«Христос
воскресе!» - и поцелуй, и всякий раз также торжественно выступает святая
полночь, и гулы всезвонных колоколов гудят по всей земле, точно как бы будят
нас. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными», - писал Н.В.
Гоголь в середине XIX в. Отголосок
Светлого Христова Воскресения и его Вознесения
прозвучал - 16 04 15 - на музыкально-поэтическом
вечере – в «Мангалочьем дворике А. Ахматовой» при Российском центре науки и
культуры Узбекистана.
Директор
клуба-музея А.В. Маркевич рассказала о недооценённой духовно-религиозной
составляющей линии в жизни и творчестве
набожной Анны Андреевны Ахматовой. Ещё
при жизни Ахматовой было осмеяно и
разоблачено читателями клеветническое
невежественное определение партийного функционера А.А. Жданова о русском поэте: «Не то
монахиня, не то блудница, а вернее,
блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой»[1]. Это
было в пору (1946) надуманной идеологической «борьбы с космополитизмом» в поэзии А. Ахматовой.
Русский
«серебряный век» отличался в поэзии неповторимой наивысшей взволнованностью
сознания, напряжением исканий и чаяний, но никогда - ни до, ни после Ахматовой - он так
ярко и сдержанно не воплощал страдальческий путь женщины к храму и не
выражал так последовательно религиозного
чувства. Ахматова знала упоение молитвой, поэтому её стихи слушаешь, как
благовест, в котором звучит гордость за жизнь и непопранное достоинство
человека. Многие её современники, в
частности, Н.Н. Пунин, осознали, что
если нет «личного бессмертия»,
то есть «Бессмертное», высшим
выражением которого для них была Анна
Ахматова. В её жизни была крепость, как будто высеченная в камне одним приёмом
и очень опытной рукой. Эта внутренняя духовная
нравственная крепость помогла Ахматовой пережить и простить предательство
друзей, многолетнюю травлю властей, расстрел мужа и трёхкратный арест сына, Льва
Гумилёва.
Протопресвитер
Александр Шмеман в своём слове на собрании памяти Анны Ахматовой в св. Серафимовском фонде в Нью-Йорке (13 03
1966) подчеркнул, что простые женские любовные стихи Ахматовой на деле были «возвратом
к правде» - той простой
человеческой правде о грехе и раскаянии,
о боли и радости, чистоте и падении, которая имеет в себе силу нравственного
возрождения. Этот стойкий характер помог
Ахматовой выжить и сотворить героическую поэзию не только ценой великого
страдания Кассандры, но и великой всепрощающей христианской любви к людям и к
своей стране. Она имела право сказать, что её творчество предназначено «не для
страсти, не для забавы, / - для великой земной любви».
В
программе пасхального вечера в «Мангалочьем дворике А. Ахматовой» Наталья Александрова исполнила песню Геннадия Арефьева «Память о солнце в
сердце слабеет» на стихи Анны Ахматовой.
Автор этих строк прочитала третье и
последнее вступление к «Поэме без героя» А. Ахматовой и своё стихотворение
«Канун светлого Христова Воскресения». Ирина Парамонова продекламировала стихотворение «Христос Воскрес» Альбины
Маркевич. Профессор Государственной консерватории Уз. Ирина Галущенко исполнила
на клавишных пьесу «Апрель»
(«Подснежник») П.И. Чайковского. Жизнеутверждающе и возвышенно прозвучали в
исполнении Натальи Александровой в сопровождении клавишного аккомпанемента И.
Галущенко «Аве Мария» И.С. Баха и известная ария из оперы «Дендамия» Г.Ф. Генделя. В них
радость жизни превозмогала поникшую скорбь и вызвала в слушателях особое праздничное настроение, стремление к
свету и художественной красоте.
Татьяна
Попова рассказала о пасхальных традициях и обычаях и последующей после
Пасхальной седмицы - Фоминой неделе,
которая зовётся в народе «Красной горкой». На Радоницу («Поминовение усопших») во вторник (21 04 15)
православные христиане посещают могилки родных, чтобы сообщить усопшим, что
«смерть поглощена победою» и соединиться с ними в общей радости. Таков подлинный обычай православных пращуров.
Пасхальный
музыкально-поэтический вечер в «Ахматовке» (кстати, это понятие ввела в обиход сама Анна Ахматова) завершился
скромной трапезой - чаепитием с куличами, пирогами и сладостями. Между тем под
сводами музея ещё долго звучали вещие слова:
По
всей земле неслась благая весть.
Будили
душу звуки дивной песни:
«Христос
воскрес! Воистину воскрес!»
И
эта песнь сияньем восходила до небес!
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий