понедельник, 10 октября 2016 г.

«Возвышающая музыка, возвышающее слово…»




Под таким названием 09 10 16 по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа Викентия в  конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии
Православной церкви состоялся музыкально-поэтический вечер, посвяшённый 145-летию Ташкентской и Узбекистанской  епархии и пятилетию Среднеазиатского митрополичьего округа.



    Со вступительным словом выступил Высокопреосвященнейший Викентий:
         - В этом году мы отмечаем 145-летие  Ташкентской и Узбекистанской  епархии и  пятилетие Среднеазиатского митрополичьего округа, объединившего Ташкентскую и Узбекистанскую епархию с Казахстанской епархией. Мы видим развитие полной церковной жизни под мирным небом на этой азиатской земле, которая приносит радость и утешение, благополучие  всем людям, проживающим здесь.
Усилим наши труды и молитвы, чтобы свет Христова учения и впредь даровал нам чистоту и святость… Пусть  Любовь Господа хранит нас, чтобы мы всегда жили в любви, согласии и взаимопонимании, в добрых делах, обогащающих нас и готовящих нас к вечной жизни.
Благодарим всех участников юбилейной концертной программы, артистов ГАБТ имени Алишера Навои. Сегодняшний концерт имеет  для всех нас воспитательное нравственное значение в обретении добра, милосердия и взаимного уважения друг к другу.
    Ведущий и соавтор проекта  (совместно с иеромонахом Аввакумом (Назаровым) Заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним поблагодарил Владыку Викентия и открыл концерт, призванный выявить высшее духовное начало в романсах, песнях и поэзии:
- В дни, когда мы отмечаем 145-летие Ташкентской и Узбекистанской  епархии, а также пятилетие Среднеазиатского митрополичьего округа и, соответственно, пятилетие руководства этим округом и нашей епархией Высокопреосвященного Владыки Викентия - очень важно обратить ваше внимание  к непростым проблемам Бытия, затронутым в нашей концертной программе.  Многие произведения прозвучат  на вечере впервые и были специально подготовлены в контексте общей концепции вечера.
 А.Е.Слоним обратился к слушателям с призывом обратить внимание на то, что как в поэзии, так и в романсовой драматургии тема обретения Божественного душой - неизменно драматична, а порой и трагична. Никогда и ни в чем не встретим мы слащаво-елейного явления Господа, Богоматери, святых как бы "просто так", беспричинно и обыденно.  Постижение Бога в себе и себя в Божественном идет противоречивым путем, полным сомнений, ошибок, борьбы со страстями и соблазнами. На этом пути неизбежны трагические потери близких, утраты светлых объектов земной любви, несоответствия просветленных грез суровой действительности. И только постигнув суть этих перипетий и испытаний, душа человеческая способна приблизиться лишь К ПОРОГУ постижения Божественного, чтобы далее, открывая в себе новые и новые свойства, укрепляясь в испытаниях и перипетиях - познать истинное просветление.
В вечере приняли  участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова;  лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов Рахим Мирзакамалов, Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Надежда Банделет; музыкальный руководитель и концертмейстер – Людмила Слоним.
Духовная поэзия и музыка как вид искусства и литературы в настоящее время звучат довольно редко в концертных залах, по радио и на телевидении. Прошедший вечер можно назвать эксклюзивным. Концертная программа потребовала не только много душевных сил и  творческой самоотдачи от артистов, но и от самих слушателей для напряжённого сосредоточенного восприятия духовных высот в музыке и поэзии.
Русское классическое искусство своеобразно раскрывает суть  полноты христианских истин, которые открывают верующему человеку Евангелие и Церковь. Оно являет нам свои духовные переживания, молитвенные порывы и размышления как зеркало состояний человеческой души, ищущей прорыва к Свету сквозь тернии испытаний. Вот уже на протяжении целого тысячелетия развития русской истории и культуры  как музыка, так и поэзия отражают духовное состояние современного общества и обогащают нашу с вами жизнь и сегодня -  в XXI веке.

В программе прозвучали редко исполняемые вокально-музыкальные произведения митрополита Серафима (Чичагов): «Хочу молиться!..»  (дуэт
Лятифе Абиевой и Надежды Банделет). Этот своеобразный «пролог» участники вечера посвятили самому Владыке Викентию, пятилетний срок руководства которого Среднеазиатским митрополичьим округом и нашей Ташкентской и Узбекистанской епархией – также отмечался в эти дни. И это выразительное произведение, и последующие  пьесы для фортепиано митрополита Серафима (Чичагова):  «Нет успокоения», «Мольба», «Крик души» в утончённой выразительной сдержанной интерпретации Людмилы Слоним  зрители слушали на одном дыхании, и всем казалось, что их сочинитель в конце нотной записи ставил многоточие, так много ему ещё хотелось сказать до  его безвременной трагической гибели в 1937 году.


Впервые Н. Банделет проникновенно исполнила романс Н. Метнера на стихи Ф. Тютчева «О, вещая душа моя!..»;  Г. Свиридова на стихи А. Блока «Икона»;  С. Рахманинова на стихи А. Плещеева – из И.-В. Гёте «Молитва». В романсе Н. Метнера "О, вещая душа моя!" ощущается как бы поступь Странника, постукивание его посоха - и осмысление им высшей сути земного существования Человека.   У С. Рахманинова постижение Бога идет через преодоление смятений духа, через борьбу с мраком, через осознание одиночества - а затем через стремительный взлет ввысь, чтобы в течение краткого мгновения земной жизни узреть и осознать встречу с Высшим... Эти романсы объединяет исходная религиозно-философская лирика, простота формы и психологическая глубина содержания – все эти нюансы духовной вокальной музыки смогла донести до зрителей Н. Банделет.
Лятифе Абиева заставила полюбить оперу даже тех, кто до сих пор не созрел для этого,- признался один из зрителей Александр Курышев, - так  талантливо и доходчиво она исполнила  предсмертную арию Марфы из оперы Н. Римского-Корсакова  «Царская невеста» и столь же выразительно - романс П. Чайковского на стихи Вл.  Соллогуба «Скажи, о чём в тени ветвей…».


Анастасия Юдина  по-своему  трогательно передала  романс «В минуту жизни трудную…» П. Булахова на стихи М. Лермонтова. Своим исполнением она  заставила вспомнить зрителей о том, что автор возвышенных стихов  сам был одарён удивительной музыкальностью –  он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи и в последний год жизни положил  на музыку свою «Казачью колыбельную песню», ноты которой, к сожалению, не дошли до нас. Эта музыкальность проникла в  стихи и прозу М. Лермонтова и помогает нам  и сегодня за внешним язвительным балагуром-острословом в петербургских  великосветских салонах и  в компании своих гвардейских товарищей  увидеть и услышать совсем другого человека, по воспоминаниям поручика  Мамацева, узнавшего его на Кавказской войне: «Когда он  бывал задумчив, что случалось нередко, лицо его делалось необыкновенно выразительным, серьёзно-грустным…». Специалисты считают  гениального  и так рано погибшего, бессмертного и навсегда молодого Михаила Лермонтова самым, может быть,  религиозным поэтом в русской литературе первой половины XIX века – это ярко проявилось в исполненном романсе:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
Идышит непонятная
Святая прелесть в них.

С души, как бремя,  скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко-легко…

В просветлённой, устремленной ввысь молитве на стихи М.Лермонтова русский композитор П.Булахов, написавший этот романс уже после кончины поэта,  услышал в его драматургии и предчувствие трагической дуэли, и даже роковой Выстрел (уже не Мартынова, а самой Судьбы - неотвратимой и жёсткой). Анастасия Юдина своим проникновенным исполнением смогла, бесспорно, донести до зрителей не только противоречия мятущейся натуры поэта, но и противоречия и растерянность  мятущегося «золотого» века, соединяющего противоположные крайности – кромешный мрак  и Божественный свет, влечение к демоническому началу и молитвенную устремлённость к Творцу.
Стихи армянского поэта-символиста  Аветика Исаакяна обрели вторую жизнь в переводах В. Брюсова, А. Блока, А. Ахматовой, А. Кушнера, П. Антокольского, музыкальной обработке С. Рахманинова («Ивушка» в переводе А. Блока) и Г. Свиридова («Изгнанник» в переводе А. Блока). Анастасия Юдина, к общей радости зрителей,  вновь вдохновенно исполнила полюбившийся всем одновременно светлое и печальное произведение Г. Свиридова «Изгнанник», в котором мать молилась о своём сыне в далёком краю. Многие зрители во время  проникновенного исполнения Анастасии Юдиной молились вместе с ней о своих близких.
Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, как всегда, взволновала публику своим  драматическим исполнением (благодаря её красивому меццо-сопрано и неизменно присущей певице экспрессии выражения чувств!),  романсов Г. Свиридова на стихи А. Пушкина  «Роняет лес багряный свой убор…» и на стихи С.Есенина «Отвори мне, страж заоблачный…», а также С.Рахманинова  на стихи Д. Ратгауза «Проходит всё…» и  П. Чайковского на стихи Д. Ратгауза «Снова, как прежде, один…». 

Публика  с трепетным восторгом  приняла духовные песни П. Чайковского «Легенда»  (стихи А. Плещеева), С. Рахманинова на стихи Д. Мережковского «Христос воскрес!..» и  Г. Свиридова (стихи А. Блока) «Богоматерь в городе»,  в исполнении Рахима Мирзакамалова и долго не хотела его отпускать со сцены. У П. Чайковского все его творчество пронизывает преодоление темных роковых сил,  поисков непростых ответов на тягостные вопросы. А вот у Г. Свиридова явление Божественного человеку - особое таинство. В его знаменитой "Богоматери в городе"  в исполнении Р. Мирзакамалова  зрители физически ощутили плывущий над темным и мрачным городом облик Матери Божьей, ведущей за руку Сына... Эти произведения донесли до нас особую атмосферу Серебряного века, полную смелых духовных исканий в поэзии и музыке.
Явление Пушкина замечательно как редчайший пример духовного восстания из бездн религиозного вольнодумства к вершинам христианского видения мира. Такой же путь прошли многие его потомки – от «лирического бормотания» – к  глубинам духовного и лирического переживания. Это высшее  духовное начало многоголосо  и разнообразно прозвучало в романсах, песнях русских классиков и лирико-философских стихах А. Слонима на концерте в епархии («Троица», «Он мог явиться в блеске славы…», «Предсказание», «Странница»,  «Внемлите, не простившие меня!..», «А будет так…»).
Когда-то Александр Блок проницательно заметил:

«Двадцатый век…  Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).

Отрадно, что Андрей Слоним вместе со зрителями, побывавшими на концерте в епархии, выносит другой, более оптимистичный вердикт нашей противоречивой современности:

Нет, будет так…
 В движеньях вещества
Царят не конь и не трава забвенья.
Свершаются стремленья и движенья
Порывом и сомненьем существа.
Пусть лёгкой болью ноет  голова,
Но в каждом дне размерностью и сроком
Над Бытия стремительным потоком,
Как прежде, станет шелестеть листва.
Да будет так! Ведь жизнь – всегда права…

«Таким образом, - заключил А.Е.Слоним, - вот почему в драматургии нашего вечера так непрост, тернист, драматичен и непредсказуем путь постижения Бога в себе и себя в Божественном. Но прорыв ввысь и к свету - это высшая награда тем, кто сумеет познать себя в этих испытаниях и сохранит в них высшие свойства души Человеческой».
Программа вечера, несомненно, была крайне непростой, нетривиальной, заставляющей слушателей глубоко вдумываться в исполняемые, порой незнакомые, произведения. Тем более отрадно было ощутить понимание публикой этого сложного сплетения стилей и восприятий мира – и порадоваться горячему приему слушателями этого необычного вдохновенного музыкально-поэтического вечера, устремляющегу душу ввысь.

Гуарик Багдасарова
Фото: М. Левкович
       

    

Комментариев нет :

Отправить комментарий