среда, 7 мая 2014 г.

Впервые в Ташкенте - рок-видео-опера «Ван Гог»





 Впервые 06 05 14 в Ташкенте Ансамбль Omnibus  (Узбекистан) под управлением дирижера Вимбаи Казибони (Зимбабве, США)  в  Органном зале Государственной консерватории Узбекистана представил рок-видео-оперу "Ван Гог" (композитор Майкл Гордон, США).


Я шла на представление с тревожным чувством, боясь разочарования. Во-первых, потому что очень люблю живопись Ван Гога и знакома с ней в оригинале по обширной экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва) со студенческих лет – середины 70-х годов, проведённых в Москве. Текст либретто был составлен Гордоном на основе писем Винсента Ван Гога своему младшему брату Tlusteheo. Это, конечно, вызывало особый интерес к содержанию оперы, но было непонятно, как авторы смогли совместить несовместимое: эпистолярный письменный жанр, молчаливый изобразительный вид искусства – живопись и самое кричащее явление  в современной музыкальной культуре – рок-оперу?
Современный рок представляет собой  панораму различных направлений и стилей – от крайне авангардного до столь же крайне консервативного. Есть группы, продолжающие традиции классического рока, что мне ближе по душе. Есть и представители тяжёлого - хард-рока. Они соединяют разнокультурные пласты «встык»: евангельские тексты, простой ударный ритм и мелодии известных песен и танцев. Рок характеризуют широкие тембровые возможности электроинструментов. Но главное качество рока – непрерывный творческий поиск – остаётся неизменным. Этот феномен второй половины прошлого века современной музыкальной культуры предназначен для  особой адресной аудитории, преимущественно молодёжи. Он смог объединить  молодых людей нашей планеты  даже сильнее, чем традиционные религиозные песнопения.
В этот вечер Органный зал Государственной консерватории Узбекистана заполнили молодые музыканты, искусствоведы, деятели культуры, работники СМИ и просто поклонники лёгкой музыки. Их привела сюда  неутолимая жажда  неповторимой новизны и высокого пилотажа от  концертов ансамбля Omnibus. Ансамбль  известен в Узбекистане и за рубежом  новаторским подходом к исполнению не только  западноевропейской и этнической классики, но и шедевров ультрасовременной музыки. К ним, по единодушным оценкам ташкентских зрителей,  по праву можно отнести оперу,  написанную в 1991 году американским композитором Майклом Гордоном (1956 г.р.), одним из основателей ансамбля  Bang on a Can. Его хорошо знают у себя на родине в США и в Европе, а теперь и в Узбекистане. Он награждён фондом  Гуггенхайма, Национальным  фондом искусств, Фондом  современных исполнительских искусств и Американской академии искусств и литературы. Эта опера исполнялась в Вене и Нью-Йорке и впервые - в доработанном  и дополненном переоркестровкой варианте (2003) -  у нас в Ташкенте.
По словам музыкального критика Алекса Росса, музыка вобрала в себя  бешенство панк рока, взволнованный блеск фри джаза и непримиримый классический модернизм. Разрушая все категории, музыка Майкла представляет противоречие загадочного самоанализа с грубой прямотой.
Вот что сам композитор говорит о своём музыкальном проекте:
- Я начал сочинять оперу «Ван Гог» из-за своей абсолютной любви и одержимости к письмам Винсента Ван Гога, написанных его брату Тео. Я совершил путешествие в Нидерланды и Южную Францию, Арль и Сен-Реми-де-Прованс, чтобы узнать и почувствовать атмосферу, где творил художник.
Я начал работать над этими песнями в конце 1980-х годов. Первым я сочинил Боринаж,  и сам обычно её пел. Пьеса развилась до театрального представления с совместной работой видеоартиста Элиота Каплана, и её ранняя презентация называлась «Видео-опера Ван Гог». Я всегда любил это произведение и его запись – это всё, о чём я мог только мечтать: фанк, страсть и ясность».
Действительно, музыка рок-оперы, построенная на минимализме художественных выразительных средств, благодаря бешеной динамике развития основной темы и внутренней  духовности каждого аккорда, с самого начала и, особенно, в заключительной части «Сен Реми» звучала пространно и возвышенно. Интерьер Органного зала консерватории с его цветными витражами, органом, высоким потолком и отличной акустикой давал возможность каждому зрителю перенестись  в  лечебницу, расположенную в бывшем монастыре Сен-Реми. Мы  не только слышали вибрацию колоколов: их имитировал музыкант с помощью тросточки, касавшейся  автомобильных дисков,  но и полноценно ощущали себя в храме, где исповедально звучали голоса трёх солистов: Виолы Мусаджанова (сопрано), Анвара Турдуматова (тенор) и Шавката Жумаева (бас) от имени Ван Гога:
- Дорогой Тео, все эти дни я ни с кем не разговариваю, лишь спрашиваю про обед и кофе. Вот так. Но одиночество не беспокоит меня, потому что я нашёл яркое солнце, и его эффект на окружающую природу такой всепоглощающий. Я не думаю о судьбе. Этой самой ночью я напишу ещё одну картину и переживу эту ночь. Я более не владею собой, и картины приходят ко мне сами, как во сне».
Винсент Ван Гог прожил короткую и трудную жизнь. Он любил людей и хотел служить им своим искусством, - но его картины  нигде не выставлялись и никем не покупались. Он мечтал о художественном объединении – колонии единомышленников, - но был бесконечно одинок. Он стремился к материальной независимости, но вынужден был существовать на средства брата. Пожалуй, ни у кого из художников конца ХIХ столетия – времени необычайно сложного и противоречивого – раздвоенность, расхождение мечты и действительности не принимали такого резкого трагического характера. Натуры более цельные и физически здоровые, умевшие отдаться социальной борьбе или отрешиться от окружающей несправедливости, выдерживали, противостояли обстоятельствам или разочарованиям. Ван Гог не выдержал. Он застрелился, когда ему было тридцать семь лет. «Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка», - написал он перед смертью брату Тео.
Назначение видеоряда  в рок-опере:  не просто проиллюстрировать живописное  творчество главного и единственного героя –  мастера мировой живописи Ван Гога, но суметь показать  трагедию выдающегося французского импрессиониста  – его взлёты и падение, приступы безумия и преданное безрассудное служение до последнего вздоха одной лишь Музе - Живописи. По  признанию автора видеопроекта, одного из инициаторов создания ансамбля «Омнибус» и продюсера Международного фестиваля музыки и визуальных искусств (2006-2011) Сухроба Назимова,  он хотел также показать современный мир глазами художника Ван Гога.
По мнению большинства зрителей, видеоряд оказался чрезмерно разнотемным, временами даже конъюнктурным, перенасыщенным политическими реалиями и рекламными штампами, без чувства меры и поэтому часто не только противоречил музыкальной концепции спектакля, но  даже мешал его восприятию. Над этим ещё можно и нужно поработать, чтобы  достичь органического слияния с музыкой не только  в оригинальном техническом решении – кинетическом искусстве «поп-арт», но и образно-оценочном, содержательном аспектах, близких живописному миру Ван Гога.
Особую ответственность  за  успех спектакля, подтверждённый бурной овацией и благодарными отзывами  публики по его окончании, взял на себя молодой американский дирижер,  родом из  Зимбабве, Вимбайи Казибони с первой репетиции. Не всё сразу получалось: «Музыка прекрасная, но достаточно сложная для исполнения, - откровенно признался лауреат международного конкурса гитаристов в Израиле (2008 г.) Андрей Галаян. -Но после нескольких репетиций нам удалось достичь полного взаимопонимания с дирижёром,  говорящим, кстати, только на английском языке. За его спиной  выступления в таких странах как Австралия, Австрия, Германия, Нидерланды, Новая Зеландия, Филиппины, Южная Африка, Объединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Узбекистан и теперь ещё намечены гастроли  в Кыргызстане. Он выступал в самых престижных концертных залах мира, таких как Карнеги Холл, Концертный зал имени Уолта Диснея, Oper Frankfurt, Deutschlandfunk и Hessischer Rundfunk.
Играть под руководством такого дирижёра очень почётно и ответственно. В настоящий момент господин Казибони является участником программы Fullbright Fellow в Ташкенте, где он тесно сотрудничает с современной Центральноазиатской музыкальной группой Omnibus Ensemble». 
В исключительно сложных условиях, когда европейской культуры коснулась волна антигуманизма и безверия, когда начали ставиться под сомнение высокие нравственные идеалы, Ван Гог сохранил любовь к жизни, глубокую человечность. Он служил своей музе самоотверженно, бескорыстно, до конца. Рок-видео-опера «Ван Гог» оставила глубокий светлый след в сознании зрителей, направляя их к великой цели и высоким достижениям. Эта цель открыта не нами. Она состоит в изучении Человека, художника, творца, в поддержке и направлении его выступлений в защиту гуманизма, в формировании в сознании любого человека прекрасных созидательных черт. Отрадно, что впереди наших отечественных любителей рок-музыки ожидает не одна вдохновенная встреча с прославленным ансамблем Omnibus и его талантливым заокеанским дирижёром Вимбайи Казибони.


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий