воскресенье, 27 октября 2013 г.

Итоги 4-го международного Театрального фестиваля «Theatre.UZ-2013»



Открывая 20 10 13 долгожданный 4-ый международный театральный фестиваль, его инициатор художественный руководитель Молодежного театра Узбекистана Наби Абдурахманов приветствовал зарубежных гостей - писателя, публициста – Идо Нетаньяху (Израиль) и президента фестиваля «Авиньон ОФФ» Грега Жермена (Франция), а также спонсоров фестиваля - официальных представителей  Министерства по делам культуры и спорта, Фонда Форум, сообщества «Theatre.Uz» и  многочисленных  зрителей, ради которых в очередной раз было задумано и успешно проведено это уникальное событие в культурной жизни страны.


Наби Абдурахманов рассказал о работе над спектаклем «ХЭППИ ЭНД» с израильским писателем Идо Нетаньяху и  совместных проектах с «Балтийским домом» (Санкт-Петербург) в рамках фестиваля «THEATRE.UZ/2013». В заключение своего выступления он сказал:

Культура всегда была и остается неотъемлемым элементом жизни, наверное, поэтому каждое культурное событие в нашей стране приветствуется с таким трепетом. Открывая четвертый  Международный театральный  фестиваль «Theatre.UZ/2013» и предвкушая насыщенную событиями Неделю Искусств, можем пожелать нашим артистам и гостям фестиваля успешных выступлений,  творческого настроения и плодотворных результатов проделанной работы, которые определятся непосредственно самими зрителями.

 «ХЭППИ ЭНД», –  именно этим спектаклем по одноименной пьесе израильского драматурга Идо Нетаньяху был дан старт фестивалю. Совместный проект Узбекистан – Израиль подарил нам   возможность за два часа прожить жизнь целой исторической эпохи. Он не просто произвёл на ташкентских  зрителей и гостей столицы сильное впечатление, но вызвал  дискуссию, насколько актуальна тема «холокоста» («всесожжение»), затронутая в пьесе израильского драматурга в наше время.
Холокост – преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период существования фашистской Германии. В это время было уничтожено более 6 миллионов евреев: из них до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллионов советских евреев -  из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч – Румынии, 140 тысяч Германии, 100 тысяч – Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч – Чехии, 70 тысяч – Словакии, 65 тысяч – Греции, 60 тысяч – Югославии. В Белоруссии было уничтожено 800 тысяч евреев.
Пока мы будем помнить об этом, мы не допустим возрождения нацизма на нашей планете в 21 веке. Поэтому эта тема всегда будет актуальна для  театральной-  и кинодраматургии, а также для изобразительного искусства. В современном мире и в личной жизни  могут повторяться без конца  порочные явления прошлого,  если мы их не осознаем до конца. Уроки морали,  почерпнутые из прошлого  исторического опыта, дают нам шанс сегодня  избавить себя и  наше потомство от повторения чудовищных угроз нацизма. Только заново - индивидуально и массово – переживая в произведениях искусства вместе с их героями    страдания людей, со-страдая и со-чувствуя им,  мы   очищаем и  обновляем наше сознание. В этом заключается  самостоятельное гуманитарное назначение искусства и его непреходящая ценность. Поэтому литературная и театральная классика, в которой  относительно стабильно расставлены нравственные величины, и впредь будет оставаться для читающей и  созерцающей публики живой и непреходяще актуальной целительной  средой, вызывающей горячую дискуссию, как спектакль «Happy end».

Но спектакль был бы не полноценным, если бы он только передал  угнетающую политическую атмосферу  зарождения фашизма в Германии в 1932 году. Его трагизм заключается в том, что герои спектакля, не ведая того, продолжают жить в напряжённой накаляющейся атмосфере,  усыплённые научными успехами, маленькими бытовыми и  личными радостями и огорчениями. На напряжённом историческом фоне беспечно развивается удивительно трогательная и одновременно шокирующая история о зыбкости и хрупкости реальной жизни, проживаемой героями пьесы во время пришествия Гитлера к власти… Всё оборачивается неожиданным «счастливым концом», который на самом деле предваряет одну из истинных трагедий, пережитых человечеством.

Впервые в Молодёжном театре Уз  и во всём СНГ в  этом спектакле были задействованы современные визуальные технологии к решению сценического пространства при помощи Stage-video-mapping (видео-мэппинг). Это относительно  новое направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D- проекцию на физический объект окружающей среды, с учётом его геометрии и местоположения. Этот художественно-выразительный  метод в  сочетании с хорошей отточенной игрой актёров, музыкальными классическими произведениями австрийских композиторов и немецкими песнями и маршами 20-30-х гг. прошлого столетия усилил эффект присутствия зрителей в сценическом пространстве и позволил  им достичь «катарсиса».
В данном случае» «катарсис» («очищение и примирение), который несёт настоящее искусство -  термин впервые применил Аристотель в своей «Поэтике» -  получил дополнительное значение: возбуждение нравственного импульса, нравственное возвышение над  жизнью. После   премьеры «Хэппи энда» катарсис правомерно охарактеризовать как воплощение веры художника в вечную сохранность и неистребимость, прежде всего, нравственных и эстетических ценностей.
Идо Нетаньяху, житель Иерусалима, врач-рентгенолог, писатель и публицист, завоевал известность несколько лет назад сборником «Спасатели» и документальной книгой «Последний бой Йони».  Его роман «Итамар К.» был опубликован в 1998 г. Автор лично присутствовал на премьере  своей пьесы «Хэппи энд» и вместе с режиссером спектакля, художественным руководителем Молодежного театра Узбекистана Наби Абдурахмановым принимал бурные аплодисменты от благодарных зрителей. И. Нетаньяху отметил, что спектакль превзошел все его ожидания и теперь можно планировать постановку еще нескольких совместных спектаклей:

-  Сегодня я счастлив так, как только может быть счастлив автор, чьё произведение наконец-то воплотилось в жизнь. Это огромное удовольствие – видеть такую оригинальную творческую интерпретацию пьесы «Happy end». Замечательный актёрский состав под руководством настоящего мастера театра! Я очень надеюсь, что этот проект будет являться крепкой основой для наших будущих творческих отношений».


         Вторым,   не меньшим, но скорее  антихудожественным, чем эстетическим,   потрясением в рамках фестивальной  программы для театральных зрителей стал спектакль театра-фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, Россия) «Ты,  Я…»  по пьесе И. Члаки (реж.  Юрий Ядровский). Некоторые слабонервные зрители ушли из зала Молодёжного театра, не досмотрев его  до конца, с твёрдым убеждением, что такое «безобразие» не нужно показывать на театральных подмостках:  «На дне» А. М. Горького – цветочки по сравнению с этой  горькой полынью».
         Понятие «культура»  - одно из важнейших в составе современного гуманитарного знания. Культура многоаспектна, что обусловило формирование разных, часто между собой не согласующихся культурологических концепций. До последнего времени мы трактовали и понимали культуру как совокупность норм, ограничений, запретов. Однако такие авторитеты-культурологи как Ф. Ницше, З. Фрейд, Вяч. Иванов, М. Гершензон, а также С. Франк отнеслись бы критически к такому распространённому в народном обиходе  взгляду на культуру. И мы  не можем с ними не согласиться в одном: «Искусство таит в своих недрах просветляющее и гармонизирующее начало. Происходит это потому, что в художественных творениях реальность с её диссонансами и негативными явлениями постигается в свете высших ценностей». Так достигается катарсис – своего рода, «разрядка», освобождение от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения» (Л. Выготский).
        


Автор пьесы не решает, а задаёт нам всем вопрос: «Почему люди, которые так нужны друг другу, не могут быть вместе?» Мать и сын, живя вместе  в однокомнатной квартире,   воюют между собой без объявления войны на протяжении всего действия спектакля. В бесконечной перепалке и рукопашных схватках они  обмениваются  грубейшей уличной жаргонной лексикой, кидают друг в друга  грязную обувь и  остальные предметы домашней утвари, что под руку попадётся. Похоже, они любят и ненавидят друг друга, но словно запертые в клетку,  вынуждены сосуществовать, согласно    зову предков, родной крови. Любимое  великовозрастное 38-летнее дитя Митя -  так его, любя,  называет родная мать – в конце  действия, как ягнёнка, в агонии  нервно зарезает перочинным  ножом. Задолго до этого он расстаётся со своей первой любовью – третьеклассницей с белым бантом на макушке, потом  ненавистной женой и отцом-бомжем, бросившем его в младенчестве и ныне упрятанным после смерти его второй жены в Дом престарелых. Безработный Дмитрий  остаётся совершенно один и звонит по  домашнему телефону матери, по которой теперь скучает, а та ему отвечает, но только уже из недосягаемого далека - с небес.

Дети и родители, мужчины и женщины всю жизнь ищут взаимопонимания,  но в итоге оказываются лицом к лицу с пустотой. Героев современного российского драматурга Ильи Члаки нельзя назвать счастливыми: они это счастье  даже во сне не видели, т.к. были с рождения лишены любви. Все герои пребывают в ирреальном состоянии: суета сует, враньё, горе потерь, страдания преследуют их по пятам.
Детские обиды сменяются ссорами. Мальчик становится взрослым мужиком  и  теперь уже сам причиняет боль  окружающим близким  людям: матери, любимой девушке и потом жене. История отношений Дмитрия и Клоунессы – странного собирательного персонажа, представляющего всех женщин в постановке, которых Дмитрий встретил на своём жизненном пути, становится вечным сюжетом о борьбе, любви и одиночестве.
          
  Спектакль наводит на мысль, что  "из нашей цивилизации уходит то, что ее животворило: романтическая любовь. Эрос замещается рутинным сексом. Я не знаю другого поэта, чья любовная лирика была бы созвучна душе человека, как стихи «Про это» В. Маяковского" (Л. Лосев)[1]:

Сойдет на нет.
И тот,
кто жизнью движет,
последний луч
над тьмой планет
из солнц последних выжжет.
И только
боль моя
острей —
стою,
огнем обвит,
на несгорающем костре
немыслимой любви.

Один из спектаклей, завершающих 4-ый международный Театральный фестиваль 25 10 13 на сцене Республиканского театра юного зрителя,  была  постановка Самаркандского драматического театра имени А.П. Чехова  «Возвращаюсь, забудьте!»  по мотивам пьесы К. Ходикян. Режиссёр Светлана Барашева. Исполнитель главной и единственной роли в оригинальном спектакле-монологе – Светлана Барашева.

Спектакль построен в классических реалистических традициях театрального искусства. Юным ташкентским зрителям, плотно заполнившим зал,  представили театр одного актёра. Не всё было гладко в постановке, но несмотря на некоторые шероховатости часового сценического действия, режиссёру удалось главное – донести до зрителей  «задушевную думу эпохи» (В. Белинский): призыв к согласию и взаимопониманию народов. Этот призыв с подмостков ТЮЗа прозвучал в конце спектакля  под музыку известной арии из «Юноны и Авось»  композитора А. Рыбникова «Алилуйя любви» и был восторженно воспринят аплодисментами.
Спектакль  повествует о том, что человеку просто необходимо жить на своей родине. Как говорится: «Где человек родится – там и пригодится!» Героиня пьесы пережила в юности личную трагедию, потеряв  любимого человека на войне за независимость Армении в конце XX-го века. Годы войны, скитаний на чужбине: неудачная попытка обрести счастье  в Италии - не сломили её, не уничтожили в ней человеческое достоинство и гордость за свою родину, куда она возвращается в финале спектакля.

Судьба героини пьесы К. Ходикян «Возвращаюсь, забудьте!» похожа на миллионы других её соотечественников, называемых в народе «спюрками», что означает рассеянное по свету армянство. Пьеса актуальна ещё и потому, что сейчас происходит на Ближнем Востоке: вместе с египетским, ливанским и сирийским народами из-за братоубийственной войны неимоверные лишения выпали и на долю армянских колоний.
Спектакль Самаркандского  областного русского драматического театра  не мог оставить равнодушными и  наших узбекских  зрителей, у многих из которых  по разным социальным причинам близкие родные вынуждены проживать и зарабатывать на хлеб  на чужбине.
Сегодня писателям-реалистам и драматургам не обязательно, подобно романтикам,  уводить нас в экзотические дали, в мир отвлечённостей и абстракций. Универсальные начала человеческой реальности они обнаруживают в «обыкновенной» жизни с её бытом и прозаической повседневностью, которая несёт людям и суровые испытания и неоценимые блага. Действие происходит в купе  поезда, который стремительно приближает   нашу героиню из Милана к Еревану с одной  задушевной  думой: «Возвращаюсь, забудьте!» 

 Четвёртый международный  театральный фестиваль подошёл к своему завершению. Закрытие его торжественно состоялось  26 10 13 во Дворце искусств «Туркистон».

 Неделя искусств Art Week Stile Uz  в узбекской столице показала, что культура человечества в её различных видах  -   Третий ташкентский международный кинофорум «Золотой гепард», 4-ый международный  театральный фестиваль, 7-ая международная биеннале современного искусства «Различные культуры – единый мир» в галерее изобразительного искусства Уз. – не унитарна, не однокачественно-космополитична, не унисонна. Она имеет симфонический характер: «Культура, уподобившаяся другой, исчезает за ненадобностью» (Т. Григорьева). Национальные культуры, как и литературы, живут общей жизнью потому, что они не похожи друг на друга.
В итоге работы Недели искусств Art Week Stile Uz были активизированы международные культурные связи. Художники различных сфер искусства  смогли  продемонстрировать  беспрецедентный в эпоху независимости  динамизм культурно-художественной жизни («переливание кровеносных сосудов» - Н. Абдурахманов). Неделя искусств  Art Week Stile Uz  укрепила диалог национальных культур и подготовила почву для художников Узбекистана для их  раскрепощения творческого сознания, плюрализма в творческом поиске и сохранения идентичности в художественной культуре, кинематографе и театральном искусстве в современном глобальном мире.

Гуарик Багдасарова



[1] //"Огонек" , 1993.

4 комментария :

  1. СПАСИБО ЗА ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВУ !

    ОтветитьУдалить
  2. РЕСПЕКТ СВЕТЛАНЕ БАРАШЕВОЙ !!! БРАВО АВТОРУ И АКТРИСЕ !! УСПЕХА !

    ОтветитьУдалить
  3. благодарность автору статьи за профессиональный очерк о спектаклях !

    ОтветитьУдалить
  4. СПАСИБО ! СУПЕР СТАТЬЯ !! ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНА !!!

    ОтветитьУдалить