Под
таким названием 09 10 16 по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского,
главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии
Православной
церкви состоялся музыкально-поэтический вечер, посвяшённый 145-летию Ташкентской
и Узбекистанской епархии и пятилетию
Среднеазиатского митрополичьего округа.
Со вступительным словом выступил Высокопреосвященнейший Викентий:
- В
этом году мы отмечаем 145-летие Ташкентской и Узбекистанской епархии и пятилетие Среднеазиатского митрополичьего
округа, объединившего Ташкентскую и Узбекистанскую епархию с Казахстанской
епархией. Мы видим развитие полной церковной жизни под мирным небом на этой
азиатской земле, которая приносит радость и утешение, благополучие всем людям, проживающим здесь.
Усилим
наши труды и молитвы, чтобы свет Христова учения и впредь даровал нам чистоту и
святость… Пусть Любовь Господа хранит
нас, чтобы мы всегда жили в любви, согласии и взаимопонимании, в добрых делах,
обогащающих нас и готовящих нас к вечной жизни.
Благодарим
всех участников юбилейной концертной программы, артистов ГАБТ имени Алишера
Навои. Сегодняшний концерт имеет для
всех нас воспитательное нравственное значение в обретении добра, милосердия и
взаимного уважения друг к другу.
Ведущий и соавтор проекта (совместно с иеромонахом Аввакумом
(Назаровым) Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним поблагодарил Владыку Викентия и открыл концерт,
призванный выявить высшее духовное начало в романсах, песнях и поэзии:
-
В дни, когда мы
отмечаем 145-летие Ташкентской и Узбекистанской епархии, а также пятилетие Среднеазиатского митрополичьего
округа и, соответственно, пятилетие руководства этим округом и нашей епархией
Высокопреосвященного Владыки Викентия - очень важно обратить ваше внимание к непростым проблемам Бытия, затронутым в
нашей концертной программе. Многие
произведения прозвучат на вечере впервые
и были специально подготовлены в контексте общей концепции вечера.
А.Е.Слоним обратился к слушателям с призывом
обратить внимание на то, что как в поэзии, так и в романсовой драматургии тема
обретения Божественного душой - неизменно драматична, а порой и трагична.
Никогда и ни в чем не встретим мы слащаво-елейного явления Господа, Богоматери,
святых как бы "просто так", беспричинно и обыденно. Постижение Бога в себе и себя в Божественном
идет противоречивым путем, полным сомнений, ошибок, борьбы со страстями и
соблазнами. На этом пути неизбежны трагические потери близких, утраты светлых
объектов земной любви, несоответствия просветленных грез суровой
действительности. И только постигнув суть этих перипетий и испытаний, душа
человеческая способна приблизиться лишь К ПОРОГУ постижения Божественного,
чтобы далее, открывая в себе новые и новые свойства, укрепляясь в испытаниях и
перипетиях - познать истинное просветление.
В вечере приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: Заслуженная
артистка Узбекистана Ольга Александрова;
лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов Рахим Мирзакамалов,
Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Надежда Банделет; музыкальный руководитель и
концертмейстер – Людмила Слоним.
Духовная поэзия и
музыка как вид искусства и литературы в настоящее время звучат довольно редко в
концертных залах, по радио и на телевидении. Прошедший вечер можно назвать
эксклюзивным. Концертная программа потребовала не только много душевных сил
и творческой самоотдачи от артистов, но
и от самих слушателей для напряжённого сосредоточенного восприятия духовных
высот в музыке и поэзии.
Русское классическое
искусство своеобразно раскрывает суть
полноты христианских истин, которые открывают верующему человеку Евангелие
и Церковь. Оно являет нам свои духовные переживания, молитвенные порывы и
размышления как зеркало состояний человеческой души, ищущей прорыва к Свету
сквозь тернии испытаний. Вот уже на протяжении целого тысячелетия развития
русской истории и культуры как музыка,
так и поэзия отражают духовное состояние современного общества и обогащают нашу
с вами жизнь и сегодня - в XXI веке.
В
программе прозвучали редко исполняемые вокально-музыкальные произведения
митрополита Серафима (Чичагов): «Хочу молиться!..» (дуэт
Лятифе
Абиевой и Надежды Банделет). Этот своеобразный «пролог»
участники вечера посвятили самому Владыке Викентию, пятилетний срок руководства
которого Среднеазиатским митрополичьим округом и нашей Ташкентской и
Узбекистанской епархией – также отмечался в эти дни. И это выразительное
произведение, и последующие пьесы для
фортепиано митрополита Серафима (Чичагова): «Нет успокоения», «Мольба», «Крик души» в
утончённой выразительной сдержанной интерпретации Людмилы Слоним зрители
слушали на одном дыхании, и всем казалось, что их сочинитель в конце нотной
записи ставил многоточие, так много ему ещё хотелось сказать до его безвременной трагической гибели в 1937
году.
Впервые
Н. Банделет проникновенно исполнила
романс Н. Метнера на стихи Ф. Тютчева «О, вещая душа моя!..»; Г. Свиридова на стихи А. Блока «Икона»; С. Рахманинова на стихи А. Плещеева – из И.-В.
Гёте «Молитва». В романсе Н. Метнера "О, вещая душа моя!" ощущается
как бы поступь Странника, постукивание его посоха - и осмысление им высшей сути
земного существования Человека. У С.
Рахманинова постижение Бога идет через преодоление смятений духа, через борьбу
с мраком, через осознание одиночества - а затем через стремительный взлет
ввысь, чтобы в течение краткого
мгновения земной жизни узреть и осознать встречу с Высшим... Эти романсы
объединяет исходная религиозно-философская лирика, простота формы и
психологическая глубина содержания – все эти нюансы духовной вокальной музыки
смогла донести до зрителей Н. Банделет.
Лятифе
Абиева заставила полюбить оперу даже тех, кто до сих пор
не созрел для этого,- признался один из зрителей Александр Курышев, - так талантливо и доходчиво она исполнила предсмертную арию Марфы из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» и столь же выразительно - романс
П. Чайковского на стихи Вл. Соллогуба «Скажи, о чём в тени ветвей…».
Анастасия
Юдина по-своему трогательно передала романс «В минуту жизни трудную…» П. Булахова
на стихи М. Лермонтова. Своим исполнением она
заставила вспомнить зрителей о том, что автор возвышенных стихов сам был одарён удивительной музыкальностью
– он играл на скрипке, фортепиано, пел,
сочинял музыку на собственные стихи и в последний год жизни положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню»,
ноты которой, к сожалению, не дошли до нас. Эта музыкальность проникла в стихи и прозу М. Лермонтова и помогает
нам и сегодня за внешним язвительным
балагуром-острословом в петербургских
великосветских салонах и в
компании своих гвардейских товарищей увидеть и услышать совсем другого человека, по
воспоминаниям поручика Мамацева,
узнавшего его на Кавказской войне: «Когда он
бывал задумчив, что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно
выразительным, серьёзно-грустным…». Специалисты считают гениального
и так рано погибшего, бессмертного и навсегда молодого Михаила
Лермонтова самым, может быть,
религиозным поэтом в русской литературе первой половины XIX века
– это ярко проявилось в исполненном романсе:
В минуту жизни
трудную
Теснится ль в
сердце грусть:
Одну молитву
чудную
Твержу я
наизусть.
Есть сила
благодатная
В созвучье слов
живых,
Идышит
непонятная
Святая прелесть
в них.
С души, как
бремя, скатится
Сомненье далеко
–
И верится, и
плачется,
И так
легко-легко…
В просветлённой,
устремленной ввысь молитве на стихи М.Лермонтова русский композитор П.Булахов, написавший
этот романс уже после кончины поэта, услышал в его драматургии и предчувствие
трагической дуэли, и даже роковой Выстрел (уже не Мартынова, а самой Судьбы -
неотвратимой и жёсткой). Анастасия Юдина своим проникновенным исполнением смогла,
бесспорно, донести до зрителей не только противоречия мятущейся натуры поэта,
но и противоречия и растерянность
мятущегося «золотого» века, соединяющего противоположные крайности –
кромешный мрак и Божественный свет,
влечение к демоническому началу и молитвенную устремлённость к Творцу.
Стихи армянского поэта-символиста Аветика Исаакяна обрели вторую жизнь в
переводах В. Брюсова, А. Блока, А. Ахматовой, А. Кушнера, П. Антокольского,
музыкальной обработке С. Рахманинова («Ивушка» в переводе А. Блока) и Г.
Свиридова («Изгнанник» в переводе А. Блока). Анастасия Юдина, к общей радости
зрителей, вновь вдохновенно исполнила
полюбившийся всем одновременно светлое и печальное произведение Г. Свиридова
«Изгнанник», в котором мать молилась о своём сыне в далёком краю. Многие
зрители во время проникновенного
исполнения Анастасии Юдиной молились вместе с ней о своих близких.
Заслуженная артистка
Узбекистана Ольга Александрова, как
всегда, взволновала публику своим
драматическим исполнением (благодаря её красивому меццо-сопрано и
неизменно присущей певице экспрессии выражения чувств!), романсов Г. Свиридова на стихи А. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…» и на стихи С.Есенина
«Отвори мне, страж заоблачный…», а также С.Рахманинова на стихи Д. Ратгауза «Проходит всё…» и П. Чайковского на стихи Д. Ратгауза
«Снова, как прежде, один…».
Публика с трепетным восторгом приняла духовные песни П. Чайковского
«Легенда» (стихи А. Плещеева), С. Рахманинова
на стихи Д. Мережковского «Христос воскрес!..» и Г. Свиридова (стихи А. Блока) «Богоматерь в
городе», в исполнении Рахима Мирзакамалова и долго не хотела
его отпускать со сцены. У П. Чайковского все его творчество пронизывает
преодоление темных роковых сил, поисков
непростых ответов на тягостные вопросы. А вот у Г. Свиридова явление
Божественного человеку - особое таинство. В его знаменитой "Богоматери в
городе" в исполнении Р. Мирзакамалова зрители физически ощутили плывущий над темным
и мрачным городом облик Матери Божьей, ведущей за руку Сына... Эти произведения
донесли до нас особую атмосферу Серебряного века, полную смелых духовных
исканий в поэзии и музыке.
Явление Пушкина
замечательно как редчайший пример духовного восстания из бездн религиозного
вольнодумства к вершинам христианского видения мира. Такой же путь прошли
многие его потомки – от «лирического бормотания» – к глубинам духовного и лирического переживания.
Это высшее духовное начало многоголосо и разнообразно прозвучало в романсах, песнях
русских классиков и лирико-философских стихах А. Слонима на концерте в епархии
(«Троица», «Он мог явиться в блеске славы…», «Предсказание», «Странница», «Внемлите, не простившие меня!..», «А будет
так…»).
Когда-то Александр Блок
проницательно заметил:
«Двадцатый век… Ещё бездомней,
Ещё страшнее
жизни мгла
(Ещё чернее и
огромней
Тень Люциферова
крыла).
Отрадно, что Андрей
Слоним вместе со зрителями, побывавшими на концерте в епархии, выносит другой,
более оптимистичный вердикт нашей противоречивой современности:
Нет, будет так…
В движеньях вещества
Царят не конь и не трава забвенья.
Свершаются стремленья и движенья
Порывом и сомненьем существа.
Пусть лёгкой болью ноет голова,
Но в каждом дне размерностью и
сроком
Над Бытия стремительным потоком,
Как прежде, станет шелестеть
листва.
Да будет так! Ведь жизнь – всегда
права…
«Таким образом, -
заключил А.Е.Слоним, - вот почему в драматургии нашего вечера так непрост,
тернист, драматичен и непредсказуем путь постижения Бога в себе и себя в
Божественном. Но прорыв ввысь и к свету - это высшая награда тем, кто сумеет
познать себя в этих испытаниях и сохранит в них высшие свойства души
Человеческой».
Программа вечера,
несомненно, была крайне непростой, нетривиальной, заставляющей слушателей
глубоко вдумываться в исполняемые, порой незнакомые, произведения. Тем более
отрадно было ощутить понимание публикой этого сложного сплетения стилей и
восприятий мира – и порадоваться горячему приему слушателями этого необычного вдохновенного
музыкально-поэтического вечера, устремляющегу душу ввысь.
Гуарик
Багдасарова
Фото:
М. Левкович
Комментариев нет :
Отправить комментарий