«Мне очень дорог этот вечер потому, что
на эту сцену спустя 27 лет после первого
приезда в Ташкент выйдет один из лучших исполнителей авторской
песни Алексей Брунов из Санкт-Петербурга. Впервые он появился вместе с другими песенниками-романтиками первого
мая 1987 г. с концертом в столичном Доме знаний. С тех пор мы навсегда подружились:
в новом времени он остался тем же лириком, с открытой чистой душой. Он ездит по
всему свету, неся с собой дух
неистребимой романтики в песнях Б. Окуджавы, Ю. Визбора и других известных
бардов, стоявших у истоков авторской
песни. Лауреат Грушинского фестиваля и фестиваля "Петербургский
аккорд" гастролировал в США,
Канаде, Германии, Бельгии, Дании, Чехии, Израиле, Австралии, Новой Зеландии. Сегодня
он здесь у нас, встречайте Алексея Брунова!»
- такими словами открыла концерт питерского гостя на
сцене ДК работников МВД 20 05 14 замдиректора по работе с общественностью
Академического русского драматического театра
Уз Ирина Юрьевна Хилкова.
На сцену вышел поседевший «молодой»
человек 63-х лет и с первых аккордов на гитаре перенёс публику в переполненном зале в те огульно названные «застойные
времена», которые для старшего поколения и лично для исполнителя авторской
песни на самом деле были самыми
счастливыми и свободными.
Алексей Борисович
Брунов родился 10 августа 1950 г. в Ленинграде. Профессию инженера-геолога и инженера-геофизика он
совмещал с радиожурналистикой. Авторской песней занимается с начала 70-х годов,
когда он вошёл в Ленинградский КСП
"Меридиан". С 1974 г. он выступал с сольными программами, а также в
дуэтах с Вячеславом Вахратимовым, Галиной Богдановской, Николаем Простаковым. Лауреат
многих фестивалей авторской песни 70-80-х годах, а также знаменитого Грушинского фестиваля, с 1986 года
- постоянный член жюри этого фестиваля. В
90-х годах был музыкальным руководителем ансамбля "Арбатская шпана –
лауреатов 3-го Всесоюзного фестиваля
авторской песни в Киеве. Статистика утверждает, что А. Брунов сольно и в
составе дуэтов и ансамблей дал около полутора
тысячи концертов.
В этот раз
гость из Питера отдал дань юбилярам - двум
любимым авторам стихотворно-музыкальных произведений – Юрию Визбору (20 06 1934- 17 09 1984) и Булату Окуджаве (9 мая 1924-12 июня 1997) – основоположникам
авторской песни. Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра
русской авторской песни (наряду с В. Высоцким и А. Галичем), который вскоре развили барды и который с появлением
магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал
своё направление.
Юрий
Визбор - автор-исполнитель песен (бард), киноактёр,
журналист, писатель, сценарист, поэт, один из основоположников жанра авторской
песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более трёхсот песен. Ю. Визбор, согласно имеющимся
сведениям, ещё в студенческие годы сочинил свою первую песню «Мадагаскар». В
начале 1950-х МГПИ был одним из центров нарождавшегося жанра самодеятельной,
или авторской песни, и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра.
В это время в МГПИ учились Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр
Фоменко, Юрий Коваль. К периоду учёбы относятся десятки его ранних песен, в том
числе гимн МГПИ-МПГУ. Всего за 33 года им было написано более 250 песен и
более пятидесяти песен на его стихи положены на музыку другими композиторами.
На концерте
творчество Визбора было представлено, по
выражению исполнителя из Санкт-Петербурга, самыми «пронзительными» песнями, в которых другой подход автора к
жизни и иная интонация, чем у Булата, но схожее проникновение в чужую профессию
моряков, шахтёров, навигаторов, лётчиков, альпинистов. Среди них прозвучали: «Шесть
баллов бьёт на сопках… ", "Чукотка", «Тува», «Ты
у меня одна», «Три минуты тишины», песни
о войне…
Оба барда наряду со многими другими тематическими циклами – ещё
и авторы «домашних» песен о Москве: один
прославил Арбат, другой – Сретенку, - заметил
Брунов и подтвердил эту
закономерность, в частности, песней Ю. Визбора о детях войны: «И плывут
в тех морях корабли с парусами в косую линейку» («Вот такая в те годы была
униформа московских окраин»).
Есть ещё много других параллелей в их
творчестве, но объединяет их одно важное качество, отличающее
от моря «самодеятельной песни». Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир
Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Владимир Баграмов – авторы таких
стихотворно-музыкальных произведений, которые выражают характер-судьбу,
создают свой самобытный художественный
мир, законченную систему образов. Они несут определённую нравственную концепцию, а
не только рисуют отдельные, более-менее интересные, трогательные или забавные
людские черты и житейские ситуации. Этот распространённый недостаток особенно характерен для многих молодых современных «постмодернистов» в поэзии и
авторской песне.
В концертной
программе в Ташкенте прозвучали «Песенка об Арбате», «Полночный троллейбус»,
«Часовые любви», «До свидания, мальчики», «По смоленской дороге», «Живописцы», «Песенка о старом, больном,
усталом короле (который отправился завоёвывать чужую страну, и о том, что из этого
получилось)» и многие другие из золотого фонда Булата Окуджавы.
А. Брунов подчеркнул весьма плодотворный
творческий союз Булата Окуджавы с
композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из
которых — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце
пустыни»), песенка кавалергарда из
кинофильма «Звезда
пленительного счастья», романс «Любовь и
разлука» («Нас венчали не в
церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная
шляпка».
В концертной
программе песни сопровождал непредвзятый искренний комментарий исполнителя: признание
ностальгической любви к песням Б. Окуджавы, его трогательные воспоминания о
посещении Б. Окуджавы в подмосковном Переделкине. А. Брунов пересказал короткие
эпизодические беседы с поэтом-песенником, писателем-историком, автором романа о
декабристах «Бедный Авросимов», книг, основанных на историческом материале начала 19 века: «Путешествие дилетантов»,
«Свидание с Бонапартом» и сатирической повести
«Похождения Шипова» об одном
эпизоде из жизни Л. Толстого.
Перед ними и его друзьями в неофициальной обстановке заново раскрывался сын репрессированных в 1937-38 гг. и только в 1956 г. посмертно реабилитированных родителей-коммунистов - Шалвы Степановича Окуджаваы, грузина, известного партийного деятеля, и Ашхен Степановны Налбандян, армянки, родственницы известного армянского поэта Ваана Терьяна.
Бывший фронтовик, солдат-миномётчик, прошедший ад Второй мировой войны, Б. Окуджава не скрывал взглядов убеждённого пацифиста, не приемлющего насилие ни в каком виде. Он искренне говорил, что «война может быть Отечественной, но Великой – никогда». В песнях последних лет - как остросоциальной «Я выселен с Арбата» и особенно антивоенной «Если ворон в вышине» - автор, используя простонародные обороты и словечки в русле фольклорной песни, вместе с тем очень серьёзно продолжает говорить с нами сегодня о самой жгучей проблеме современности.
Перед ними и его друзьями в неофициальной обстановке заново раскрывался сын репрессированных в 1937-38 гг. и только в 1956 г. посмертно реабилитированных родителей-коммунистов - Шалвы Степановича Окуджаваы, грузина, известного партийного деятеля, и Ашхен Степановны Налбандян, армянки, родственницы известного армянского поэта Ваана Терьяна.
Бывший фронтовик, солдат-миномётчик, прошедший ад Второй мировой войны, Б. Окуджава не скрывал взглядов убеждённого пацифиста, не приемлющего насилие ни в каком виде. Он искренне говорил, что «война может быть Отечественной, но Великой – никогда». В песнях последних лет - как остросоциальной «Я выселен с Арбата» и особенно антивоенной «Если ворон в вышине» - автор, используя простонародные обороты и словечки в русле фольклорной песни, вместе с тем очень серьёзно продолжает говорить с нами сегодня о самой жгучей проблеме современности.
В концерте песни
органично перемежались с песенными стихами Маэстро и ещё раз убеждали
слушателей, насколько они (стихи и песни)
в своей простоте близки народным и одновременно ярко личностны, поэтому
адресованы не, вообще, массовому
слушателю, а каждому из нас индивидуально. Вот поэтому многие в зале не только
слушали, но и напевали себе под нос «песни, вошедшие в состав нашей души» (Э.
Рязанов).
Ирония и
самоирония, то открыто, то уходя в подтекст, в интонацию, в какое-нибудь
словечко или междометие, - существенный компонент песенного творчества Б.
Окуджавы. Никогда не впадая в дидактичность, Б. Окуджава и Ю. Визбор по сей
день внушают нам простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности и
милосердии…
Давно улеглись
страсти, бушевавшие вокруг имени Булата.
Десятки песен Окуджавы прозвучали с экранов кино в 80 кинофильмах (один только
«Белорусский вокзал» режиссёра А.
Смирнова чего стоит!). Записанные на грампластинки и переписанные на компактные диски, они вошли в спектакли и
радиопередачи, и в целом, в достояние не
только одной РФ, но всего бывшего Союза.
Это нестареющее песенное наследие в 90-летний
юбилей Маэстро подтверждает несомненные музыкальные достоинства и
высокий уровень мелодического
исполнительского дара Б. Окуджавы. Многие современные исполнители-
профессионалы И. Кобзон, Т. Доронина, Г. Великанова, Ж. Бичевская, Е.
Камбурова, Татьяна и Сергей Никитины по-разному интерпретируют сегодня песни Б.
Окуджавы. Некоторые так называемые «самодеятельные» авторы комично пытаются подражать Булату. А. Брунов
этого, к счастью, не делает. Он поёт своим
доверительным баритоном, призывая относительно стабильную аудиторию любителей
авторской песни сегодня, как тогда, при жизни Маэстро: «Давайте понимать
друг друга с полуслова…».
И
благодарная ташкентская публика отвечала
«Давайте!» незатихающей овацией. Эти добрые слова дороги всем, кто ценит
подлинное человеческое общение, которому
так верно служит хорошая авторская песня.
Двадцать счастливчиков смогли во время антракта
приобрести диски А. Брунова с записью песен Ю. Визбора («Я всю память листаю»),
«Всему времечко своё», «Ностальгия», «Видно нечего нам больше скрывать…», «Избранное»
и другие.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий