понедельник, 20 апреля 2015 г.

Насретдин из Коканда


Каждое прикосновение к  бессмертной классике вносит обновление в нашу современную жизнь, пробуждает творческую мысль и расширяет границы духовного бытия и нашего краткосрочного обетования на земле.
Композитора Сулеймана Юдакова, уроженца Коканда,  за его искромётный юмор называли при жизни «узбекским Насретдином».  Празднование в Ташкенте 99-летия  одного из самых ярких представителей музыкального искусства  Узбекистана  второй половины ХХ  века Сулеймана Юдакова (1916-1990) ещё раз напомнило литературно-музыкальной общественности о подвиге, совершённом автором  первой узбекской комической оперы «Проделки Майсары»  и  комического балета «Проделки Насретдина».  Перу  художника-патриота и интернационалиста принадлежат  также оркестровые сочинения:  государственный гимн Таджикистана, песни  и романсы на стихи таджикских поэтов, романс на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной», вокально-симфонические сюиты («Мирзачуль», «Фуркат»,  «Гимн матери»),   множество симфонических поэм, кантат, хоров, «Фестивальная увертюра»,  «Карнавальный вальс», мелодии из «Родного  Узбекистана»,  а также  разновидная музыка к спектаклям и кинофильмам. В недавнем прошлом  эти оркестровые сочинения не сходили со сцены и часто звучали в моём детстве и отрочестве  на республиканском радио и телевидении. Они правдиво, со свойственным им ликующим пафосом, отражают  пульс  своего времени, поэтому  получили  широкую известность не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами.
Памятные торжества прошли 18 04 15 в Ташкенте  в Молодёжной театральной студии «Дийдор»  на Ц-1, где неподалёку от неё расположена мемориальная квартира классика узбекской музыки. Многие участники и гости  художественно-театрализованного представления восприняли  это событие в культурной жизни узбекской столицы как  генеральную репетицию, в связи  с предстоящим в будущем году столетним юбилеем Сулеймана Юдакова.


В акции памяти участвовали музыканты, композиторы, литераторы, журналисты. Композитор Феликс Янов-Яновский  рассказал о новаторских достижениях С. Юдакова в «искусстве интонируемого смысла» (Б. Асафьев). Сулейман Александрович, по словам   Феликса Марковича, раздвинул горизонты развития узбекского симфонизма: «На базе национальной монодии – к освоению европейского многоголосия»,  от внешней жанрово-бытовой и картинно-описательной  национальной музыки – к крупным эпическим и комическим формам с проникновением в суть народного характера. С. Юдаков совершенно самостоятельно, на основе достижений своего учителя Р. Глиэра и ранних симфонических проб узбекских авторов -  М. Ашрафи, М. Бурханова, М. Левиева -  впервые создал такие яркие, живые, народные образы   как  хитрая Майсара, незадачливый хвастун Хидоят,  сказочный пластичный  образ восточного шутника  Насретдина и  многие другие характерные оперные персонажи.  


Известный журналист  и близкий друг С. Юдакова,  Кавалер ордена «Дружба», ныне общественный директор  Мемориального музея узбекского классика  и главный  редактор интернет-портала «Культура.Уз»  Борис  Бабаев рассказал, как он писал киносценарий  о  жизненном и творческом пути  композитора  С. Юдакова. Приходилось  много работать с архивом и в процессе работы над фильмом учитывать оценки разных специалистов.  Получасовой фильм режиссёра Сардора Исхакова  «Избранник музыки созвездий» получился не просто  содержательным, но и очень трогательным, так как в нём наряду с документальными кадрами органично звучат «рубаи»  народного поэта Уз Александра Файнберга, специально созданные для этого фильма,  и  лирическая задушевная музыка Сулеймана Юдакова.


Заслуженная артистка Уз  Галина Мельникова рассказала о своих кратких встречах с Сулейманом Юдаковым во время её многолетней работы диктором на узбекском телевидении, оставивших тёплый след в её душе. Г.В. Мельникова поздравила всех присутствующих с новыми победами на современном музыкальном Олимпе талантливой молодёжи из Узбекистана. Двадцатилетний певец  Сардор  Милано  стал победителем суперфинала проекта "Главная сцена» на телеканале «Россия 1».  Четырнадцатилетняя Сабина  Мустаева из Ташкента победила в телепроекте "Голос. Дети".  Их безусловные победы на международных музыкальных конкурсах в Москве с большим отрывом от соперников, - подчеркнула Галина Мельникова, -  были бы невозможны без  усвоения  богатейшего музыкального наследия таких выдающихся композиторов как Сулейман Юдаков.







        Студия "Дийдор" недавно завершила работу над новым спектаклем по мотивам  комической оперы "Проделки Майсары" С. Юдакова в постановке режиссёра Баходыра Юлдашевас участием студентов Ташкентского   государственного университета искусств и культуры.  Молодые талантливые артисты в один миг преобразили сценическую площадку, наполнив её  комическими сценками из жизни весёлой вдовушки, народными шуточными песнями и непринуждёнными диалогами со зрителями. Захватывающее театральное представление  ещё раз доказало воочию зрителям,  что настоящий фейерверк «проделок» Майсары не угасает вот уже больше полувека со дня премьеры  комической оперы в январе 1959 года в ГАБТе имени А. Навои.







Ташкентские поэты: Николай Ильин, представители  ЛТО «Данко», автор сценария и ведущая программы Армануш Маркарян, Леонид Сааков, Евгения Абалян, Александр Курышев, я сама, Валентина Показанец, представители ЛТО «Майсара»:  соведущая программы (на узбекском языке), Нигора  Умарова и Азам Обидов с радостью исполнили свои  лирические и шуточные стихи, а также поэтические посвящения С. Юдакову.


Азам Обидов в сопровождении аккомпаниатора Нодиры  Хусановой исполнил песню «Алъер»  («Величальная») на музыку С. Юдакова и предложил на суд  публики свой перевод на узбекском языке русскоязычного посвящения Л. Саакова Дому-музею Сулеймана Юдакова. В концерте также  участвовал юный пианист из Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В. А. Успенского Абдурашид Абидов.


В наше время подобные акты памяти, пусть даже  не связанные с круглыми юбилейными датами, приобретают особое значение. Они заставляют бережно относиться к духовным достижениям прошлой, но не прошедшей  бесследно эпохи. Дом-музей Сулеймана Юдакова в наше время охотно распахнул двери  для творческой интеллигенции. Здесь сейчас  периодически проходят  заседания   литературно-творческих объединений «Майсара» (на узбекском языке) и «Данко» при РКЦ  (на русском языке). Уютная атмосфера мемориального дома композитора  с его семейными реликвиями – музыкальная библиотека, пианино, патефон,  старые афиши оперы «Проделки Майсары»,  чёрно-белые фотографии, запечатлевшие  его великих современников, крупнейших деятелей музыкальной культуры  – Мухтара Ашрафи, Арама Хачатуряна,  Манаса Левиева, Халимы Насыровой, Галии  Измайловой;  живописный  академический портрет  Сулеймана Юдакова  кисти Файзуллы Ахмадалиева -  всё это способствует  живому общению литераторов, музыкантов, художников, искусствоведов с великим наследием советской  эпохи, породившей бесценные художественные и человеческие ценности,  и вдохновляет простых людей  на создание новых произведений искусства в слове и музыке.


Памяти Сулеймана  Юдакова

Жизнь и смерть, как мир, стары
И наше время убывает,
Но никогда не умирают
Проделки хитрой Майсары.

В музее классика звучит
В честь Дня рожденья Юдакова,    
И сердце мерно в такт стучит.
Мы слышим Сулеймана снова.

Хозяин будто отлучился  –
Встречает дорогих гостей.
Застольем вечер завершился.
Всем стало на душе светлей.

Музей родным для многих стал,
В нём духа творческий накал.
Таланты здесь растут реально.
Стихи и песни - гениальны.
(Евгения  Абалян)


Насретдин из Коканда
                                  «Где голос взять, чтобы звучал века?»
                                                                              В. Шекспир

При жизни был весёлым композитор.
Он сыпал шутками на свой пюпитр.
Без перца прибауток хлеб-соль не ел.
В балете обессмертил Насретдина ,
Проделки Майсары в комедии воспел.

Дорога к славе терниста и длинна.
Воспитанник кокандского детдома
Усвоил уроки жизни, мастерства
В Ташкенте и Москве престольной.
Учился он у мастеров достойных.

 Глиэр и Ашрафи обучали молодца
 «Искусству интонируемого смысла»:
В узбекском  фольклоре искать голоса,
Чтобы с искренним смехом звучали века.
Их нашёл и воспел Сулейман-аския.

Аксакалы смеялись на премьере в партере .
Пошутил надо всеми Сулейман Юдаков.
Вспомнить молодость призвал стариков.
 Майсара, Карнавальный вальс, Увертюра
Поныне чаруют сердца  музыкального мира.
2015


Гуарик Багдасарова

Комментариев нет :

Отправить комментарий