«В то время я гостила на земле…»
А. Ахматова
Два
выдающихся деятеля русской культуры – поэт-«летописец эпохи» Анна Андреевна
Ахматова (1889-1966) и один из наиболее значимых композиторов XX века, пианист,
дирижёр и педагог, профессор Серге́й Серге́евич Проко́фьев (1891- 1953) — ушли
в один знаменательный день – пятого марта. В этот же день в 1953 году скончался
«отец народов» И.В. Сталин. Скромная
могилка Анны Ахматовой в Комарово близ Санкт-Петербурга и ещё более аскетичный
серый гранитный памятник Сергею Прокофьеву на Ново-Девичьем кладбище в Москве
красноречиво говорят о том, что оба художника не признавали смерть как таковую
и знали при жизни секрет своего бессмертия в их
самоотверженном служении вечному искусству – слова и музыки.
Поэзия
Анны Ахматовой была близка Сергею Прокофьеву своей музыкальностью. Они были
знакомы. Сергей Прокофьев написал в 1915 году пять романсов на стихи Ахматовой
после знакомства с её первыми поэтическими сборниками: «Вечер», «Четки», «Белая
стая».
Поминальный
вечер в «Мангалочьем дворике А. Ахматовой »
при РЦНК Узбекистана в Ташкенте открыла
его общественный директор А.В. Маркевич.
Она напомнила поклонникам поэзии последние страницы жизни и творчества Анны
Ахматовой и её спокойное и даже
ироничное отношение к неизбежности своего ухода и глубочайшее прозрение её
бесконечного творческого бытия. Духовное
всевластие поэзии не позволяло ей, одной из великих женщин прошлого столетия, смирением и плачем
вымаливать у судьбы, своих современников, многие из которых были
палачами-«ждановцами», узурпировавшими право «конвоировать» культуру и всю
духовную жизнь многомиллионного народа, снисхождение и сострадание к себе. До
конца своих дней она осознавала себя пророчицей вечной жизни русского языка,
защитницей его от фашистского варварства и бесчеловечия: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и
чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём Навеки!» Эти стихи
она написала в Ташкенте. В последние годы её жизни, когда она была
вознаграждена возвышенным вниманием читающего мира Европы, где она вновь
побывала полвека спустя – в Оксфорде, на
Сицилии, в Париже, и в наше время они
обрели всемирное эхо. Это и есть творческая победа гения над «бегом времени».
Об
этом триумфе жизни над смертью в этот поминальный вечер говорили, читали
ахматовские стихи и исполняли романсы на
её стихи участники литературно-музыкальной программы, давние
друзья и новообращённые «ахматовцы».
Профессор Государственной консерватории Узбекистана
Ирина Галущенко (клавищные) и оперная певица Елена Шавердова (сопрано) исполнили романсы С. Прокофьева на стихи
Ахматовой. И. Галущенко в знак
приношения памяти Ахматовой также
исполнила её любимые классические произведения: вальс из оперы «Война и мир»
(мы его хорошо знаем по одноимённому к/ф режиссёра Сергея Бондарчука и старым советским виниловым пластинкам) и марши С. Прокофьева, мазурки Ф. Шопена.
Актриса Молодёжного театра «Лабирус»
(«Лабиринт») Юлия Хорохова выразительно
прочитала
наизусть стихи А. Ахматовой и посвящение М. Цветаевой великой её современнице.
Чтец-декламатор Ирина Парамонова озвучила посвящения А. Маркевич Анне Ахматовой
и её окружению. Композитор и исполнитель
авторской песни Геннадий Арефьев, исполнил
любимые романсы на стихи Анны
Ахматовой: «Муза», «Поэт» и другие,
среди которых особую симпатию вызвал
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…». Поэт
Олег Бордовский посвятил Анне Ахматовой
венок сонетов, взяв в качестве магистрального сонета «Художнику» («Мне всё твоя мерещится
работа…») . Заслуженный артист Узбекистана
Шукрулла Ахмеджанов, в последнее время постоянный участник
литературно-музыкальных вечеров в РЦНК в Ташкенте, вдохновенно исполнил на национальном деревянном духовом
инструменте «нае» одну из узбекских мелодий, которыми наверняка
заслушивалась Анна Ахматова, проведя три весны в Ташкенте
(1941-1944), где она для себя открыла:
«И Ташкент в цвету подвенечном…
Скоро там о верном и вечном
Ветр азийский расскажет мне…»
А. Ахматова.
Поэма без героя.
Автор этих строк прочитала «Последнее и третье посвящение» из самой загадочной в русской литературе «серебряного века»
«Поэмы без героя», которую Ахматова
писала с 1940-1962 гг. в Ленинграде-Ташкенте-Москве и посвятила её
ленинградцам-блокадникам. В качестве главного героя этой поэмы автор подразумевала
совесть. Это произведение ещё
называли поэмой о конце. Только одна эта
поэма уже даёт её автору право на бессмертие.
И.
Галущенко в этом произведении отметила
наряду с другими достоинствами ярко
выраженную музыкальную трансформацию образов поэмы – от драматического
импрессионизма Мусоргского с его пьяным разгулом толп, к героической Седьмой
симфонии Шостаковича и далее к светлой музыке Шопена и надмирной «Чаконе» Баха, переданной одним лишь голосом скрипки даже без сопровождения. Всё время
присущее поэме сознание конца, суда над миром и нами не нарушает общего
музыкального строя произведения: это не драматический срыв; это – финал.
Многие
гости готовы были на призыв А.В.
Маркевич сказать своё сокровенное слово об Анне Ахматовой. Среди них: молодой
поэт и скульптор по профессии Алексей Торопцов, прочитавший стихи Ахматовой и
исполнивший романс под гитарный аккомпанемент на стихи русского поэта; ученица лицея Надежда Сапсай и её мама Фатима
Ситтарова из Алмалыка, выразительно читавшие стихи Ахматовой.
На вечере присутствовали заочно давние друзья, ветераны ахматовского музея. А.Н.
Давшан, долгие годы работавшая доцентом
НУУ имени М. Улугбека в Ташкенте, в настоящее время проживает в Москве.
Она, благодаря скоростному интернету, своевременно прислала письмо А.В.
Маркевич, чтобы принять участие в поминальном вечере и отдать дань памяти любимому поэту «серебряного века». А.Н.
Давшан. со свойственной ей исследовательской жилкой учёного-филолога, в XXI веке
открывая новые неизвестные факты и знакомясь с новыми публикациями, пытается
увидеть в прошлом незамеченное ранее и, как оказалось по заинтересованности и
благодарной реакции слушателей, необходимое нам сегодня. Это содержательное письмо
озвучила блогер и давний друг ахматовского
музея Раиса Крапаней:
«Что в имени тебе моем?..»
Сочетание
имени и фамилии Анна Ахматова живет более ста лет. Когда его услышала Марина
Цветаева, реакция оказалась мгновенной: «Какое полное отсутствие уюта!» Имя и
псевдоним А.А.Ахматова объясняла верностью памяти предков – бабушка Анна
Егоровна Мотовилова из княжон Ахматовых. Позже Анна Андреевна недоумевала, как
ей пришло в голову из имени татарского предка сделать фамилию для русского
поэта. Но имя свое она любила, а из библейских книг знала о его ветхозаветном
происхождении и присутствии в Новом Завете. Видимо, поэтому имя Анна
«сладчайшее для губ людских и слуха».
Как
все это отразилось в ее творчестве? Себя назвать Анной она допускает в исключительном
случае, только при счастливом воспоминании о давно ушедшем времени: «Говоришь
мне ты, по-прежнему называешь Анной». Чаше создается ситуация, когда, говоря о
тезке, что-то припоминается о себе. Приятно, когда речь идет об «ореховых рамах
у зеркал, Каренинской красою изумленных». Анна Каренина в ХIХ веке и Анна Ахматова в ХХ
веке, для обеих: «Не с каждым местом
сговориться можно, чтобы оно свою открыло тайну».
Более
прозрачен эпизод, где приходится писать об Анне Гумилевой, второй жене Николая Гумилева:
«И женщина какая-то мое единственное место заняла, мое законнейшее имя носит,
оставивши мне кличку, из которой я сделала, пожалуй, все, что можно». Цитируемый
цикл «Северные элегии» сохранился не полностью, в нем провалы, темные места, но
горькую мысль поэта уловить можно: «Мне подменили жизнь».
Проекция
личной жизни на историческую тематику зашифрована в стихотворении «Причитание»
с точной датой написания, следовательно, важной для поэта, «24 мая 1922, Петербург», хотя город уже давно Петроград. Отсылка
комментаторов к Псалтыри помогает проникновению в подтекст. «Восшумели народы,
двигнулись царства… Приидите и видите дела Господа, – какие произвел Он
опустошения на земле (Псалом 45. 7-9). У Анны Ахматовой читаем как продолжение:
«Колокол заговорил не набатным, грозным голосом, а прощаясь навсегда. И выходят
из обители, ризы древние отдав, чудотворцы и святители, опираясь на клюки».
Про
Анну две строки: «Анна – в Кашин, уж не княжити, лен колючий теребить». За ними
трагическая история шестисотлетней давности из времени казней. Соперничество
между Тверским князем и князем Московским за первенство продолжалось почти
двадцать лет. В результате Тверской князь Михаил в 1318 году мученически погиб
в Орде не без содействия Юрия Московского, ханского зятя. Сын Тверского князя
Дмитрий отомстил за отца, но сам в 1324 году был казнен по приказу ордынского
хана. Великая княгиня Анна уехала из Твери в Кашин и ушла в монастырь, где
прожила еще пятнадцать лет.
Тверской
князь Михаил очень давно святым признан как мученик. Благоверная княгиня Анна
Кашинская канонизирована через шестьсот лет в 1909 году. Ее день 25 июня. Анна
Ахматова родилась 23 июня, в 1889 году. Анны Кашинской в Святцах еще не было,
но к ней Анна Андреевна почувствовала особую близость: года не прошло, как
расстреляли Николая Гумилева и мученический путь «Анны всея Руси» (Марина
Цветаева) уже начался.
…Памяти
Анны Ахматовой посвящено много стихов, в том числе и ташкентскими поэтами.
Вольный сонет «Ташкент. 1943» Александра Файнберга с яркой финальной строкой
«Ахматовой распахнутые двери» – одно из самых известных его стихотворений. Но
есть еще одно, написанное в ХХI веке, где произнесено имя
Анна:
* * *
Поля России иль каньоны Штатов –
все шатко, моя милая, все шатко.
И цвет индонезийских островов,
и Африка, и мощь британских львов.
Что будет с ними и что будет с нами,
когда рванут последние цунами?
Да ничего, родная. Ничего.
Соленый ветер остудит чело.
Лишь волны мирового океана
вздохнут нам: – Александр…
Марина…
Анна…
Поля России иль каньоны Штатов –
все шатко, моя милая, все шатко.
И цвет индонезийских островов,
и Африка, и мощь британских львов.
Что будет с ними и что будет с нами,
когда рванут последние цунами?
Да ничего, родная. Ничего.
Соленый ветер остудит чело.
Лишь волны мирового океана
вздохнут нам: – Александр…
Марина…
Анна…
(А.
Файнберг).
Слово
Анны Ахматовой живет более ста лет…»
Эней Давшан с супругой
Александрой Николаевной Давшан из Москвы по интернету пожелали славной
подвижнице Альбине Витольдовне Маркевич, создателю музея «Мангалочий дворик
Анны Ахматовой» (1999), организатору и
ведущему всех просветительских вечеров в
нём поклон и пожелания дальнейших успешных свершений при наличии доброго
здоровья. К этим пожеланиям присоединились все участники программы и гости
клуба-музея в канун Международного женского праздника и подарили хозяйке «Мангалочьего дворика» букеты алых гвоздик и весенних жёлтых нарцисов.
Гуарик Багдасарова
Жаль, что я не узнала об этом вечере заранее... Очень люблю Ахматову... и Давшанов. Спасибо за интересный материал.
ОтветитьУдалить