Каждое
прикосновение к бессмертной классике
вносит обновление в нашу современную жизнь, пробуждает творческую мысль и
расширяет границы духовного бытия и нашего краткосрочного обетования на земле.
Композитора
Сулеймана Юдакова, уроженца Коканда, за
его искромётный юмор называли при жизни «узбекским Насретдином». Празднование в Ташкенте 99-летия одного из самых ярких представителей
музыкального искусства Узбекистана второй половины ХХ века Сулеймана Юдакова (1916-1990) ещё раз
напомнило литературно-музыкальной общественности о подвиге, совершённом
автором первой узбекской комической
оперы «Проделки Майсары» и комического балета «Проделки Насретдина». Перу художника-патриота и интернационалиста принадлежат
также оркестровые сочинения: государственный гимн Таджикистана, песни и романсы на стихи таджикских поэтов, романс
на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной», вокально-симфонические
сюиты («Мирзачуль», «Фуркат», «Гимн
матери»), множество симфонических поэм, кантат, хоров, «Фестивальная
увертюра», «Карнавальный вальс», мелодии
из «Родного Узбекистана», а также разновидная музыка к спектаклям и кинофильмам.
В недавнем прошлом эти оркестровые
сочинения не сходили со сцены и часто звучали в моём детстве и отрочестве на республиканском радио и телевидении. Они
правдиво, со свойственным им ликующим пафосом, отражают пульс своего времени, поэтому получили
широкую известность не только в Узбекистане, но и далеко за его
пределами.
Памятные
торжества прошли 18 04 15 в Ташкенте в Молодёжной
театральной студии «Дийдор» на Ц-1, где неподалёку
от неё расположена мемориальная квартира классика узбекской музыки. Многие
участники и гости художественно-театрализованного
представления восприняли это событие в
культурной жизни узбекской столицы как
генеральную репетицию, в связи с
предстоящим в будущем году столетним юбилеем Сулеймана Юдакова.
В
акции памяти участвовали музыканты, композиторы, литераторы, журналисты. Композитор
Феликс Янов-Яновский рассказал о новаторских
достижениях С. Юдакова в «искусстве интонируемого смысла» (Б. Асафьев).
Сулейман Александрович, по словам Феликса Марковича, раздвинул горизонты
развития узбекского симфонизма: «На базе национальной монодии – к освоению европейского
многоголосия», от внешней жанрово-бытовой
и картинно-описательной национальной музыки
– к крупным эпическим и комическим формам с проникновением в суть народного
характера. С. Юдаков совершенно самостоятельно, на основе достижений своего
учителя Р. Глиэра и ранних симфонических проб узбекских авторов - М. Ашрафи, М. Бурханова, М. Левиева - впервые создал такие яркие, живые, народные
образы как
хитрая Майсара, незадачливый хвастун Хидоят, сказочный пластичный образ восточного шутника Насретдина и многие другие характерные оперные персонажи.
Известный
журналист и близкий друг С.
Юдакова, Кавалер ордена «Дружба», ныне
общественный директор Мемориального
музея узбекского классика и главный редактор интернет-портала «Культура.Уз» Борис
Бабаев рассказал, как он писал киносценарий о
жизненном и творческом пути
композитора С. Юдакова.
Приходилось много работать с архивом и в
процессе работы над фильмом учитывать оценки разных специалистов. Получасовой фильм режиссёра Сардора Исхакова «Избранник
музыки созвездий» получился не просто
содержательным, но и очень трогательным, так как в нём наряду с
документальными кадрами органично звучат «рубаи» народного поэта Уз Александра Файнберга,
специально созданные для этого фильма, и
лирическая задушевная музыка Сулеймана
Юдакова.
Заслуженная
артистка Уз Галина Мельникова рассказала
о своих кратких встречах с Сулейманом Юдаковым во время её многолетней работы
диктором на узбекском телевидении, оставивших тёплый след в её душе. Г.В.
Мельникова поздравила всех присутствующих с новыми победами на современном музыкальном
Олимпе талантливой молодёжи из Узбекистана. Двадцатилетний певец Сардор Милано стал победителем суперфинала проекта
"Главная сцена» на телеканале «Россия 1». Четырнадцатилетняя Сабина Мустаева из Ташкента победила в телепроекте
"Голос. Дети". Их безусловные
победы на международных музыкальных конкурсах в Москве с большим отрывом от
соперников, - подчеркнула Галина Мельникова, -
были бы невозможны без усвоения богатейшего музыкального наследия таких выдающихся
композиторов как Сулейман Юдаков.
Студия "Дийдор" недавно завершила работу над новым спектаклем по мотивам комической оперы "Проделки Майсары" С. Юдакова в постановке режиссёра Баходыра Юлдашевас участием студентов Ташкентского государственного университета искусств и культуры. Молодые талантливые артисты в
один миг преобразили сценическую площадку, наполнив её комическими сценками из жизни весёлой вдовушки,
народными шуточными песнями и непринуждёнными диалогами со зрителями.
Захватывающее театральное представление
ещё раз доказало воочию зрителям,
что настоящий фейерверк «проделок» Майсары не угасает вот уже больше
полувека со дня премьеры комической
оперы в январе 1959 года в ГАБТе имени А. Навои.
Ташкентские
поэты: Николай Ильин, представители ЛТО
«Данко», автор сценария и ведущая программы Армануш Маркарян, Леонид Сааков,
Евгения Абалян, Александр Курышев, я сама, Валентина Показанец, представители
ЛТО «Майсара»: соведущая программы (на
узбекском языке), Нигора Умарова и Азам
Обидов с радостью исполнили свои
лирические и шуточные стихи, а также поэтические посвящения С. Юдакову.
Азам
Обидов в сопровождении аккомпаниатора Нодиры
Хусановой исполнил песню «Алъер»
(«Величальная») на музыку С. Юдакова и предложил на суд публики свой перевод на узбекском языке
русскоязычного посвящения Л. Саакова Дому-музею Сулеймана Юдакова. В концерте
также участвовал юный пианист из
Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени В.
А. Успенского Абдурашид Абидов.
В
наше время подобные акты памяти, пусть даже
не связанные с круглыми юбилейными датами, приобретают особое значение.
Они заставляют бережно относиться к духовным достижениям прошлой, но не
прошедшей бесследно эпохи. Дом-музей
Сулеймана Юдакова в наше время охотно распахнул двери для творческой интеллигенции. Здесь сейчас периодически проходят заседания
литературно-творческих
объединений «Майсара» (на узбекском языке) и «Данко» при РКЦ (на русском языке). Уютная атмосфера мемориального
дома композитора с его семейными реликвиями
– музыкальная библиотека, пианино, патефон,
старые афиши оперы «Проделки Майсары»,
чёрно-белые фотографии, запечатлевшие
его великих современников, крупнейших деятелей музыкальной культуры – Мухтара Ашрафи, Арама Хачатуряна, Манаса Левиева, Халимы Насыровой, Галии Измайловой; живописный академический портрет Сулеймана Юдакова кисти Файзуллы Ахмадалиева -
всё это способствует живому общению литераторов, музыкантов,
художников, искусствоведов с великим наследием советской эпохи, породившей бесценные художественные и
человеческие ценности, и вдохновляет простых
людей на создание новых произведений
искусства в слове и музыке.
Памяти
Сулеймана Юдакова
Жизнь
и смерть, как мир, стары
И
наше время убывает,
Но
никогда не умирают
Проделки
хитрой Майсары.
В
музее классика звучит
В
честь Дня рожденья Юдакова,
И сердце
мерно в такт стучит.
Мы
слышим Сулеймана снова.
Хозяин
будто отлучился –
Встречает
дорогих гостей.
Застольем
вечер завершился.
Всем
стало на душе светлей.
Музей
родным для многих стал,
В
нём духа творческий накал.
Таланты
здесь растут реально.
Стихи
и песни - гениальны.
(Евгения
Абалян)
Насретдин из Коканда
«Где голос взять, чтобы звучал века?»
В. Шекспир
«Где голос взять, чтобы звучал века?»
В. Шекспир
При
жизни был весёлым композитор.
Он
сыпал шутками на свой пюпитр.
Без
перца прибауток хлеб-соль не ел.
В
балете обессмертил Насретдина ,
Проделки
Майсары в комедии воспел.
Дорога
к славе терниста и длинна.
Воспитанник
кокандского детдома
Усвоил
уроки жизни, мастерства
В
Ташкенте и Москве престольной.
Учился
он у мастеров достойных.
Глиэр и Ашрафи обучали молодца
«Искусству интонируемого смысла»:
В
узбекском фольклоре искать голоса,
Чтобы
с искренним смехом звучали века.
Их
нашёл и воспел Сулейман-аския.
Аксакалы
смеялись на премьере в партере .
Пошутил
надо всеми Сулейман Юдаков.
Вспомнить
молодость призвал стариков.
Майсара, Карнавальный вальс, Увертюра
Поныне
чаруют сердца музыкального мира.
2015
Гуарик Багдасарова
"Гнесин и Глиэр обучали молодца..." - отредактировано
ОтветитьУдалить