четверг, 23 апреля 2015 г.

Моя Первородина: сто лет со дня геноцида армян


 Двадцать четвёртого апреля 2015 г –  армяне на всей планете отмечают столетие  Дня памяти жертв геноцида армян. В течение 1915-1922 гг.  было уничтожено 1,5 миллиона  армян. Многие,  кто спасся от резни, погибли в братской могиле аравийской пустыни, другие рассеялись по всем странам мира. Лишившись основной части своей национальной территории, армяне превратились в «народ-изгнанник» - «спюрк» - рассеяяное по свету армянство.
Об этих трагических событиях их очевидец, народный художник Армении Мартирос  Сарьян вспоминал: «... 1915 г. Турецкий ятаган с неумолимой решительностью поднялся над моим народом. Он, нещадно истребляя мой терпеливый  древний народ, насильно отрывал его от родных земель и бросал в смертоносные пустыни, чтобы окончательно стереть с лица земли. В эти страшные дни я покинул Петербург и приехал в Армению и увидел обессиленных сирот под стенами Варгашапатского собора, обезумевших матерей, бежавших от смерти стариков. На минуту оцепенело сознание, потемнело в глазах, и перед глазами обозначились только два цвета – цвет крови и цвет траура.
Но рука художника мудрее, чем его мысль, проникновеннее, чем глаза, и моя рука нарисовала лиловые горы, пурпурный рассвет, стремительные зелёные тополя и Арарат, вечно чистый и величавый Арарат…»
“Если  бы была воздвигнута гора из черепов убитых армян,  она бы отбросила тень на белоснежную поднебесную вершину святого Арарата...” – заявил архиепископ Григорий Палакян. Вина этих погибших людей только в том, что они - армяне. Турция, не признающая этот геноцид,усиленно стремится в Евросоюз и очень обижается, что её не принимают туда. Покаяние – главное, наверное, что движет нацию вперед, что позволяет расстаться с прошлым.
В своём послании  его Святейшество Гарегин Второй, Верховный Патриарх и Католикос всех армян, по случаю праздника Святого Воскресения Иисуса Христа из Первопрестольного Святого Эчмиадзина (05 04 2015)  отметил:
«В этот прекрасный день светлого праздника Святого Воскресения Христова мы молимся и за наших мучеников Геноцида. Век назад чада нашего народа подверглись неслыханным мукам Геноцида за то, что были армянами и христианами. Они приняли венец мученичества, неся в сердцах своих истину слова апостола: “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2 Кор. 5:1). Миру, всему человечеству наш народ своим мученичеством и своей воскресшей жизнью засвидетельствовал истинность чуда воскресения. Были распяты, были измучены скорбью, однако не отчаялись, были изранены, но не немощны, рассеялись по миру, но не остались без Отчизны. С любовью к потерянной Родине наш народ, восстановив в восточной части исторической Армении государственность, и в общинах диаспоры начал новую жизнь, подтвердив, что древо его жизни, взросшее на незыблемом столпе веры, животворной силою плодоносит и рождает чад, которые благоустраивают нацию и Отечество.
Век мы боролись за всеобщее признание и осуждение геноцида армян и продолжаем бороться с верой в победу справедливости. Мир, порою, слышал нас, порою, игнорировал, так как не всегда умеет внимать и быть верным завету, данному Христом о мире и благоволении в человеках, вследствие чего новейшая история человечества была вновь омрачена новыми геноцидами и войнами. И сегодня жизнь человеческую сотрясают конфликты и кровопролития. Желанный мир и всеобщее благоволение и солидарность в колыбели человечества - на планете Земля еще остаются несбывшейся мечтой. “Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих”, - учит библейская мудрость (Прем. 1:13).
Более того, посредством Своего распятого и воскресшего Единородного Сына, Бог даровал благодать воскрешения от смерти, что обязывает нации и государства проявлять единую и единодушную волю к пресечению угроз, несущих опасность миру и благоденствию человечества, быть более ревностными в деле утверждения справедливости и истины, всеобщего осуждения злодеяний, в противном случае, злокозненный путь мира будет продолжать вести к новым трагедиям. Человечество – в долгу, оно обязано утереть обильно льющиеся в мире слезы, пред беспомощным взором, плачем и криком сирот и обездоленных детей, мечтающих о светлом детстве, заставить умолкнуть раскаты смертоносных орудий, искоренить лихо бедности. Распятие в мире должно быть преодолено и замещено воскресением».
Между тем еще в 2003 году члены армяно-турецкой комиссии по примирению обратились в авторитетный Международный центр переходного правосудия в Нью-Йорке. Исследовав в течение девяти месяцев представленные сторонами документы, эксперты Центра пришли к однозначному выводу: события 1915 года и последующего периода применительно к армянскому населению османской Турции правомерно квалифицировать именно как геноцид. Семь из восьми членов турецко-армянской комиссии (трое турок и четверо армян) согласились с этим решением, и в дальнейшем именно оно использовалось в качестве правовой базы при признании парламентами ряда стран геноцида армян. Также это решение послужило основой для исков потомков погибших во время геноцида армян, державших свои вклады в американских страховых компаниях, и по ряду исков были выплачены страховые суммы.
 Многие зарубежные исследователи (например, Джордж Литавский, юридический консультант Комиссии ООН по правам человека или один из первых израильских исследователей геноцида Джордж Гутман) признают, что именно принятие в 1948 году Конвенции о предотвращении геноцида стало «одним из главных итогов  Второй мировой войны», составной частью «нюрнбергского наследия» и рассматривают эту конвенцию в тесной связи с массовым истреблением армян.
Память о Геноциде висит над армянским народом, как крест. Арарат для армян – как узник в чужом плену. Армянский народ будет переживать свою трагедию и после осуждения геноцида, но своим признанием мир сможет снять хотя бы часть груза с армянских сердец. Ведь геноцид – дело не только народов, которых он коснулся напрямую. Он касается всех. Мы живём на этой планете все вместе, и главные вехи истории ещё впереди. Каким образом мы будем их творить?.. 
Президент РФ Владимир Путин, по сообщению официального сайта Кремля, заявил в послании участникам вечера памяти «Мир без геноцида» (23 04 2015):
 «Уважаемые друзья! 24 апреля 1915 года – скорбная дата, связанная с одним из самых страшных и драматических событий в истории человечества – геноцидом армянского народа. Столетие спустя мы склоняем головы перед памятью всех жертв этой трагедии, которую в нашей стране всегда воспринимали как собственную боль и беду. Позиция России была и остаётся объективной и последовательной: массовому уничтожению по национальному признаку не может быть оправданий. Международное сообщество призвано сделать всё, чтобы подобные злодеяния никогда и нигде не повторились. Новые поколения армян и других народов региона должны жить в мире и согласии, не зная ужасов, к которым приводят разжигание религиозной вражды, агрессивный национализм и ксенофобия.
       Желаю братской Армении, всем армянам, живущим в России, добра, мира и благополучия.  Вечная память погибшим», - говорится в послании.
В Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нижнем Новгороде и других мегаполисах мира проходят  мероприятия, посвященные 100-летию геноцида армян, в их числе:
18 апреля. Международная научная конференция в Нижнем Новгороде  «Сто первая весна». Эта конференция стоит в ряду самых разных по жанру и назначению мероприятий, которые проводит Нижегородская армянская община. Цель всех этих мероприятий – отдать дань памяти сотен тысяч невинных армян, погибших в Османской империи в результате депортаций, убийств, казней и гонений, а также привлечь внимание общественности к трагическим событиям 1915-1922 гг., которые никогда в истории не должны повториться.
20 апреля. Открытие выставки и проведение памятного мероприятия в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
21 апреля.  Официальное открытие новой экспозиции музея геноцида армян в Москве, на котором присутствовал президент РА Серж Саргсян. Архитектором музея является Сашур Калашян. Научная концепция новой экспозиции музея разработана и осуществлена сотрудниками Музея-института Геноцида армян (МИГА) под руководством доктора исторических наук директора МИГА и секретаря Государственной комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян, Гайка Демояна. Президент Республики подарил музею «Книгу скорбных песнопений»  Григора Нарекаци (Константинополь, 1850), которая была спасена во время депортаций в 1915 году.
22 апреля. Презентация книг «Братская помощь пострадавшим армянам в Турции» Г. Джаншиева и «Армения в мировой картографии» Р. Галчяна в Храмовом комплексе ААЦ в Москве.





23 апреля. Прямая трансляция канонизации жертв геноцида армян из Первопрестольного св. Эчмиадзина на территории Храмового комплекса в Москве, на территории Армянской Апостольской  церкви св. Филиппоса в Ташкенте (Начало в 17:00) и других городов мира.
24 апреля. В Москве открытие мемориала, посвященного 100-летию геноцида на территории Храмового комплекса. Проведение концерта «Мы помним...» на территории Храмового комплекса.
Молебен в память жертв геноцида на территории Эчмиадзина, Храмового комплекса в Москве (12,00) и торжественная Литургия на территории Армянской церкви св. Филиппоса в Ташкенте (Начало в 10:00).
В Ташкенте  в театре «Хамза» поёт хоровая капелла Государственной консерватории Уз. В программе древние духовные и народные армянские песни, сочинения композитора Комитаса – жертвы армянского геноцида.
 Концерт в Новосибирской государственной консерватории: "Край наш, живущий в нас!", посвящённый столетию геноцида армян. 
В этот же вечер на презентации  новой книги Баха Ахмедова «Облако вероятности» в Государственном литературном музее Сергея Есенина её автор прочитал  поэтический цикл «Письма в Армению». Автор этих строк в сопровождении  дудукиста  Вячеслава Каграманяна в память о жертвах геноцида 1915 г. продекламировала своё стихотворение «На Малой родине» (публикую ниже) – зал  отреагировал бурной сочувствующей овацией. 
В связи со 100-летней годовщиной Геноцида армян, 2015 год провозглашен в Марселе «Годом Армении».
Признание и осуждение геноцида – дело абсолютно всех народов, которое должно быть осуществлено во имя свободы и процветания будущих поколений, во имя мира на земле.


На Малой родине

«Проблема существования есть проблема воссоединения человека с некоторой его Первородиной, иначе называемой раем, золотым веком, или, как у Пруста, известной родиной художника»
Мераб  Мамардашвили[1].

“Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих”, - учит библейская мудрость.



Армяне – потомки не истреблённых, выживших жертв геноцида!
Шли мы пустыней, проливом Кара-Бугаз и морем Азовским,
Чтобы причалить к Центральной Азии, ставшей Малой родиной.
Здесь мы заново обрели самих себя и нашу собирательную память.

Звучат армянские песни и  карабахские пляски на земле узбекской.
«Несмолкаемая колокольня»  Севака[2] и «Гимн человеку»  Эмина[3] 
Учат смыслу жизни в ней самой: без выгоды минутной и корысти –
Быть людям, камню, воде полезным – без свидетелей и безвозмездно.

Каждый год в апрельский день мы приходим в молельный дом
почтить память жертв геноцида 1915 года в пустынях Тер-Зора.
Наши соотечественники идут к памятнику на горе Цицернакаберд.
Здесь ладаном над вечным огнём звучит скорбная мелодия Комитаса.

«Скорбные песнопения» Нарекаци молитвой проносятся над нами.
Древний крест «Хачкар» с развалин Звартноца - в церковном дворе -
Вечное древо жизни распустило гроздья винограда на каменной лозе.
Сердце «спюрка» на «малой родине»  страдало, но не окаменело.

В 21 веке оно восстаёт, трусливо молчит и скорбит по погибшим.
Из века в век, из крови в кровь струится память поколений –
Из песни, что веками пели, с пергаментов старинных манускриптов -
Горечь прошлого и нашей были - слезой скатилась – морем разлилась.
Ташкент, 24 04 11/15



 Армения глазами художника[4]
                                                                  Мгеру Абегяну


На персональной выставке в Литве съехались творения гения.
 С ними их отец и творец, одинокий художник, король Лир.
За широкой спиной – множество окон в его заповедный мир:
«Моя соотечественница, - обещал он, - я покажу вам Армению».

Смотрю на работы  мастера – в них я вижу страну Наири.
Слышу её поэзию, осязаю её трагедию, ощущаю её лиризм.
Гора Арарат – символ спасения человечества, прародина армян.
Осознаю величие и твержу страницы Книги бытия всех времён.

«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день
на горах араратских», -  сокровенно и правдиво гласит Библия.
Два цвета гравюры – тревожный чёрный, миротворный белый.
В них мир огромный, резцом  преломлённый, – наша колыбель.

Я словно снова только родилась и причащаюсь к  двум цветам,
Как  к откровенью мира – в них естество земли, загадочные сны,
Несовместимость радости и горя, непримиримость мира и войны,
Единство в мире сил противоборствующих и преданность мечтам. 

В цветных гравюрах возникают города – их возводили простолюдины:
Армавир, Ервандашат, Арташат, Вагаршапат, Двин, Багаран и  Ереван.
Первопрестольный святой  Эчмиадзин -  храм первых в мире христиан.
Араратская долина - как  рукодельный цветной ковёр армянский дивный.

На выставке я только познаю: мир – это солнце, сад, земли преображенье.
Мир – это мать, кормящая ребёнка, и голубь белый, на волю устремлённый.
Я этот мир боготворю,  вглубь зала тихо прохожу, оглядываюсь восхищённо.
Вокруг линогравюры меня манят, тревожат, пробуждают моё воображенье.

Здесь «Хлебные поля», «Горы  Гарни», «Озеро Севан» и  «Бюракан»,
«Синий Масис», «Скалистый берег «Занги». Природа Хайастана в них
Напоминает армянский эпос «Давид Сасунский», «Историю Армении» Агатангелоса и Хоренаци, где пращуры учили  мир преображать светом:
«Склони голову, и на неё будет возложен духовный венец, он украсит тебя более чем драгоценные каменья», -  вещал святой Григорий просветитель.

На лёгких крыльях линогравюры душа  меня уносит вглубь веков.
Задумчивый Саят-Нова на каманче доносит тихие напевы про любовь.
Струятся в них глубины грусти и печали, мольба и горный гул снегов,
Невинно пролитая возле храма кровь и скрежет вражеских клинков.

С высокого полёта не разглядеть палитры красок солнечной земли.
С художником спускаемся пониже: ведёт меня он в живописный зал.
Всё различимей краски родной земли, как «Песня колыбельная», вдали.
Таят усладу откровенья цветные отраженья родины во множестве зеркал.
Цвета, как музыка оркестра, сложны в органике  дисгармоничной колорита.
Здесь состязанье всех оттенков света, веками преломлённых Словом Завета,
Горами, полями хлебными, прозрачным воздухом жемчужины – озера Севан.
Солнце - источник груш, айвы, гранатов, перца ярчайше в натюрмортах дан.

Созвездьем красок на простом холсте художник преобразует в сказку мир.
В нём царит спокойствие, надёжность, устойчивость геометрических фигур.
«Осень в Гарни», «Мотив осенний», «Солнце на скалах», «Гора Масис» -
В пейзажах воедино щедрость края и расточительность творца слились.

Портреты безымянных армянских женщин, а также Лусик, Лейли, Марии… - Наших бабушек, любимых матерей, родных сестёр нам сразу не понять.
Когда же сердце сливается с картиной – не трудно с ними разделить печать
Страданий и радости в тени ресниц и складках губ духовно близких героинь.

В пространстве полотен разлились мягкость линий, задумчивость  штрихов.
Они в меня проходят тихим озареньем сарьяновской живописной школы.
У Мгера Абегяна горы, как люди, носят портретный неповторимый облик.
На солнце ликуют скалы, другие – скорбят в веках в немом величии снегов.

Эти горы  созданы самой природой и художественным гением творца.
В них слышен древнейший армянский эпос – поэма Туманяна «Ахтамар».
Триптих «Родина» венчает путь к познанью корней народа и дают свободу.
Но эту высоту без крыльев нам не взять: вершины гор стремятся к небосводу.

Необъятное измерить можно необъятным. Здесь кисть достигла облаков,
Венчающих сияньем в поднебесье – двуглавый Арарат в плену снегов.
Здесь нет и пяди невспаханной земли – здесь созревает коньячный виноград.
Как чувство родины – нам живопись душе даёт пьянящей бодрости заряд.



Картины, иллюстрации,  рисунки, офорты поведали о взлётах земляка.
Поэтика его работ скудна: владеет нами кисть художника и магия резца.
Их не перевести на человеческий язык, но сердцем мы поймём наверняка
И вынесем в дорогу дальнюю домой благословение художника-творца.
Вильнюс, 1972, Ереван, 1982, Ташкент, 2015



 Диалог с внутренним голосом[5]

«Да, существует собирательная память, которая переходит из века в век, из крови в кровь. И чем народ древнее, тем сильнее века заявляют, тренируют его память, потому что именно памятью, этим целительным раствором соединяются, скрепляются долгие разнобойные века, именно через неё, через память созданное в одном столетии  может быть донесено до следующего. Конечно, существовал и сам душевный склад народа, его судьба, его история – в данном случае – армянского народа»  (С. Капутикян).




Диалог с внутренним голосом

Мать Тереза!
В этот раз милосердие пришло к нам из Калькутты.
Ты очень постарела.
Мы видели тебя на пожелтевших газетных снимках
юной, нежной и доброй сестрой милосердия,
склонённой над жертвами геноцида,
осиротевшими детьми из Муша, Битлиса, Харбера.
Ты ласкала их нечёсаные головки и хотела,
чтобы их никогда не называли сиротами.
Ты хотела, чтобы в Армении навсегда забыли
это скорбное слово.
Мать Тереза!
Посмотри! На армянской земле –
От Ширака до Спитака и Гугарка,
срывая кожу и душу, открылась глубокая рана.
Эта рана втянула в себя  нашу маленькую землю.
Эта рана втянула в себя тысячи жизней,
детей и подростков несозревшей судьбы.
Что может сделать твоё милосердие
перед этой смертельной раной?
Мать Тереза!
Посмотри на этих обезумевших матерей!
Давеча весёлые, они благословляли Бога за щедрость.
Сегодня они не смотрят в небо и некого им обнять.
Они глядят рассеянным взглядом.
Их дети, их жизни погребены под руинами зданий.
Девятиэтажка!
Ты была домом, бабушкой, внучкой,
местом спора между снохой и свекровью,
шумом соседей, приходом-уходом гостей.
Колени дома ослабли.
Пустой и глухой, присел он на землю.
Бельё на верёвке бессмысленно ветер полощет.
Не снимет хозяйка его никогда.
Ершистый пацан, чью мать вчера вызывали в школу,
сегодня бежит по пустынному городу –
от обломков к обломкам.
Не умолкая, кричит: «Мама! Папа! Брат! Сестра! –
Марни! Херна! Ахпюр! Курик-джан!...»
Мать Тереза!
Как остановить его? Куда увести?
Кого вызвать на помощь?
Сегодня ампутировали голени девушке.
Сегодня сотням людей нужны протезы
ног, рук, позвоночника – искусственные органы
продолжительностью службы в человеческую жизнь.
Как сможем мы заглушить стук деревянных ног,
который будет отдаваться в веках?
Как снова начать жить?
Наши поседевшие за день волосы нуждаются не в нимбе,
а в ласковых и нежных руках, чтобы обновить наши души.
Внутри себя мы пережили десятки землетрясений.
Парадный марш семидесятилетней славы гремит вокруг.
Из-под руин стоны заживо погребённых доносятся.
Мятежные голоса семимесячной забастовки перекрывают их –
звон «Неумолкающей колокольни Армении"

Мать Тереза!
В глубине души соединились слои открытой раны.
Как они кровоточат и угнетают нас!..
Семьдесят лет назад нам казалось:
мы пережили последний кошмар,
когда отрезали от Армении кусок осиротевшей земли.
Тогда мы с надеждой открыли от боли потемневшие глаза.
Ещё раз отрезали.
Семь десятилетий мы оторваны друг от друга: мать и дитя.
Мы смотрим в лица через узкое оконце тюремной стены.
Но мы почувствовали тёплое дыхание новой волны.
Пришло время прислушаться к удушливому зову «Арцаха» .
Поверили, что земля под ногами тверда и надёжна.
Маленькое зерно пшеницы прорастёт до объёма ореха.
Мать Тереза!
Посмотри на эту страшную рану по имени Сумгаит!
Послушай этого мальчика со шрамами на лице!
Три дня он был придавлен бетонной стеной.
Сейчас он в больнице, еле дышит и говорит.
Говорит об Арцахе и жестокой резне.
Слова взрываются проклятием на его губах.
И детское лицо становится  взрослым.
Мать Тереза!
Помоги ребёнку, вызволенному из тисков камней,
освободиться от гнёта вражды,
чтобы остаться улыбчивым дитём.
И нам помоги выйти из плена темноты, рухнувшей на нас,
снова обрести свет души и вернуться к истокам своим –
Святому Божественному началу!..
Из разных уголков земли нам протянули руки помощи.
Дай силы пожать эти руки любви и милосердия.
Дай силы сказать им: «Спасибо!.. Шнуракалицюн!..»
Мать Тереза!
Всякий раз Божественный образ побуждает меня
Смотреть на себя извне,
чувствовать себя не собой, а целым народом,
шагающим сквозь тысячелетия в  день грядущий.
Это чувство даёт мне силы подняться опять,
снова жить и творить и ещё раз поверить в чудо!
Гора Арарат – живой наш символ –
Был, есть и будет во веки веков, -
Арарат, что принял Ноев ковчег
Во времена библейского потопа.
Ташкент, Декабрь, 1989.








                                                                     




[1] Психологическая топология пути. – СПб, 1997.
[2] Паруйр Рафаэлович Севак (наст. фамилия Казарян,  1924 — 1971) — армянский поэт и литературовед, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии Армянской ССР (1967), за создание лирической поэмы «Несмолкающая колокольня» (1959) — удостоен Государственной премии СССР. где центральная фигура поэмы — композитор Комитас, её главная тема — история жизни и смерти композитора. Комитас прошёл со своим народом все ужасы геноцида Армянского народа в Турции в 1915 году.

[3] Геворг Эмин (настоящее имя — Карле́н Григо́рьевич Мурадя́н, 1919—1998) — армянский советский поэт. В известном произведении  «Семь песен об Армении» (1974) и в целом в своём творчестве  поэт обращается к трагическому прошлому Армении, судьбам мира и искусства; говорит об армянских беженцах, разрухе, голоде, геноциде армянского народа в дореволюционные годы.
[4] Произведения  народного художника Армении М.М. Абегяна (1909-1994) многократно экспонировались за пределами республики, в частности, в Литве (Вильнюсе). Там во время  студенческой практики на литовском радио я познакомилась с армянским живописцем и графиком на  персональной выставке  его работ в 1973 г.  и позднее продолжила с ним общение в Ереване в 1982 г.

[5] Стихотворение  посвящено жертвам Спитакского землетрясения в Армении в 1988 г.
Русский перевод с армянского из С. Капутикян (1919 — 2006)  сделан и прочитан впервые на двух языках в память о первой  годовщине  стихийного бедствия на Учредительном  собрании АНКЦ в Ташкенте в декабре 1989 г.


2 комментария :

  1. Пока есть память - человек будет человеком. Память о геноциде который пережил армянский народ в 1915 году будет всегда жить в сердцах не только армян. Люди всех наций, и народностей склонив головы перед памятью жертв геноцида армян должны помнить о тех страшных событиях, и жить так чтобы ничего подобного никогда не повторилось ни с одним народом мира.
    СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНУЮ СТАТЬЮ ГУАРИК!
    Александр Евсеев.

    ОтветитьУдалить
  2. Гуарик, скорблю вместе с твоим народом...
    Дания

    ОтветитьУдалить