь, и произведения Пастернака; и то, как мы изучали все это, и наши разговоры об этом в общежитии, на семинарах... Очень важно обращаться к таким вехам снова и снова - душа получает новый импульс. Будем жить! Удач тебе в твоем творчестве!
ОтветитьУдалить