«Крылья раскинули в полёте
И
мчатся длинным шлейфом дни…
О,
память, ты всегда в почёте,
В себе всю нашу жизнь храни…»
Аман Мухтар
Накануне Дня рождения Тамары Ханум 28 03 16 в Мемориальном доме-музее народной
артистки СССР собрались представители Литературно-творческого объединения
«Данко» и их руководитель Армануш
Маркарян, общественный директор музея Рима Юсупова Фарид Гараев, завсегдатаи
«Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» и другие любители Терпсихоры. Их
приветливо в дверях встретила директор музея Зубайда Александровна Музафарова.
Она ознакомила посетителей с уникальной
постоянной экспозицией музея талантливой
незабываемой народной артистки СССР Тамары Ханум (1906–1991).
Сюда вошли ценные фотографии, музыкальные инструменты, художественные
полотна с изображением первой в республике танцовщицы и исполнительницы
многонационального фольклора, автографы близких Тамаре Ханум друзей, известных
советских и зарубежных деятелей литературы и искусства, а также костюмы разных
народов, в которых посчастливилось ей искусством танца и неповторимого вокала
покорить весь мир. Сегодня творческое наследие "дочери народов", я бы
даже сказала, "гражданина мира» осознаётся как неотъемлемое достояние
нескольких культурных традиций.
Юбилейный праздник открыл ансамбль
Еврейского культурного центра в Узбекистане «Легаван». В красочных национальных
костюмах золотистого цвета самодеятельные артисты исполнили зажигательный
хорезмский танец «Лазги», ожививший вокруг себя экспозицию костюмов, в которых
танцевала Тамара Ханум, ведь за каждым из них таилась «уникальная актриса,
которая могла из малого незначительного жеста, движения создать настоящий
шедевр» (Майя Плесецкая).
Председатель ЛТО «Данко» Армануш
Маркарян представила диктора и режиссёра Розу Эдуардовну Мухтарову, известную в
народе по многолетнему циклу передач на республиканском радио «Память сердца» о
выдающихся деятелях узбекской культуры. Она подробно и эмоционально рассказала
о жизни и творчестве Тамары Ханум, о своих встречах с ней и близкими ей людьми
и показала фотографии из своего личного архива, придавшие очевидную документальность каждому высказыванию лектора.
Гафур Гулям говорил: «Тамара Ханум – зеркало народа, в котором отразилась
культура узбеков». Во время
повествования Розы Мухтаровой перед глазами слушателей возникали незабываемые яркие страницы нашей истории. В
1925 году Тамара Ханум вместе с мужем Мухитдином
Кари-Якубовым в составе делегации
артистов разных национальностей была направлена на Всемирную выставку
декоративного искусства в Париж представлять узбекские народные танцы и песни.
Она покорила европейскую публику не только своим выступлением, но и прекрасными
национальными костюмами из разных областей Узбекистана, в которых проявила себя
и как талантливый художник-модельер.
Созданный в 1926 г. Узбекский, многонациональный по составу, этнографический ансамбль под руководством М. Кари-Якубова, стал для
неё своеобразным университетом. Её учителями и воспитателями были М.
Кари-Якубов, Уста Алим Камилов, Юсуп Кизик Шакарджанов. В 1930 г. впервые в
Москве Тамара Ханум выступила в роли балетмейстера. Изучив этнографические
основы узбекского народного танца, а также яркое, характерное для каждой
области неповторимое фольклорное наследие народных исполнителей, Тамара Ханум,
обогатив их новыми жестами, движениями, штрихами, создала уникальный
своеобразный жанр: «песню-танец», который она сама характеризовала как «синтез
музыки, песни, танца, драматического действия».
Выступление в 1935 году Тамары Ханум вместе с Уста Алим Камиловым,
Тохтасыном Джалиловым и Абдукадыром Исмаиловым в Лондоне на Международном
фестивале танца потрясло сдержанную публику Соединённого королевства. Золотую медаль
Победителя фестиваля ей вручила сама королева Великобритании. Этот
исторический момент зафиксирован на фотографиях музейной экспозиции.
Тамара Ханум создала свой ансамбль узбекских народных инструментов и
активно гастролировала с концертами по всему
свету, вначале под названием «Песни и танцы народов Советского Союза» и потом с
более широким этнографическим охватом: «Песни и танцы народов мира», ведь она
пела на 86 языках, точно передавая речевые
интонации, образы и краски народа
каждой страны. В 1939 году она создаёт
первую балетную школу, ныне выросшую в Хореографический институт в
Ташкенте. Старейшие отечественные хореографы помнят умение Тамары Ханум в течение концерта мгновенно перевоплощаться то в темпераментную испанку,
то нежную сдержанную японку, лирическую русскую девицу-красавицу, стремительную
наездницу монголку, величавую грузинку или
горделивую армянку. У неё было в репертуаре 150 номеров, и каждый образ
был продуман до мелочей: от платья,
обуви, до ювелирных украшений и цветных ленточек. Со своими браслетами она до
конца жизни не расставалась как с талисманом.
Во время Второй мировой войны Тамара Ханум побывала на многих фронтах, дала более тысячи
концертов на призывных пунктах и военных госпиталях, выступала перед моряками Черноморского
флота. Ей даже было присвоено воинское звание «капитана», чем она очень
гордилась. Все гонорары от концертов и денежные сбережения она безвозмездно
отдавала на оборону страны, на изготовление танков и самолётов со словами: «Всё для фронта! Всё для победы!».
В 1943 году свою
Государственную премию Тамара Ханум передала в Фонд обороны страны. На эти
средства был построен танк, гвардейский экипаж которого - бойцы из Узбекистана
- геройски громил врага.
Более 70
лет радовала Тамара Ханум зрителей во
многих уголках мира, исполняя песни и танцы разных народов. Тамара Ханум умерла
в Ташкенте в 1991 г., похоронена на мусульманском кладбище в Чегодае рядом с
выдающимися деятелями политики, науки, искусства Узбекистана. Её заслуги перед
родиной высоко оценены. В 1932 году в 26
лет она получила звание Народной
артистки Узбекистана и в 1956 году стала Народной артисткой Советского Союза. В
1986 году ещё при жизни Тамары Ханум был создан её музей, который открыт для всех в юбилейные праздники и в будни.
На
юбилейном вечере Тамары Ханум прозвучали её собственные стихи «Весна в полях»,
«Спасибо, новый день», «На бойком живу я
месте…» и посвящения Рима Юсупова и Максуда Шайхзаде великой артистке:
***
«Нет, не зря с весною вместе
Ты приходишь сны хранить,
И с тобой в любви и песне
Вечно юношей мне быть.
Ты мой стыд, и откровенье,
И отвага суеты,
Ты – восторг, и ты сомненье
И загадка красоты.
Только музыка, как кони,
Вдаль -
над пропастью годов.
И ты тянешь мне ладони,
Как цветы в пять лепестков.
Не сравнить тебя с другими.
Всё живое власть твоя,
Лишь с собою ты сравнима,
Несравненная моя!»
(Рим Юсупов).
***
«Вы на сцене в одеянье пёстром.
Вы и песня – двум подобным сёстрам.
Вы поёте – и поют глаза.
И уста, и трепетные руки.
Сколько ярких красок в каждом звуке!
Вы поёте – это голоса
Родника, нагорья, океана,
Это песня гордого Пхеньяна,
Это Андалузии напев.
Это смех весёлый Еревана,
Это шёпот аравийских дев,
Это адриатики призывы,
Это упоительно-красивый
Хорезмийский пляшущий мотив.
Это колыбельная Китая,
Это Индия звенит, блистая,
В плен сердца и мысли захватив!..
…Кажется мне, будто люди разных
Нравов, и обычаев, и рас,
Чтоб отпраздновать чудесный праздник,
В доме репетируют у Вас!»
(Максуд Шайхзаде)
По окончании
литературно-музыкальной программы
директор музея Тамары Ханум Зубайда Музафарова дала краткое интервью, в котором
рассказала, что привело её сюда работать и какое общественное значение мемориальный
музей сохраняет для молодёжи в наши дни:
- Я
знаю Тамару Ханум с детства. Здесь при жизни Тамары Артёмовны работали мои
бабушка и мама. Они дружили с великой артисткой. Тамара Ханум даже была у меня
на свадьбе в 1989 году. Воспоминания детства и юности неизгладимы: они меня привели сюда отдавать долг служения уникальной
артистке и ещё более необыкновенному человеку и после её жизни.
Я хочу поблагодарить всех участников
сегодняшнего творческого насыщенного вечера за тепло воспоминаний о ней. Если
будут продолжаться такие вечера в нашем музее, то имя легендарной артистки
Тамары Ханум никогда не забудется и будет согревать живой энергией нас и наших
потомков.
- Какова
посещаемость музея в последние годы?
- Мы за последние годы соблюдаем отчётность
посещаемости музея и контингента наших посетителей. В прошлые годы значительно
больше было людей, лично знавших Тамару Ханум, но, к сожалению, они неизбежно
уходят из жизни, их сменяет новое поколение молодых людей. Многие из них впервые открывают
для себя только в нашем музее имя «первой восточной ласточки», как её назвал А.
В. Луначарский в 20-ые годы прошлого
века, открывшей миру узбекское
танцевальное искусство.
За последние пять лет посещаемость музея
выросла в два-три раза, благодаря указу правительства Узбекистана о повышении
духовно-просветительской работы среди
учащейся молодёжи. Так, в минувшем году
наш мемориальный музей принял до трёх
тысяч посетителей, среди которых были
люди как пенсионного возраста, так в своём большинстве, учащиеся школ, лицеев, колледжей, вузов, а
также иностранные делегации.
Богатое духовное наследие нашей страны должны знать в
Узбекистане и за его пределами. Будучи армянкой, поднять узбекскую
культуру на мировой уровень, - это немаловажный фактор интернационального
характера нашего культурного наследия, которым должны мы гордиться. Очень часто
здесь проходят творческие вечера ташкентских поэтов, художественные выставки,
презентации новых книг. Второго апреля в 16—00 юбилейный праздник Тамары Ханум
продолжит АНКЦ Узбекистана. Здесь состоится музыкально-литературный вечер, в
котором примут участие поэты, певцы,
музыканты, танцовщики. В нашем музее мы ждём всех желающих приобщиться к
искусству, о котором сама Тамара Ханум говорила: «Я танцую во имя мира, и моё искусство
вышло из узбекского народа. Моё творчество нашло признание у народов всего
мира».
Гуарик
Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий