Этот
праздник широко отмечается во многих театрах республики. Как правило, это
постановки новых спектаклей, как узбекских, так и зарубежных авторов. В клубе «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» при РЦНК Узбекистана 24 03 14 состоялся литературно-музыкальный
вечер, посвящённый Всемирному дню театра
(27 марта).
Гостями
вечера была в недавнем прошлом актриса, педагог по сценической речи и
актёрскому мастерству Елена Бурова, много лет проработавшая в Молодёжном театре Узбекистана под
руководством Наби Каюмовича Абдурахманова, и простые любители Мельпомены, среди которых
были поэты и барды из ЛТО «Данко», КАП и
поэзии «Арча», а также большая любительница литературы Надежда Сапсай со своей
дочерью Фатимой Ситтаровой из Алмалыка.
Директор
ахматовского клуба-музея А.В. Маркевич открыла праздничную программу рассказом
о своём увлечении театром с довоенного детства в 30-ые гг. прошлого века, когда с театральных подмостков
можно было узнать больше правды о своём времени, чем в окружающей жизни, когда
люди жили в постоянном страхе и боялись произнести лишнее слово. Альбина
Витольдовна за свою долгую жизнь познакомилась с разными театрами и их
направлениями в 32 городах бывшего Союза и этим фактом своей личной биографии
очень гордится. Она рассказала о своих
встречах во время заочной учёбы в
Ленинградском институте имени И.Е. Репина
с артистом Большого драматического театра и кино Сергеем Юрским и их продолжающейся
дружбе до сих пор.
Первое
знакомство с актёром С. Юрским у А.В.
Маркевич состоялось в ленинградском Большом драматическом театре в 1964 году,
где он играл Чацкого в знаменитом
спектакле «Горе от ума» по пьесе А. Грибоедова, поставленном Г. Товстоноговым.
Свои зрительские симпатии Маркевич
выразила весьма своеобразно. Она отправила из Ташкента в северную столицу любимому артисту посылку с сухофруктами и длинным посланием, в котором подробно
передала свои переживания от увиденного
спектакля. Так началась их многолетняя полувековая дружба. А.В. Маркевич ежегодно в международный День
театра проводит в клубе «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» вечера творчества С.
Юрского, расширяя круг почитателей его многогранного таланта.
Выставка
книг С. Юрского с адресными автографами
для А.В. Маркевич и её личные воспоминания о нём дополнили наше представление о
многогранном талантливом деятеле театральной культуры, кинематографа, литературы,
который скромно отрицает свою принадлежность к интеллектуалам, но остаётся им всегда до мозга костей.
Елена
Бурова откровенно и эмоционально рассказала о своём увлечении театром, начиная
с детсадовского возраста и продолжившимся в Молодёжном театре в Ташкенте. После
окончания школы-студии при Молодёжном театре Узбекистана и заочного отделения
режиссёрского факультета Института культуры
её главным достижением артистической
карьеры была главная роль принцессы в спектакле
«Принцесса Турандот» по мотивам комедии-сказки К. Гоцци.
«Этот
спектакль был не только настоящим событием в моей жизни, - рассказывает Елена,
- но и в театральной жизни стран СНГ и
самой России. В театре Наби Абдурахманова всегда есть смысл, который надо
неутомимо раскрывать… Работа в театре
мне помогла в настоящее время записывать и выпускать аудиодиски с текстами литературных
произведений».
По
просьбе А.В. Маркевич, своё актёрское и речевое мастерство Елена Бурова продемонстрировала, сыграв
отрывок из спектакля «Принцесса Турандот». Это было похоже на театр одного
актёра.
Надежда
Сапсай из Алмалыка растрогала публику своим откровенным рассказом, как она
смогла поднять свою больную дочь,
перенёсшую ДЦП, её увлечением театром и
в настоящее время пропагандирует среди
детей с ограниченными возможностями любовь к театру.
Литературно-музыкальную
программу дополнил Лауреат фестивалей
авторской песни Геннадий Арефьев. Он исполнил песни на стихи Сергея Юрского («Платье»)
из его сборника поэзии и прозы «Жест» и Александра Блока из его стихотворных
циклов о Прекрасной даме, «Кармен», имеющих косвенное отношение к театральным
впечатлениям русского поэта «серебряного века». Они отличались пронзительной
откровенностью, богатым эмоционально-смысловым насыщением и особым
интонационно-голосовым аспектом художественной речи.
Многие,
в том числе автор этих строк, продолжили праздновать День театра в ГАБТЕ имени
А. Навои, где в этот вечер с большим успехом шла опера Ж. Бизе на французском
языке «Искатели жемчуга». В спектакле, как в лучших классических постановках,
побеждали Добро, Красота и Любовь, поэтому
благодаря музыке и высокому смыслу оперы, всё было понятно без перевода.
На тревожном фоне противоречивого состояния культуры современный классический театр в духе "Школы современной пьесы" С. Юрского
призывает зрителей к сохранению традиционных культурных универсалий, к
неувядаемым общечеловеческим
гуманитарным ценностям, объединяет и примиряет народы бывшего Союза и всего мира.
Гуарик Багдасарова
Комментариев нет :
Отправить комментарий