Примечательным
культурным событием в жизни узбекской столицы (12 05 14) стал восьмой традиционный концерт памяти
народного артиста Уз, лауреата Государственной премии Куркмаса Мухитдинова.
Родившийся
в 1946 году в городе Янгиюле, певец получил высшее вокальное образование в
Московской Государственной Консерватории в классе профессора Давида Гамрекели.
Более чем 30 лет нес свое выдающееся мастерство Куркмас Мухитдинов на сцене
ГАБТ имени А. Навои, вдохновенно исполняя весь ведущий басовый репертуар. Его
безвременный уход из жизни в 2007 году стал тяжкой утратой для всей
многоплановой культуры нашей страны.
Зрители
тепло встречали не только известных любимых солистов ГАБТа – Рахима
Мирзакамалова, Георгия Дмитриева, Марину Полякову, Джабраила Идрисова,
Раду Смирных, но и талантливых студентов
Ольги Александровой – лауреатов и дипломантов международных
конкурсов Нурали Эгамбердиева, Джабраила
Идрисова, Джахонгира Султанова и многих других.
Концертмейстеры
Виктория Балаянц, Людмила Слоним, Нилуфар Сабитова, Лилия Гильманова, Элнура
Абдуллаева, Татьяна Шахворостова внесли свой подвижнический вклад в памятный вечер, подняв его на высший уровень откровения, которое возможно только в
безвозмездном служении искусству – показали разнообразное по стилистическим
краскам ансамблевое единство с певцами.
Режиссёром
и ведущим этого замечательного концерта стал заслуженный работник культуры Уз
А. Е. Слоним, у которого многое в жизни
и творчестве связано с Куркмасом Кучкаровичем – от плодотворного сотрудничества
в искусстве – до сорокалетней дружбы. О многих ярких эпизодах из творческой биографии выдающегося артиста рассказал на вечере
Андрей Евсеевич.
Куркмас Мухитдинов в своей творческой
деятельности всегда стремился к новизне, старался привнести в любое дело, каким
бы он ни занимался, свежую струю. Его имя «Куркмас» в переводе с узбекского — «Не знающий
страха». Куркмас Мухитдинов один из первых на узбекской сцене ГАБТ имени А.
Навои воплотил в концертной программе образ Бориса Годунова из одноимённой оперы русского
композитора-новатора М.П. Мусоргского (1839-1881).
Он
не побоялся быть первым узбекским исполнителем таких выдающихся партий как
Борис Годунов, Петр Первый, Базилио, граф Альмавива, Раймонд, король
Филипп и многих других. Достойное место
в репертуаре певца занимали произведения узбекских композиторов М. Ашрафи, М.
Бурханова, С. Юдакова и др. Многие из них впервые звучали в его исполнении.
- Куркмас
Мухитдинов увлеченно и с полной отдачей работал во многих спектаклях, которые
мне довелось поставить на сцене ГАБТ имени А. Навои, - доверительно рассказывал А. Е. Слоним на протяжении
концертной программы. Это – и «Свадьба Фигаро», где он воплотил
полный юмора и тонкости психологизма образ Графа Альмавивы, и «Алеко» С.
Рахманинова где певец предстал в образе
мудрого Старого Цыгана, и «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти – здесь Куркмас
Кучкарович блистал в образе старого рыцаря Раймонда, жаждущего остановить
пустой разгул жестокости.
Весьма
интересным был и наш опыт по воплощению композиции по опере М. Мусоргского
«Борис Годунов», которую мы назвали «Достиг я высшей власти…». Куркмас
Кучкарович воплотил там образ царя Бориса – полный противоречий, трагический,
масштабный…
А
в экспериментальной работе над постановкой авторской оперы узбекского
композитора Нуриллы Закирова «Путь к Трону» по мотивам шекспировских трагедий –
Мухитдинов предстал сразу в трёх образах – призрака отца Гамлета, преступного
короля Клавдия и честолюбивого Макдуфа. А сколько интереснейших
концертов-композиций мы воплотили с его участием, сколько больших и малых
вечеров подготовили и осуществили в честь выдающихся деятелей оперы, театра,
литературы!
Будучи
директором театра имени А. Навои, К. Мухитдинов одним из первых в республике
внес в работу коллектива элементы рыночных отношений. И на этом пути он сделал
немало для развития театрального искусства. Когда он возглавил кафедру вокала и оперной
подготовки в Государственной консерватории Уз, то довольно смело перестроил
работу и очень активно способствовал выявлению молодых талантов в узбекском
оперном и исполнительском искусстве. И далеко не случайно, что за эти годы
многие солисты узбекского оперного театра стали заметны не только у себя на
родине, но и далеко за ее пределами, стали обладателями Гран-при или заняли
призовые места.
Помимо
того, что Куркмас Кучкарович был великим певцом, он был замечательным педагогом
и наставником. Особой его поддержкой пользовались одаренные студенты. Он ценил
талант и делал все для его развития. Этот замечательный артист с уникальным
голосом, педагог, воспитавший несколько поколений вокалистов и артистов
драматического театра, навсегда
останется в памяти и сердцах его коллег
и учеников. Куркмас Мухитдинов всегда любил делиться своим опытом и давать
советы. Он старался передать все свое мастерство, свои безграничные навыки
своим ученикам. Будучи солистом оперы в Государственном Академическом Большом
театре имени Алишера Навои, профессором Государственной Консерватории
Узбекистана, а также педагогом по вокалу в актерских школах театра «Ильхом» и
Академического Русского Драматического театра Узбекистана, он всегда находил
время для тех, кто был не равнодушен к
музыке.
В
программе памятного концерта прозвучали произведения любимых композиторов К.
Мухитдинова: В.А. Моцарта, Дж. Верди, А. Скарлатти, Ж. Массне, Дж. Россини, Г.
Доницетти, М. Глинки, Т. Садыкова, М. Ашрафи,
А. Бабаджаняна, В. Бакалейникова. В этом разнообразии стилей и штрихов –
верность творческим заветам Куркмаса Мухитдинова – исполнителя могучей образной
силы и тончайшего чувства стиля.
Завершился
концерт блистательным исполнением Песни и Частушек Варвары из оперы выдающегося
современного композитора Родиона Щедрина «Не только любовь» заслуженной артисткой Уз Ольгой Александровой
под удивительно органичный аккомпанемент сложной партии на фортепиано
Татьяны Шахворостовой. Своей самоотверженной педагогической и артистической
деятельностью на сцене ГАБТ имени А. Навои Ольга Алексеевна свято продолжает
внедрять в жизнь высокие идеалы,
завещанные её высокоталантливым супругом, молодым и начинающим певцам принципы классической вокальной школы оперного искусства.
Нельзя
не сказать о подобранных с большой точностью видеофрагментах «живых» исполнений
К. Мухитдиновым ярких произведений – Монолога Царя Бориса, рассказа Раймонда и
«Персидской Песни» А. Рубинштейна – с её рефреном-призывом к настоящей гармонии
души: «О, если б навеки так было!», особо трогательно воспринятых
переполненным залом…
Прошедший концерт был
назван А.Е. Слонимом «Даром-приношением» светлой памяти народного артиста Узбекистана
К. Мухитдинова не только его непосредственных учеников разных национальностей,
но уже их детей из славных семейных
артистических династий. Вечер памяти реально
на практике подтвердил культурную
преемственность поколений и сохранение лучших классических традиций оперного
искусства в нашей стране и был высоко оценён громкой неумолкающей овацией
и морем цветов от благодарной ташкентской публики за доставленное
эстетическое удовольствие.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий